Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет правовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью в области финансов.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и структуру правового регулирования налогов и сборов. В данной курсовой работе мною будут рассмотрены особенности налогового законодательства, правовое регулирование налогообложения физических и юридических лиц а, в частности: • рассмотрены объекты налогообложения; • исследованы налоговые ставки; • найдено определение сущности налогов и сборов, рассмотрены их виды, функции; • обращено особое внимание на налоговую ответственность; • проанализировано правовое регулирование физических лиц;

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
Глава 1 Правовое регулирование налогов и сборов 4
Основы налогового законодательства 4
Глава 2 Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения юридических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения физических лиц 18
Практическая часть 25
Заключение 27
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Фин. право - Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

Рассматривая вопросы  налоговых ставок, необходимо отметить имеющуюся особенность. В частности, законодатель установил прогрессивный  характер налоговых ставок (13%, 30%, 35% — явная прогрессия), но сохранил прежний подход к определению  размера налоговой ставки. Вместе с тем в НК РФ с 2001 г. отсутствует  прежний ориентир — совокупный доход, полученный в календарном году, предусматривавшийся в ст. 2 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», что является положительным фактором в снижении в известной степени налогового давления (бремени) на налогоплательщиков - физических лиц.

Физические лица наряду с  вышеупомянутым законом являются плательщиками  налога на имущество, переходящее в  их собственность в порядке наследования или дарения. Этот вид налогообложения  закреплен Законом РСФСР «О налоге с имущества, переходящего в порядке  наследования или дарения», принятым Верховным Советом 12 декабря 1991 г. и  введенным в действие с 1 января 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом  от 27 января 1995 г.

Объектами налогообложения  согласно ст. 2 Закона являются: жилые  дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия  из драгоценных металлов и драгоценных  камней и лом таких изделий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизированных счетах физических лиц; стоимость имущественных и земельных долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налоги с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляются по разным ставкам. Например, при наследовании имущества стоимостью от 850- до 1700-кратного установленного законом  размера минимальной месячной оплаты труда наследники первой очереди  уплачивают 5% стоимости имущества; наследники второй очереди — 10% стоимости  имущества; другие наследники — 20% стоимости  имущества.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по разным ставкам. Например, при стоимости переходящего в  порядке дарения от 80- до 850-кратного установленного законом размера  минимальной месячной оплаты труда дети, родители платят 3% стоимости имущества; другие физические лица — 10% стоимости имущества; при стоимости имущества от 851- до 1700-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда плюс 7% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда плюс 20% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Таким образом, ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, и ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, имеют некоторые различия. В частности, ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, ниже ставок налога с имущества, переходящего в  порядке дарения.

Закон предусматривает и  льготы по налогу, например, согласно ст. 4 этого же нормативного акта от налогообложения  освобождаются: имущество, переходящее  в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или  в порядке дарения от одного супруга  другому; жилые дома (квартиры) и  паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения).

Сведения (информация) о доходах, расходах, льготах, правильности исчисления налога, своевременности его уплаты отражаются в таких документах, как  декларации, справка, акт проверки и  др. Основным документом в этих условиях согласно ст. 229 НК РФ является декларация.

Доходы, получаемые в натуральной  форме, учитываются в составе  совокупного годового дохода по государственным  регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам.

Декларация имеет определенную форму, которая была утверждена Инструкцией  Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 8.

Декларацию и справки  о доходах по месту основной и  дополнительной работы представляет физическое лицо налоговой инспекции (в налоговый  орган) по месту проживания налогоплательщика. С 2001 г. подлежат налогообложению доходы по месту основной работы.

Декларация о совокупном годовом доходе подается гражданами, имевшими, в течение отчетного  года основное место работы и получившими  в этот период доходы помимо этого  основного места работы, а также  гражданами, не имевшими основного  места работы в течение отчетного  года и получившими в течение  этого года какие-нибудь доходы.

Не представляют декларацию в налоговые органы граждане, которые  имели налогооблагаемые доходы только по месту основной работы и за этот период не получили других налогооблагаемых доходов и которые в отчетном году получили из всех видов источников совокупный доход в размере до 30 000 руб.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из доходов. Такими документами являются: справка жилищно-эксплуатационной конторы (домоуправления) о наличии иждивенцев; справка учебного заведения об обучении детей (ребенка) на дневной форме обучения вуза, техникума и, т.д. Форма и содержание этих документов определены Госналогслужбой Российской Федерации.

Декларацию и справку  о доходах по месту основной работы физическое лицо представляет в налоговую инспекцию.

 

Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства.

 

Действующее законодательство установило виды и размеры ответственности физических лиц за налоговое правонарушение, а также его состав.

Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности  являются: Закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 13); Закон от 7 декабря 1991 г. « О подоходном налоге с физических лиц» (ст. 22); Закон от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» (ст. 10, 12); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Налоговый кодекс РФ, ч. I; Уголовный кодекс (ст. 198).

Для привлечения к ответственности  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность. Основанием для применения налоговых санкций является не использование  налогоплательщиком своих обязанностей при наличии у него объекта налогообложения.

Нарушения налогового законодательства проявляются в виде:

    • сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения; отсутствия учета объекта налогообложения;
    • несвоевременной или не в полном объеме уплаты налогов;
    • невыполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
    • непредставления налоговым органам документов и сведений, необходимых для исчисления, а также банкам для уплаты налогов;
    • ведения учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка.

 

Практическая часть

 

Задача №1

Семья Васильевых желает переехать  на новое место жительства из г. Казань в г. Москву, и с целью приобретения в г. Москве квартиры они будут вынуждены продать квартиру, дачу, гараж в г. Казани.

Дайте юридическую консультацию Васильевым: будут ли суммы, полученные от продажи данного имущества, рассматриваться  как получение дохода и включаться в совокупный годовой доход?

 

Решение:

НДФЛ - это налог, которым облагаются доходы физических лиц, т.е. граждане. НДФЛ исчисляется за календарный год  нарастающим итогом.

Васильевы продав свою квартиру, согласно НК РФ должны в обязательном порядке предоставить свою декларацию по НДФЛ.

При определении размера налоговой  базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Важно установить, в течение какого срока проданное имущество находилось в собственности гражданина.

Если  имущество на момент продажи находилось в собственности плательщика 3 года и более, то облагаемый доход при  его продаже не возникает (имущественный  вычет предоставляется в сумме  выручки от продажи) (подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ)

Задача  №2

Налоговая инспекция г. Троицка провела проверку на строительном предприятии "Прогресс". При проверке было установлено, что годом раньше начальник строительного участка Рылов получил под отчет 100 000 руб. на приобретение цемента. Отчет о расходовании полученной Рыловым суммы не составлялся, а бухгалтерия предприятия списала ее на убытки. Постановлением налоговой инспекции полученная Рыловым сумма была включена в его совокупный доход. Рылов подал жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию.

Подлежит  ли жалоба Рылова удовлетворению? Дайте  юридическую оценку законности действий налоговой инспекции.

Решение:

Для учета операций по расчетам с  работниками, получившими наличные деньги на определенные цели, в бухгалтерском  учете используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Подотчетные  суммы, не возвращенные работниками  в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» В дальнейшем они списываются со счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (Когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника). Суммы, не возвращенные подотчетным лицом, либо суммы превышения установленных норм, не подтвержденные документально, подлежат включению в совокупный доход работника и обложению налогом на доходы с физических лиц. Эти суммы не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, а уплаченный по ним НДС не относится к налоговым вычетам.

Задача №3

Предприятие "Рубин" занимается кожевенным производством и работает по упрощенной системе налогообложения.

Укажите, должно ли оно вносить  плату за загрязнение окружающей среды.

Решение:

Перечень субъектов, обязанных  вносить экологические платежи, устанавливается Федеральными законами, регулирующими отдельные виды природопользования (например, Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом  от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и т.д.) К ним относятся  как российские, так и иностранные, физические и юридические лица, осуществляющие любые виды предпринимательской  деятельности, связанной с природопользованием. Ростехнадзор своим приказом от 08.06.2006г. установил следующие сроки внесения платы за загрязнение окружающей среды:

По итогам первого квартала - до 20 апреля отчетного года, по итогам второго квартала- до 20 июля отчетного года, по итогам третьего квартала- до 20 октября отчетного года, по итогам четвертого квартала- до 20 января следующего года. Природопользователям следует учесть, что при невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду к ним могут быть применены штрафные санкции по статье 8.41 КоАП РФ (от 50 до 100 тыс. рублей).

 

Ч98 Заключение

Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых  правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, говорится: "Каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы".

Содержание обязанности  по уплате налогов и сборов заключается  в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности  уплатить законно установленный, правильно  исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка  и срока налог или сбор.

Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства  или территориально-административного  образования (например, субъекта РФ или  муниципалитета), порождает возникновение  у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность  уплатить такой налог (сбор).

Важнейшим критерием выступает  законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:

  • в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установленным законодателем;

Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе  Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.

  • в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом Российской Федерации".

Информация о работе Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц