Принципы финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Система российского права включает в себя различные отрасли, ограничивающееся друг от друга на основании двух критериев - предмета и метода правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Анализ этих общественных отношений предшествует рассмотрению вопросов о характере финансового права как.самостоятельной отрасли, что позволяет понять специфику предмета и метода его правового регулирования, его системы, а также определить место в системе российского права.

Содержание

1. Введение.
2. Принципы финансовой деятельности:
2.1. принцип приоритета в области финансовой деятельности госу¬дарства представительных органов власти перед исполнительными.
2.2. принцип федерализма;
2.3. принцип законности;
2.4. принцип гласности;
2.5. принцип независимости
2.6. принцип плановости.
3. Заключение.
4. Ссылки.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Финансовое право.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

     Независимость должна быть формально закреплена в  законодательстве, регулирующем их деятельность.

     Независимость также характеризуется четкостью  и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет  государственным контролерам работать с высокой степенью автономии  и

     инициативы, выдавать объективные заключения. При  этом каждый государственный контролер (работник органа ГФК любой ветви  власти) должен быть независим в  своих суждениях от коллег, включая  начальство, должны быть исключены  возможности проявлений конформизма. В то же время должен поощряться коллективизм в деятельности государственных  контролеров. Важной гарантией независимости  государственных финансовых контролеров  должны быть также достаточно высокие  должностные оклады, соответствующее соцобеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной защиты, компенсации и т.п.

     Фактором  независимости являются, кроме того, и источники финансирования органов  ГФК: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной  строкой.

     Среди специалистов распространена точка  зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в  его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной  деятельности, б) методы контроля, в) содержание и формы отчетов. Независимость  также укрепляется правом контрольного органа самостоятельно определять объемы, сроки и способы проведения контрольных  мероприятий. При этом не должна исключаться  возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов. Но за контрольным органом должно закрепляться право на отклонение таких  запросов (по формально установленным  основаниям).

     В то же время независимость снижается  при законодательном ограничении  отдельных вопросов деятельности органа ГФК. Например, независимость Счетной  палаты РФ снижена при законодательном  закреплении обязательности включения  в планы и программы ее работы поручений палат парламента и  обращений не менее одной пятой  от общего числа депутатов палат  парламента (т.е. остается возможность  оказывать прямое давление на Счетную  палату РФ).

     В связи с затронутым вопросом полезно  рассмотреть пример высшего контрольного органа Швеции - Национального ревизионного бюро (НРБ), действующего исключительно  самостоятельно, независимого как от правительства, так и от парламента. То есть даже шведский парламент (включая  его комитеты) не может давать НРБ  каких-либо поручений или предлагать подходящие объекты для проверки. Парламент может лишь определять общие направления деятельности НРБ, которые доводятся до последнего в связи с рассмотрением предложений  по бюджету. Следует также отметит, что все специальные решения  шведского правительства о проведении силами НРБ отдельных расследований  должны быть согласованы с НРБ  и рассмотрены последним.

     Наконец, необходимо упомянуть, что всякая независимость - организационная, функциональная, персональная, финансовая и т.д. - невозможна без  связи с общественностью, гражданами-налогоплательщиками. Но данный аспект затрагивается уже в следующем принципе ГФК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.6. Принцип плавности.

     Еще одним принципом финансового  права является принцип плановости, хотя в условиях перехода к рынку мы в целом отказались от административного планирования. Однако рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что оно является саморегулирующейся системой. Развиваясь, человеческое общество сначала осуществляло простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а потом с образованием государства оно стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, общество изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, безусловно, является бюджет, а теперь и внебюджетные фонды. 
Государство не может развиваться, не рассчитав доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая предполагаемый объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не предусмотреть возможные затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (ст. 16 БК РФ). Объединенные в систему плановые акты государства лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, в которых уточняются и детализируются бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам финансовый контроль может осуществляться наиболее эффективно. Таким образом, принцип плановости — неотъемлемое условие всей финансовой деятельности государства.

     Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок  составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих  нормативных актах.

  • Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        1. Заключение

    Финансовая  деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях — принципах, присущих всей деятельности Российского государства и закрепленных Конституцией Российской Федерации.

     Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование  в процессе выполнения государственных  задач во многом происходит посредством  хозяйственной деятельности как  государственных, так и негосударственных  организаций (возникновение и исполнение налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, расходование выделенных государственных ресурсов конкретными  экономическими субъектами в процессе реализации тех или иных программ и т.д.), что, естественно, должно предусматривать  адекватную систему государственного финансового контроля (далее - ГФК). Трудно не согласиться и с тем, что любые государственные программы  реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации также должны предусматривать эффективную  систему ГФК. Без преувеличения  можно сказать, что от эффективности  ГФК в конечном итоге зависит  экономическое благополучие и социально-политическая стабильность государства. Попытаемся это обосновать, учитывая то, что  ГФК не должен являться самоцелью (т.е. его не следует понимать как самодостаточное  явление). Так, принимаемые на государственном  уровне решения в ходе управления его экономическим и социально-политическим развитием так или иначе предусматривают  финансовые потоки (т.е. оцененное в  денежной форме движение (изменение) любых элементов государственных  ресурсов и любых источников их формирования). Основные же решения в области  государственного управления так или  иначе обуславливают либо образование, либо распределение, либо использование (либо все в совокупности) денежных фондов государства. Реализация же принимаемых  решений не в последнюю очередь  зависит от его финансовых потенциалов. От того, насколько качественной будет  информация, формируемая системой ГФК, во многом зависит обоснованность решений  по управлению финансово-хозяйственной  деятельностью государства, правомерность  определения основных направлений  финансово-хозяйственной политики. А уже это, как известно, и является основной предпосылкой устойчивости экономического (хозяйственного) и, как следствие  этого, социально-политического развития страны в целом (т.е. финансово-экономического и социально-политического благополучия нации).

     Ключевым  условием достижения целей и задач  ГФК является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Необходимо также отметить и основные требования к организации системы ГФК. Данные требования по своей сути хотя и не являются принципами, но также обуславливают эффективность отдельных элементов ГФК, а также эффективное функционирование системы ГФК в целом. Схематично данные принципы и требования представлены на рис.1. В данной главе мы подробно раскроем содержание каждого из представленных принципов и требований. Для удобства все принципы и требования соответственно пронумерованы, но их нумерация не предполагает какой-либо иерархии по важности, т.е. различные принципы, как и требования, по отношению друг к другу равнозначны). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Использованная  литература
 

     1. Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ (ред. от 10.11.2004, с изм. от 14.07.2005) "О федеральном бюджете на 2003 год.  
2. БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.  
3. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24.07.2002 N 95-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.  
4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.  
5. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.  
6. Гражданское право // под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. СПб. 2004 г.
 
 
 
 

Информация о работе Принципы финансовой деятельности государства