Предмет и метод финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:28, реферат

Описание работы

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансовые отношения охватывают две сферы:
отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций (предприятий).

Содержание

Введение 3
Понятие финансового права 4
Предмет финансового права 5
Метод финансового права 8
Метод властных предписаний 10
Финансовая деятельность государства и ее правовая основа 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

    Анализ  отношений, возникающих в сфере  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований, с  точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.

 

3.1. Метод властных предписаний

    Основным  методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.  

    Большая часть таких предписаний исходит  от финансово-кредитных органов  государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности.

    Определенную  группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение.

    Властность  как суть метода финансово-правового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.

    Во  первых, властность финансово-правового  регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании  позитивных обязываний, а не дозволений, как то имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, «выдавая» властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Отсюда, обязывание - характерная черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется, прежде всего, обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.

    Во  вторых, метод властных предписаний  может быть охарактеризован как  императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового  права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Надо иметь в виду, что государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами «связаны» в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае практически равна нулю.

    Государством  в законах четко определены требования к такого рода предписаниям. Однако, следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более «лояльным» и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые «вкрапления». Например, в процессе финансово-правового регулирования используются преобразованные формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ) и т.д. Здесь право установления налоговой обязанности и определения ее содержания в рамках закона предоставлено финансовым органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, из ст. 63 и 65 НК РФ следует, что финансовый орган самостоятельно решает вопрос о сроке предоставления налогового кредита, порядке погашения суммы задолженности и начисленных процентов. Однако все это делается в рамках, установленных Налоговым кодексом РФ.

    Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний  может быть охарактеризован как  конформистский. Конформизм финансово-правового  метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д. 
 
 
 

 

4. Финансовая деятельность государства и ее правовая основа

    Финансовая  деятельность государства и муниципальных  образований представляет собой  процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач.

    Финансовые  отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства  и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований.

    Это бюджетные фонды, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, государственные и муниципальные страховые фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Равным образом - не все страховые фонды, а лишь государственные и муниципальные.

    Правовую  основу финансовой деятельности государства и муниципальных образований составляют нормы различных правовых актов, однако, прежде всего конституционные нормы. Использование норм бухгалтерского учета в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено финансами, имеющими денежный характер. Финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому для того, чтобы государство и муниципальные образования могли следить за ходом мобилизации, распределения и использования денежных средств, государство должно создать систему фиксации и отражения движения этих средств. Это и делается с помощью норм бухгалтерского учета, которые «привязываются» к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По отношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство и муниципальные образования регулируют поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Часто правовые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах. В связи с этим нормы бухгалтерского учета можно отнести к технико-юридическим.

    Для эффективной финансовой деятельности государства и муниципальных  образований важное значение имеет  соответствие и согласованность норм бухгалтерского учета и правовых норм. К сожалению, нередки случаи, когда учетные нормы не соответствуют правовым требованиям, выраженным в различных правовых актах, либо, наоборот, новые правовые нормы не находят отражения в регистрах бухучета. Поэтому в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований необходима жесткая согласованность в работе законодателя и Министерства финансов РФ, на которое, согласно Положению о нем, возложено методическое руководство бухгалтерским учетом. Минфин России должен оперативно отслеживать все новые явления в праве с тем, чтобы своевременно обеспечивать их нормами бухгалтерского учета.

 

     Заключение 

    Материальной  основой реформ во всех сферах жизнедеятельности  государства: политике, экономике, организации управления, культуре, образовании, социальной сфере и др. являются финансы, финансовая деятельность государства и нормы права, регулирующие эту деятельность.

    С помощью норм финансового права  аккумулируются, перераспределяются и  используются бюджетные и внебюджетные фонды денежных средств, осуществляется налогообложение физических и юридических лиц, реализуется кредитно-денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков.  
Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием экономики обусловливают стремительное развитие финансово-правовых механизмов управления обществом, ведь «нет лучшего способа управлять государством, чем управлять при помощи денег, более эффективного средства управления, человечество пока не придумало».

 

    

Список  использованной литературы 

  1. Ашмарина Е.М. – «Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации», М., 2004. 128
 
  1. Анишин  А. Ю. – «Финансовое право», М., 2004 
     
    Вострикова Л.Г. – «Финансовое право», М., 2009
 
  1. Лещенко С.К., Бойко Т.С. – «Финансовое право», М., 2006
 
  1. Химичева  Н.И., Покачалова Е.В. – «Финансовое  право», М., 2007
 
  1. www.wikipedia.org - Интернет-ресурс
 
  1. www.dic.academic.ru - Интернет-ресурс
 
  1. www.finance-law.ru - Интернет-ресурс
 
  1. www.consultant.ru – информационная система «Консультант-плюс»
 
  1. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФ

Информация о работе Предмет и метод финансового права