Предмет и метод финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:28, реферат

Описание работы

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансовые отношения охватывают две сферы:
отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций (предприятий).

Содержание

Введение 3
Понятие финансового права 4
Предмет финансового права 5
Метод финансового права 8
Метод властных предписаний 10
Финансовая деятельность государства и ее правовая основа 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 год

 

      План 
 
 
 

Введение      3
  1. Понятие финансового права
     4
  1. Предмет финансового права
     5
  1. Метод финансового права
     8
    1. Метод властных предписаний
     10
  1. Финансовая деятельность государства и ее правовая основа
     13
Заключение      15
Список  использованной литературы      16
 
 

 

Введение 

    Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций  и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

     
 
Финансовые отношения охватывают две сферы:

  • отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
  • отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций (предприятий).

    Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения  выражают финансовые отношения. 

 

1. Понятие финансового  права

    Финансовое  право - одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.

    Из  названия «финансовое право» следует, что основу предмета этой отрасли права составляют финансовые отношения. Как уже было показано, финансовые отношения, существующие в обществе, весьма многообразны, что обусловлено разветвленность финансовой системы РФ. К ним относятся отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, отношения государственного (и муниципального) кредита и т.д. Однако не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права, а только их часть.

    Предметом финансового права являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

    Чтобы разобраться в системе этих отношений  надо хорошо понимать, что представляет собой финансовая деятельность государства и муниципальных образований, какова ее структура.

 

2. Предмет финансового права

    В основе деления совокупности правовых норм на отрасли лежит материальное содержание отношений, которые регулируются этими нормами, т. е. предмет правового регулирования. Наличие предмета правового регулирования - основной признак самостоятельности отрасли права.

    Предмет финансового права - общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных денежных средств.

    В условиях государственной монополии  на финансовое дело в России в советский период частями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.). Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права.

    В то же время, классический подход к  финансовому праву предполагает, что оно является относительно самостоятельной (с точки зрения предмета) подотраслью  публичного права, а последнее характеризуется так называемым «методом власти -подчинения» (более правильно — общественно-служебным методом). Отношения, выходящие за рамки публичного права и регулируемые «методом равенства», должны рассматриваться как часть гражданского (частного), а не финансового права. Например, таковы отношения граждан и организаций с частными банками и страховщиками (под частными здесь понимаются любые негосударственные и немуниципальные, а не только принадлежащие одной группе лиц).

    Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительно самостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области, которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов.

    Так, отношения по лицензированию той  же банковской или страховой деятельности, валютный контроль, регулирование аудита и т. п. тяготеют к предмету «общего» административного права, неразрывано связаны с общеадминистративной доктриной надзора, а в части экономики более тяготеют к гражданскому (частному) праву, значит, относительно самостоятельную отрасль по своей природе не образуют.

    Лишь налоговый контроль и финансово-бюджетный надзор, поскольку они тесно связаны с особым экономическим, а не только управленческим наполнением публичных функций, могут рассматриваться как часть предмета финансового права, смежная с общеадминистративным правом.

    Концепция финансового права как подотрасли публичного права об образовании  и расходовании публичных финансов основана на том, что именно эти области  публичных функций имеют особое экономическое наполнение, которого нет в «общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем, полной самостоятельности финансового права не может быть: характер экономического наполнения норм финансового права зиждется на общеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность, ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие от классической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властном характере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связь расходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичных функций.

    Важнейшие черты отношений, составляющих предмет  финансового права, заключаются в том, что они:

    а) складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления (см. схему 8);

    б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе;

    в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов

    Государство осуществляет активную финансовую деятельность путем планомерного образования, распределения  и использования денежных ресурсов (фондов). Оно распределяет и перераспределяет национальный доход в целях удовлетворения не только личных потребностей граждан, но и публичных интересов общества. Финансовая деятельность государства предполагает воздействие на особый объект - экономические денежные отношения, которые материализуются в виде конкретных доходов, накоплений и иных денежных ресурсов физических и юридических лиц. Именно эти отношения, известные как финансы, являются одной из центральных категорий, как экономики, так и финансового права.

    Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового  права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства.

    Отсюда  и другая их особенность - они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это - финансовые отношения, одной из сторон в которых, всегда выступает государство или его орган.

    Своеобразие предмета регулирования обусловливает  и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

 

3. Метод финансово-правового регулирования

    Отрасли права отграничиваются друг от друга в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. Это как раз наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы все чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. Уже на первый взгляд очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий, отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.

    Основным  методом финансово-правового регулирования  является метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом, другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.

    Наконец, характерной чертой финансово-правового  метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей. Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства как гражданско-правового метода регулирования общественных отношений является как раз то, что стороны имеют однотипную правоспособность.

    Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методами рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ. Примеры использования этого метода очень часто встречаются в ежегодно принимаемом федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год. Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения «пересекающихся» вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор. Например, согласно п. 7 ст. 68 НК РФ «действие договора о налоговом кредите или об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон».

Информация о работе Предмет и метод финансового права