Проблемы и перспективы развития финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ проблем и перспектив развития финансового контроля в РФ.
Для достижения цели в ходе работы необходимо рассмотреть следующие задачи:
• Содержание финансового контроля,
• Понятие финансового контроля,
• Виды и принципы осуществления финансового контроля,
• Органы финансового контроля,

Содержание

Введение 3
1. Финансовый контроль: понятие, виды. 4
2. Проблемные аспекты, возникающие при осуществлении финансового контроля 7
2.1 Актуальные проблемы финансового контроля в РФ 7
2.2 Анализ проблем финансового контроля на современном этапе 10
3. Современное состояние финансового контроля и перспективы развития 14
3.1 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ 14
3.2 Пути развития финансового контроля в РФ 15
Заключение 17
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

государственные и муниципальные финансы.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Институт дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

                                             Контрольная работа

По дисциплине «Государственные и муниципальные  финансы»

на тему:

Проблемы  и перспективы развития финансового  контроля

в России

  

 

Выполнил 
студент специальности 
«финансы и кредит»: 
Ангелюк  Л.И 
 
Проверил  методист: 
Зеленкова А.И 

 

 

 

 

            Когалым 2012                                                                                                                                                      
Содержание

 

Введение 3

1. Финансовый контроль: понятие, виды. 4

2. Проблемные аспекты, возникающие при осуществлении финансового контроля 7

2.1 Актуальные проблемы финансового контроля в РФ 7

2.2 Анализ проблем финансового контроля на современном этапе 10

3. Современное состояние финансового контроля и перспективы развития 14

3.1 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ 14

3.2 Пути развития финансового контроля в РФ 15

Заключение 17

Список литературы 19

 

Введение

 

В любом обществе, где  существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает  финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной  для рыночной экономики системы  свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности  всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому  в рыночных условиях финансовая система  государства приводится в действие и управляется преимущественно  посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как  установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной  деятельности государства.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной  деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования  определенных фондов денежных средств. финансовый контроль

Актуальность  выбранной темы работы обусловлена тем, что действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Целью работы является анализ проблем и перспектив развития финансового контроля в РФ.

Для достижения цели в ходе работы необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • Содержание финансового контроля,
  • Понятие финансового контроля,
  • Виды и принципы осуществления финансового контроля,
  • Органы финансового контроля,
  • Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ,
  • Пути развития финансового контроля в РФ,
  • Актуальные проблемы финансового контроля.

Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами  и требует подробного рассмотрения.

         1. Финансовый контроль: понятие, виды

1.1 Понятие финансового  контроля

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового  планирования, обоснованности и полноты  поступления доходов в соответствующие  фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – есть важнейшее  средство обеспечения законности в  финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает  бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность  финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере и с правоохранительными  органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов  его осуществления.

Финансовый менеджер в крупной  коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый «постаудит», который включает сравнение фактических  финансовых результатов из каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей  снижения издержек и улучшения методов  финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля в  странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие  элементы:

  • ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;
  • налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
  • контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
  • негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
  • службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.

Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного  производства, сопровождая процесс  движения денежных фондов. Объектом финансового  контроля выступают такие стоимостные  показатели, как прибыль, доходы, НДС, рентабельность, издержки производства и обращения на различные цели и в фонды.

Финансовый контроль дифференцируется в зависимости от:

  • субъектов контроля;
  • времени осуществления контроля;
  • методов проведения контроля;
  • степени охвата материала;
  • характера материала, на основе которого осуществляется контроль.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

  1. государственный финансовый контроль;
  2. внутрихозяйственный финансовый контроль;
  3. общественный финансовый контроль;
  4. независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный  и ведомственный. Общегосударственный  финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления.

Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий  и учреждений.

Финансовый контроль негосударственной  сферы экономики со стороны государства  затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при  расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.

В связи с политическими и  экономическими преобразованиями РФ изменилась и система финансового контроля. Новая система политической власти в стране вызвала появление новой  формы контроля – президентского контроля, направленного, в том числе  на сферу финансовых отношений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.)

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной и  безвозмездной основе отдельные  лица или группы специалистов. В  настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни  такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

 

 

 

2. Проблемные аспекты,  возникающие при осуществлении  финансового контроля

2.1 Актуальные проблемы  финансового контроля в РФ

В современном государстве  реализация экономической политики осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. По нашему мнению, финансовый контроль является одним из наиважнейших средств управления финансовой системы  государства – реализацией функции  государственного контроля. Сам же «государственный контроль как один из общих и обязательных элементов  государственного управления реализуется  в различных направлениях, но от имени и в интересах государства». Вполне естественно, что финансовый и государственный контроль соотносятся  между собой как часть и  целое.

С другой стороны, в качестве наиважнейшего элемента экономической  безопасности страны и ее суверенитета рассматривается финансовая безопасность, «которая является основным условием способности государства осуществлять самостоятельную финансово - экономическую  политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности государства  в целом можно определить как  состояние экономики, при котором  обеспечивается формирование положительных  финансовых потоков государства  в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций». Вполне естественно, что финансовый контроль необходимо рассматривать как одно из важнейших  средств обеспечения финансовой безопасности. Таким образом, государственный  финансовый контроль рассматривается  и как механизм и средство «защиты  от угроз экономической безопасности, так как финансово-кредитная система  страны может работать эффективно при  жестком, комплексном, регулярном и  действенном контроле». В науке  финансового права было выработано достаточно много определений финансового  контроля.

По нашему мнению наиболее удачно определение, разработанное  В.В. Бурцевым. Так вот, согласно нему «под финансовым контролем следует  понимать осуществляемую с использованием специфических организационных  форм и методов деятельность государственных  органов, а в ряде случаев и  негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений  в бюджет и сохранности государственной  собственности».

Отметим тот факт, что  Советский Союз располагал достаточно развитой системой органов финансового  контроля, которая в условиях административно-командной  экономической системы определенно  справлялась с поставленными  перед ней задачами, то есть была эффективной. Однако вопрос в том, что  с переводом экономики на рыночные рельсы, сохранение в неизменном виде системы финансового контроля было совершенно не возможно. Наиболее четко  необходимость создания работоспособной  и сбалансированной системы органов  финансового контроля для отечественных  законодателей стала очевидна к 1996 году. В конечном счете, это выразилось в проделанной законодательной  работе, венцом которой стал указ Президента РФ "О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в РФ", а так же дебаты в Государственной  Думе по вопросам начала законодательной  работы над ФЗ "О финансовом контроле».

К настоящему времени Россия обладает вполне устойчивой, работоспособной  и действенной системой финансового  контроля.

Согласно классификации, предложенной Н.И. Химичивой, в настоящий  момент таковой контроль осуществляется силами представительных органов государственной  власти и местного самоуправления, аппарата Президента РФ, исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов. Имеет место быть как ведомственный, так и внутрихозяйственный, общественный и аудиторский финансовый контроль. По нашему мнению в рамках настоящей статьи нет возможности всесторонне рассматривать вопрос правового статуса, полномочий и компетенции действующих органов финансового контроля - он неоднократно поднимался совершенно разными учеными правоведами, как в небольших научных публикациях, так и в серьезных монографических исследованиях. Для нас же важен вопрос, насколько эффективна ныне действующая система финансового контроля.

Средства массовой информации достаточно регулярно предоставляют  информацию, свидетельствующую о  непрерывной деятельности и работе различных органов и институтов финансового контроля. Например, нецелевое  использование бюджетных средств  в объеме 6,4 млн. руб. установило Управление финансового контроля Иркутской  области в результате проверок, проведенных  в 2006 году. Или, нецелевое использование 21 миллионов рублей бюджетных средств  администрацией Добрянского района в 2003-2005 годах вскрыла совместная проверка отдела контроля и Главного управления финансов Пермского края. Таким образом, с одной стороны  система финансового контроля в  России работает, а ее деятельность приносит результаты. С другой стороны, рядом авторов отмечается, что  «практика свидетельствует, в настоящее  время в Российской Федерации функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле – это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов». Более того, если проанализировать точки зрения различных авторов-правоведов на само понятие финансового контроля, становится ясно, что в правовой науке так и не выработано единого подхода к данному понятию. В продолжение этого, отмечается тот факт, что «государственный финансовый контроль в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем находится на сегодняшний день внеудовлетворительном состоянии, поскольку, несмотря на весь положительный опыт, имеющийся в сфере борьбы с вышеуказанным деянием, данная деятельность (прежде всего правоохранительных органов), не доводится до логического конца». Другой существенный недостаток действующего законодательства заключается в том, что недостаточно хорошо разработан «институт ответственности за финансовые правонарушения. Из 18 составов преступлений, предусмотренных Бюджетным кодексом, в Кодексе административных нарушений устанавливается ответственность лишь по трем составам».

Информация о работе Проблемы и перспективы развития финансового контроля в России