Правовой статус налоговых агентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать содержание и особенности правового статуса налогового агента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержания понятия «налоговый агент»;
- охарактеризовать содержание прав и обязанностей налогового агента;

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности правого статуса налоговых агентов
1.1. Правовой статус налоговых агентов
1.2. Правовой механизм уплаты налогов с участием налоговых агентов
Глава 2. Особенности правового регулирования ответственности налоговых агентов
2.1. Налоговый агент как субъект налоговой ответственности
2.2. Уголовная ответственность налоговых агентов за неисполнение обязанностей
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Правовой статус налогового .doc

— 307.50 Кб (Скачать)
ify">    Объективная сторона состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться  взыскание налогов (статья 199.2 УК РФ), выражается в сокрытии. В диспозиции статьи 199.2 УК РФ не дается легального определения данному понятию, таким образом, нет четкого понимания, какие деяния подпадают под состав рассматриваемого преступления.

    Представляется,  что  правильно  под сокрытием понимать: «фактическое утаивание денежных средств или имущества, выражающееся в форме действия, то есть утаивание информации о них, содержащейся в документах (бухгалтерские и иные учетные документы), либо бездействие в форме несообщения такой информации, когда ее носителем выступает человек».

    Подводя итог, можно сделать следующие  выводы: несмотря на то, что в Уголовном  кодексе Российской Федерации были установлены нормы, на основании  которых можно было привлечь налогового агента за неисполнение обязанностей к уголовной ответственности, законодатель выводит данное преступление в отдельный состав, тем самым показывает значимость последствий, совершаемых деяний.

    Данный  состав имеет ряд отличительных  признаков, таких как:

    1. Неисполнение обязанностей налогового  агента отграничивается от других  составов, предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты налогов, и выделяется в отдельный самостоятельный состав преступления. Основной отличительной чертой будет субъект преступления - налоговый агент (отграничение от ст.ст. 198 и 199 УК РФ).

    2. Неисполнение обязанностей налогового агента причиняет вред не только собственным работникам и организации, где он является руководителем, но и государству (отграничение от ст.ст. 159, 160 и 201 УК РФ).

    3. Деяния, предусмотренные объективной  стороной составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 и 160 УК РФ причиняют реальный ущерб, а деяние, предусмотренное объективной стороной состава преступления, предусмотренной ст.199.1 УК РФ влечет за собой последствия в виде упущенной выгоды.

 

Заключение

      Итак,  результаты исследования, проведенного в работе, позволяют  сформулировать следующие выводы и  предложения:

      1. В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты - это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). При этом необходимо отметить, что налоговыми агентами по налогу на прибыль являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство. Налоговые агенты, по сути, являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами).

      2. По общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (п. 2 ст. 24 НК РФ). Обязанности налоговых агентов установлены п. 3 ст. 24 НК РФ. Основная их обязанность состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого налоговому агенту необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

    3. Неисполнение налоговым агентом (источник дохода) обязанности по уплате налога за иностранную организацию, не имеющую в России постоянного представительства и не состоящую здесь на налоговом учете, может повлечь следующие последствия:

     - взыскание из собственных средств налогового агента сумм налога. Данная мера возможна только в случае, если сумма налога была удержана агентом из доходов иностранной организации, но не была перечислена в бюджет. Что касается возмещения НДС, то налоговый агент, уплативший налог за иностранную организацию из собственных средств, может как покупатель получить соответствующий вычет;

       - уплату штрафа (взыскивается независимо от того, удержал налоговый агент сумму налога из дохода иностранной организации или нет);

       - взыскание пеней из средств налогового агента, если сумма налога была удержана им из доходов иностранной организации, но не была перечислена в бюджет. Велика вероятность взыскания пеней из средств налогового агента и в случае, когда он не удержал сумму налога из доходов иностранной организации, а в соответствии с законом был обязан это сделать. В то же время противоречивость судебной практики по данному вопросу позволяет налоговому агенту надеяться на то, что суд примет его сторону и запретит взыскание пеней.

      4.  Проведенный анализ позволил  заключить, что правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу:

       - с одной стороны, налоговые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями;

       - с другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.

    Можно заключить, что налоговые агенты относятся к специфической категории субъектов налоговых правоотношений, которые, реализуя частные и публичные интересы в сфере налогообложения, одновременно выполняют функции по содействию органам налогового администрирования и налогоплательщикам в части уплаты налогов.

      По  итогам проведенного анализа,  представляется возможным предложить  внести изменения  в диспозицию ст. 199.1 УК РФ и сформулировать ее следующим образом: «Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента 1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере».

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

Нормативно-правовые акты 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская  газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
 
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть  первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями  от 7 марта 2011 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
 
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации  часть  вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями  от 7 марта 2011 г.)//  Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями  от  27 июля 2010 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации  часть  вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,   (с изменениями от   27 июля 2010 г.) Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации  часть  третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и   (с изменениями от   22, 23 июля 2008 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
 
  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации  от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями  от 22 июля 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012.
 
  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от  23 июля 2008 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
 
  1. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (с изменениями от 1, 3 декабря 2007 г.)// Российская  газета от 5 июня 1993 г. N 107.
 
  1. Приказ  Федеральной налоговой службы от 27 апреля 2007 г. N ММ-3-25/267@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков"// Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 12 июня 2007 г. N 22.
 
  1. Приказ  Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами" (с изменениями от 31 июля 2006 г., 11 января 2007 г.)// Нормативные акты для бухгалтера от 4 октября 2005 г. N 19.
 
  1. Приказ  Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 102н "О создании Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере"// Учет. Налоги. Право - "Официальные документы" от 6 сентября 2005 г. N 32.
 
  1. Письмо  Минфина РФ от 3 августа 2005 г. N 03-06-02-02/57 "О порядке установления и введения местных налогов"// Учет. Налоги. Право - "Официальные документы" от 30 августа 2005 г. N 31.
 
  1. Письмо  МНС РФ от 11 февраля 2002 г. N ШС-6-14/166 "О  неприменении пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации к  недобросовестным налогоплательщикам"// Налоги. – 2002. -  N 9-10.
 
 
 
Научная и учебная литература
  1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. –М.:  "Проспект", 2010 .
  1. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. -  М.: Юстицинформ, 2006.
  1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговый контроль: сложные вопросы, практика применения, нормативные акты ФНС РФ – М.: "Налоги и финансовое право", 2007.
  1. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. Обособленные подразделения организации для целей налогообложения. -  М.: "Налоги и финансовое право", 2008.
  1. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. -  М.: "Юстицинформ", 2005.
  2. Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. [и др.]. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Г.А. Есакова). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2011
  1. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I-VII: Главы 1-20. – М.: "Экзамен", 2005.
  1. Гусева Т.А., Чуряев А.В. Судебная практика по налоговым спорам. – М.: "Деловой двор", 2008.
  2. Евтушенко Виктория Федоровна. Правовое положение налоговых агентов : Дис. ... канд. юрид. Наук. М., 2006
  1. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. -  М.: "Юстицинформ", 2005.
  1. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - "Юстицинформ", 2005.
  1. Зрелов А.П. 1000 актуальных вопросов практики применения Налогового кодекса Российской Федерации: Настольный справочник добросовестного налогоплательщика. -  М.: "Юрайт-Издат", 2007.
  1. Захаров А. Налоговое право ЕС. Актуальные проблемы функционирования единой системы. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  2. Зуйкова Л., Карсетская Е. Налогоплательщики, налоговые агенты //Экономико-правовой бюллетень. – 2007. - N 1.
  1. Караханян С.Г., Баталова И.С. "Налоговые споры: проблемы, анализ, решение". – М.: "Бератор-Паблишинг", 2008.
  1. Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. -  М.: "ИПБ-БИНФА", 2002.
  1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. (5-е изд., перераб. и доп.) (под общ. ред. Е.Н. Сидоренко) – М.: "Проспект", 2006.
  1. Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) (под общ. ред. Г.В Петровой) -  М.: "НОРМА-ИНФРА.М", 1999.
  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). – М.: Система ГАРАНТ, 2007.
  1. Корнаухов М.В. "Недобросовестность налогоплательщика" как судебная доктрина. – М.: Система ГАРАНТ, 2006.
  1. Королева И.Б. Презумпция добросовестности в сфере налоговых правоотношений // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. – 2005. -  N 3.
  1. Красноперова О.А. Налоговые освобождения для физических лиц. – М.: "ГроссМедиа", 2006.
  1. Крохина Ю.А. Налоговое право. М.: Юнити Дана, 2009.
  1. Кузнецова В.А. Индивидуальный предприниматель учет, регистрация, налогообложение. -  М.: "Бератор-Паблишинг", 2008.
  1. Лермонтов Ю.М. Справочник по упрощенной системе налогообложения. – М.: Система ГАРАНТ, 2007.
  2. Митюкова Э.С. Налоговые агенты - обязанности и ответственность //Консультант бухгалтера. – 2009. - N 5.
  3. Морозов А.С. Правовой статус налогового агента// Законодательство. - 2000, № 7
  1. Налоги и сборы России в вопросах и ответах (под ред. А.А. Ялбулганова) – М.: Система ГАРАНТ, 2006.
  1. Налоговый процесс: учебное пособие (под ред. А.Н. Козырина). -  М.: ЦППИ, 2007.
  1. Полякова О.Н. Защита прав субъектов предпринимательства: совершенствование системы// Налоговая проверка. – 2010. - № 3.
  1. Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина). -  М.: "ЦППИ", 2007.
  1. Саркисов К.К., Зрелов А.П., Краснов М.В. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности (под ред. К.К. Саркисова). -  М.: "Статус-Кво 97", 2007.
  2. Саркисов А.К. Уголовно-правовые конфликты в сфере налоговой деятельности: монография – М.: Аксон, 2004.
  1. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. -  М.: "Питер", "БИНФА", 2007.
  1. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. – М.: Система ГАРАНТ, 2005.
  1. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц". – М.: Система ГАРАНТ, 2006.
  1. Толкушкин А.В. Комментарий к главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц" (с изменениями и дополнениями) -  М.: "Экономистъ", 2005.
  2. Феоктистов И.А., Филина Ф.Н. Полное практическое руководство по упрощённой системе налогообложения. Под ред. А.В. Касьянова. -  М.:  "ГроссМедиа": РОСБУХ, 2011.
  1. Финансовое право России: альбом схем (под ред. проф. А.Н. Козырина). – М.: Система ГАРАНТ, 2008.
  1. Хамицаева Ю.А. Комментарий к главам 5-6 Налогового кодекса Российской Федерации. -  М.: Система ГАРАНТ, 2007.
  2. Хуснутдинова  Е. В. Уголовная ответственность налоговых агентов. Автореферат.  М., 2008. 
  1. Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в схемах и таблицах. –М.: Система ГАРАНТ, 2007.

 

Информация о работе Правовой статус налоговых агентов