Правовое регулирование государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

  В целях совершенствования системы  управления долгом в части учета  и регистрации государственных  заимствований Правительству Российской Федерации во исполнение статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо разработать нормативный акт, в  котором должны быть определены состав, порядок и сроки предоставления информации для внесения в Долговую книгу соответствующими органами власти. Отсутствие в настоящее время данного нормативно-правового акта ведет к тому, что информация в долговую книгу предоставляется не по мере возникновения обязательств, а также в объеме, который затрудняет объективный учет и регистрацию.11 Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Основы  классификации государственных  займов.

    Основными видами ценных бумаг  по государственному кредиту  являются государственные займы,  государственные казначейские обязательства  (КО) и государственные краткосрочные  обязательства (ГКО).

    В целом государственные займы  могут быть классифицированы  по следующим признакам:

  • По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
  • По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
  • По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на :

  а) реализуемые только среди  населения. Так, специально для  населения был выпущен от 19 февраля  1992 года, который назывался о государственном  внутренним выигрышном займе  1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года”;

  б) реализуемые только среди  юридических лиц. Примером может  служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

  в) реализуемые как среди юридических  лиц, так и среди населения.

  Примером может служить широко  обращающиеся сейчас ГКО о  КО, которые государство намерено  продавать не только коммерческим  и государственным структурам, но и населению.

  • По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  а) процентно-выигрышные, где владельцы  долговых обязательств процентного  займа получают твердый доход  ежегодно путем оплаты купонов  или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

  б) выигрышные, где получатель  получает доход в форме выигрыша  в момент погашения облигации,  доход выплачивается только по  тем облигациям, которые попали  в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако  они сейчас в РФ не выпускаются;

  в) беспроцентные (целевые) займы  предусматривают выплату доходов  держателям облигаций или гарантируют  получение соответствующего товара, спрос на который в момент  выпуска займа не удовлетворяется.

Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые  по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

  Принудительные займы применяются  только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к  займам принудительным, по этому также не применяются.

  • По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами.

  Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные  займы оформляются подписанием  соглашения, договоров, а также путем  записей в долговых книгах и выдачей  особых обязательств. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных

  соглашениях, где оговаривается  уровень процента, валюта предоставления  и погашения займа и другие условия.

    Внешние облигационные займы  на иностранных денежных рынках  от имени государства-заемщика  размещаются, как правило, банковским  консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

  • По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92. На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

    На Министерство финансов РФ  возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

    На банковскую систему возложена  обязанность реализации ценных  бумаг. Причем Центральный банк  РФ производит первичную реализацию  государственных ценных бумаг,  играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

    Центральный банк и его учреждения  на местах осуществляют операции  по размещению долговых обязательств  РФ, их погашению и выплате  долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

    Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых  обязательств РФ осуществляются  за счет федерального бюджета РФ.

    Контроль за состоянием государственного  долга осуществляется представительными  и исполнительными органами государственной власти.

    В соответствии с Законом “О  государственном внутреннем долге  РФ”. Правительство РФ публикует  ежегодно, не позднее мая текущего  года, сведенья о состоянии государственного  внутреннего долга за предыдущий  финансовый год. 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо, мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

  Но  оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость  погашения государственного долга  требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения  долговых обязательств и уплата процентов  по ним отвлекают часть бюджетных  доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания  производственного и интеллектуального  потенциала общества.

  Главных задач системы управления внешним  долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками  финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление  контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг. 
 

  Список  использованной литературы

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2007

  2. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов  высших учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,2006

  3. Вавилов Ю.А. Государственный  кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 2004.

  4. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая  система России. - М.: ИНФРА-М, 2007

  5. Дадашев В. Финансовая система  России. М.: Инфра-М, 2007.

  6. Кредиты. Инвестиции. - М.: «Приор», 2005.

  7. Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 2007

  8. Финансовое право /Отв. ред.  Н.И. Химичева.-- М.: Юристъ, 2006

  9. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2003

  10. Финансы. Денежное обращение.  Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007

  11. Финансы: Учебное пособие / Под  ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы  и статистика, 2004

Информация о работе Правовое регулирование государственного кредита