Правовой статус лиц, содействующих налоговому администрированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Анализу правового статуса приведенных субъектов налогового администрирования и посвящено содержание настоящей работы. Внимание здесь уделяется по большей части их правам, обязанностям и гарантиям, предоставляемых указанным лицам при их участии в налоговом администрировании.
В отличие от административного производства свидетели, понятые, эксперты, специалисты и переводчики не участвуют в производстве налогом, как в таковом, они привлекаются в выездных налоговых проверках. Эти правовые институты являются важным элементом налогового администрирования, их содействие налоговым органам играет важную роль в контроле (надзоре) за законностью деятельности налогоплательщиков и укреплению правосудия налогового производства в целом.

Работа содержит 1 файл

правовой статус лиц.docx

— 47.76 Кб (Скачать)

6) давать пояснения по ходу своих действий"11.

     Таким образом, мы видим, что правовое положение  специалиста, участвующего в осуществлении  налогового администрирования, отличается от статуса эксперта.

     Хотя  и эксперт, и специалист являются сведущими лицами: обладают специальными знаниями в области науки, искусства, техники или ремесла; их участие  возможно и протекает по процессуальным нормам, между этими лицами есть ряд отличий: по функции (эксперт  проводит исследование представленных данных, а специалист оказывает помощь налоговым (и другим компетентным) органам  в выявлении и фиксации таких  данных, осуществлении определенных процессуальных действий, консультирует  и т.п.); по конечному результату деятельности (результатом деятельности эксперта является получение новых фактов, являющихся самостоятельным источником доказательств по делу и оформляемым в виде "заключения эксперта"; специалист новые факты не устанавливает, его заключение не является самостоятельным доказательством в налоговом дело производстве)12.

     Теперь  остается рассмотреть правое положение  переводчиков, свидетелей и понятых. Об этом далее по ходу работы.

  1. Переводчики

     В Российской Федерации, как в демократическом  государстве, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества13. Это положение распространяется на все процессуальное законодательство России. Исключением не является и налоговое законодательство.

     В необходимых случаях для участия  в действиях по осуществлению  налогового администрирования, а конкретнее налогового контроля, на договорной основе может быть привлечен переводчик14.

      По  поручению руководителя (должностного лица, налогового органа), который его  назначил переводчик должен явиться  и выполнить точно порученный ему перевод (специальная

литература, нормативно-техническую, бухгалтерскую  и иную документацию организации, по деятельности которой проводится налоговая  проверка). Выполняет устные и письменные, полные и сокращенные переводы, обеспечивая  при этом точное соответствие переводов  лексическому, стилистическому и  смысловому содержанию оригиналов. Это является важным условием участия переводчика, он предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод.15

      Переводчик, привлекаемый органами, осуществляющими  налоговое администрирование должен знать иностранный язык, требуемый для проведения налоговой проверки, действующую систему координации переводов, специализацию деятельности налоговых органов.

      Ответственность переводчик несет в соответствии с нормами действующего уголовного законодательства16.  Кроме того, может быть привлечен к ответственности за нарушение  договора, в котором предусмотрено неразглашение налоговой тайны, если такова стала известна лицу (переводчику).

       Итак, деятельность переводчика в налоговом администрировании обладает легитимным правовым статусом, но в его обеспечении переводчик должен активно участвовать сам, для чего необходимо иметь представление о Российском законодательстве. По текущим вопросам своей деятельности он может проконсультироваться со специалистам для предоставления налоговым органам более точного перевода17. 

  1. Свидетели и понятые.

      В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля18. При этом показания свидетеля обязательно должны быть оформлены протоколом, чтобы они отвечали признакам достоверности. Только оформленные в соответствии с общими требованиями к протоколу, установленными, протоколы допроса свидетелей являются надлежащими доказательствами по делу.

      В качестве свидетелей не могут допрашиваться:

лица, которые  не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для  осуществления налогового контроля (малолетний возраст, физические или  психические недостатки);

лица, которые  получили информацию, относящуюся к  профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, аудитор).

Перед получением показаний должностное  лицо налогового органа предупреждает  свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний  либо за дачу заведомо ложных показаний. Об этом делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Ответственность предусматривает  штраф в размере за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин и штраф за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний19.

      Неотъемлемым  элементом правового статуса  свидетеля согласно 51 статьи Конституции  РФ является право отказаться от дачи показаний, свидетель не обязан давать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Наряду с супругом близкими родственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. При этом право определенных лиц на отказ от дачи показаний (в частности, адвоката, депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации) закон связывает с характером осуществляемой ими деятельности20. 

      Понятой – незаинтересованное  лицо, привлекаемое компетентным органом для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Понятые вызываются в количестве не менее двух21.

      Анализ  процессуальных норм, образующих институт понятых процессуальном законодательстве, позволяет обозначить следующие права понятого: право знать свои права и обязанности, право делать замечания по поводу произведенных действий, которые подлежат занесению в протокол соответствующего процессуального действия, право на сохранение среднего заработка по месту его работы или на вознаграждение за отвлечение его от обычных занятий за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, осуществляющему производство по делу.

      Обязанности понятого сводятся к обязанности удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых он

присутствовал. Понятой обязан подписать протокол процессуального действия, при производстве которого присутствовал понятой22.

      К гарантиям свидетеля и понятого относится гарантии его безопасности. При наличии достаточных данных о том, что свидетелю, потерпевшему, их родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества или другими противоправными действиями, компетентные органы (суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель) могут применить меры безопасности (одну или одновременно несколько), гарантированные законодательством:

1) сохранение в тайне личности свидетеля при его допросе, опознании и других следственных действиях;

2) личная охрана, охрана жилища и имущества (с использованием технических средств наблюдения, противопожарной и охранной сигнализации);

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (запрет на выдачу сведений о нем из государственных и иных информационно-справочных фондов, изменение номеров его телефонов и государственных регистрационных знаков используемых им или принадлежащих ему транспортных средств);

4) изменение места работы (службы) или учебы (временно или постоянно);

5) временное перемещение в безопасное место.

     Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности  производятся только в случаях, если безопасность не может быть обеспечена другими мерами23.

     Наиболее  часто применяются личная охрана, выдача средств защиты, обеспечение  конфиденциальности сведений и перемещение  в безопасное место. Применение таких  мер, как изменение внешности, замена документов, изменение места работы, переселение на другое место жительства практически пока мало реально из-за недостаточной правовой регламентации и отсутствия необходимых для этого денежных средств. 

     P.S.: Стоит так же отметить такие гарантии лиц, содействующих налоговому администрированию, как возмещение понесенных ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

     Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную  ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

     За  работниками, вызываемыми в налоговый  орган в качестве свидетелей, сохраняется  за время их отсутствия на работе в  связи с явкой в налоговый  орган заработная плата по основному  месту работы.

     Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом  по выполнении ими своих обязанностей.

     Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются  из федерального бюджета24. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Очевидно, что налоговые органы нуждаются в привлечение лиц, которые могли бы оказать содействие налоговому администрированию, при проведении налоговой проверки.

     Процессуальные  нормы российского законодательство возлагает большую задачу, на лиц, содействующих правосудию (налоговому администрированию в том числе). Без их участия проведение любых следственных действий, налоговых проверок, было бы невозможным.

     В своей контрольной работе я постарался рассмотреть три аспекта правого  статуса лиц, содействующих налоговому администрированию. Это права, обязанности  и гарантии (согласно Кучерову И.И.). Особое внимание было уделено их обязанностям, поскольку лица эти привлекаются в законодательном порядке с целью получения сведений по поводу налоговой проверки.

     Таким образом, лица, привлекаемые органами, осуществляющими налоговый контроль обладают и пользуются достаточно широким комплексом прав, позволяющих объективно и легитимно поддержать потребности этих органов в осуществлении налогового администрирования. В тоже время, широкий круг обязанностей позволяет создать гарантии для охраняемых законом прав и интересов этих лиц.

     Надеюсь, что мне удалось в своей  работе раскрыть тему (основные положения  правового статуса лиц, содействующих  налоговому администрированию).

Информация о работе Правовой статус лиц, содействующих налоговому администрированию