Реструктуризация государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:27, реферат

Описание работы

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Содержание

Введение 3
Глава I
1.1Понятие государственного долга. Внешний государственный долг 4
1.2Состав и структура внешнего государственного долга России 7
Глава II
2.1 Цели и задачи управления государственным внешним долгом. 10
Механизм реструктуризации
2.2 Основные схемы реструктуризации 13
государственного внешнего долга
2.3Кризис Греции 17
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат реструктуризация.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

«Все случаи реструктуризации были в развивающихся  экономиках, а не в развитых, по крайней  мере, со Второй мировой войны. Последствия в развитой экономике могут быть более негативными", - считает Констанцио.

Главныйэкономист ЕЦБ Юрген Штарк в интервью однозначно заявил, что безболезненного пути выхода зоны евро из долгового кризиса не существует. В этой связи Штарк прямо предостерег о рисках реструктуризации госдолга, возможность которой обсуждается сейчас в отношении Греции. «В худшем случае реструктуризация долга одной из стран зоны евро может привести к ситуации, по сравнению с которой последствия краха Lehman Brothers покажутся пустяками», — указал эксперт.

После банкротства Lehman мировые фондовые рынки к концу сентября потеряли более $3 трлн, что обусловило значительное падение всех индексов рынка ценных бумаг.

Юрген Штарк  назвал иллюзией надежды на то, что  бюджетный кризис может быть преодолен простым сокращением долга. По мнению эксперта, этот шаг на неограниченный срок отрежет правительство Греции от рынков капитала и поставит в зависимость от сторонней финансовой помощи. Кроме того, банковская система окажется на грани неплатежеспособности, и для ее стабилизации стране придется снова залезать в громадные долги.  Штарк считает, что единственным выходом является последовательное воплощение в жизнь программы реформ и полное возвращение полученных кредитов.

О катастрофичных для его страны последствиях реструктуризации заявил в беседе с газетой Sueddeutsche Zeitung и бывший глава греческой делегации на переговорах о введении единой европейской валюты Яннис Стурнарас. По его мнению, в этом случае греческие банки, которые являются держателями большинства гособлигаций, лишатся капитала, а фонды социального страхования потеряют 15 млрд евро. Кроме того, следует ожидать так называемого «эффекта домино», так как инвесторы моментально представят себе, что теперь может наступить очередь Ирландии и Португалии. «На мой взгляд, это означало бы полный крах, конец валюты евро», — заявил г-н Стурнарас.

По последним  сведениям объем греческого долга  находится на уровне 360 миллиардов евро, он постоянно нарастает за счет краткосрочных  заимствований. Ряд аналитиков склоняется к мысли о неизбежности управляемого дефолта Греции уже в течение ближайших месяцев.

В конце октября  премьер-министр Греции Йоргос Папандреу  потребовал  проведения референдума по дальнейшему экономическому курсу страны, рискнув своей карьерой и судьбой европейских предложений по "спасению" Греции.

Премьер-министр  сделал свое заявление под тройным  прессингом кредиторов, собственной  партии и оппозиции. Евросоюз потребовал 26 октября от Греции новой многолетней программы жесткой экономии в обмен на новое финансирование и списание примерно 100 миллиардов из 360-миллиардного госдолга страны. При этом возможности правительства Папандреу после все новых раундов "затягивания поясов" сильно ограничены: ропот раздается в рядах правящей левоцентристской партии ПАСОК, а большинство в парламенте сократилось всего до трех голосов из-за "бегства" и исключения несогласных. Тем временем оппозиция требует досрочных выборов и полного изменения экономического курса.

"Давайте дадим слово народу и гражданам. Пришло время, чтобы гражданин ответственно сказал: хочет ли он, чтобы мы реализовали (программу), или чтобы мы ее отвергли. Если народ не хочет, она не будет реализована. Если да, то мы будем двигаться вперед", - сказал Папандреу, выступая перед депутатами своей фракции в парламенте страны. Одновременно с этим он потребовал голосования в парламенте по доверию кабинету, которое должно состояться 4 ноября.

Холодным душем для инициативы Папандреу по проведению референдума оказалась первая реакция оппозиционных политических партий, которые дружно высказались против референдума. Все меры экономии, проводившиеся до настоящего момента, правящие левоцентристы из партии ПАСОК принимали единолично благодаря своем большинству, которое сейчас составляет 153 голоса в 300-местном однопалатном парламенте. Однако, как гласит 44-я статья греческой Конституции, для проведения референдума требуется поддержка 180 депутатов, а это значит, что партии Папандреу нужны голоса хотя бы части оппозиции. Кроме левоцентристов, в парламенте представлены правоцентристы (85 голосов в парламенте), коммунисты (21 голос), националисты (16 голосов), леворадикалы (9 голосов), а также 16 депутатов, отколовшихся от своих партий. Почти все парламентские фракции уже высказались против референдума, хотя еще и не определили свою позицию официально.

Папандреу пришел к власти в 2009 году на обещаниях стимулировать  экономику повышением затрат, в том  числе зарплат и пенсий. "Деньги есть!" - это высказывание Папандреу стало крылатым перед выборами осени 2009 года. Однако почти сразу после триумфальной победы ПАСОК во главе с Папандреу выяснилось, что финансы страны находились в плачевном состоянии. ПАСОК обвинил предыдущее правительство правоцентристской партии "Новая демократия" в сокрытии дефицита почти в 16% ВВП по итогам 2009 года. Как следствие громких заявлений о тотальном пересмотре статистики, Греция столкнулась с кризисом доверия на мировых рынках и была вынуждена весной 2010 года прибегнуть к стабилизационным кредитам ЕС и МВФ.

Программа не дала ожидаемых результатов: сокращение расходов снизило совокупный спрос  в экономике и усугубило экономический спад. Первоначально предполагалось, что уже в 2011 году экономика начнет расти, а Афины станут занимать на долгий срок под рыночный процент. Вместо этого в 2011 году ожидается спад ВВП на 5,5%, а новая программа "тройки" кредиторов (Еврокомиссия, Европейский Центробанк и МВФ) предсказывает, что списание части долга отрежет Грецию от рынков капитала еще на десятилетие.

4 ноября  шестой саммит G20 завершился во французском Канне. В ходе двухдневной встречи лидеры 20 ведущих экономик мира вынудили Грецию отказаться от референдума по кредитной поддержке Евросоюза и решили увеличить объем ресурсов МВФ.

Кроме того, лидеры "двадцатки" рассмотрели состояние  мировой экономики, реформирование мировой валютно-финансовой системы и регулирование финансовых рынков, а также проблематику волатильности цен на сырьевые товары. В центре внимания глав государств и правительств "группы двадцати" также были вопросы обеспечения занятости, усиления социальной защиты и противодействия коррупции.

Для обсуждения долгового кризиса в Европе и  проблем Греции президент Франции  Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель   провели три  заседания в рамках саммита, в  которых приняло участие руководство ЕС, Еврокомиссии, МВФ, ЕЦБ, а также премьер-министр Греции Йоргос Папандреу.

В ночь на 27 октября  страны еврозоны достигли соглашения по Греции. Частные инвесторы согласились списать 50% долга страны, а в качестве дополнительного "бонуса" Греция получит 100 миллиардов евро в виде кредитов ЕС и МВФ(Международный валютный фонд). План предусматривает жесткие меры бюджетной экономии. Папандреу  предложил референдум по кредитному соглашению с ЕС, что вызвало негодование ряда стран еврозоны.

В результате проведенных  в Канне переговоров Саркози  и Меркель фактически выдвинули Греции ультиматум, заявив, что проведение референдума может грозить ей выходом из еврозоны. Также европейские лидеры и МВФ дали понять, что Афины не получат очередной транш кредитной поддержки, пока не определятся, хотят ли продолжать свое членство в еврозоне.

После дополнительных дебатов "на полях" саммита "двадцатки", греческое министерство финансов официально отказалась от референдума по кредитному соглашению с Евросоюзом. 

Заключение 

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1. Поддержание  внешнего долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны.

2. Контроль за  графиком долговых выплат с  тем, чтобы в нём отсутствовали  периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации  стоимости долга за счёт удлинения  срока заимствований и снижения  доходности.

4. Своевременное  и полное выполнение обязательств  с целью избежать начисления  штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.

5. Обеспечение  эффективного целевого использования  привлечённых средств. 

6. Обеспечение  предсказуемости и стабильности  рынка долговых обязательств.

Эффективное использование  долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации(колебания) и дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствует укреплению ее международного авторитета и обеспечивает дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. Однако кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

     Активно развивается теоретическое направление, посвященное проблеме «долгового навеса» (debt overhang), которая заключается в том, что количество уже взятых государством обязательств внушает кредиторам опасения относительно способностям страны выплатить их в полном объеме, что отрицательно сказывается на положении и имидже страны.

Механизм регулирования  государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т.е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

       Реструктуризация не снимает  долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей увеличивается за счет доначисленных процентов.

Реструктуризация  означает составление нового, более  приемлемого для должника графика  выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений, – такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период.

     В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используются различные  схемы конвертации долговых требований: списание долга, выкуп долга, секъютеризация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ в редакции от 29.10.11
  2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012-2014 гг.
  3. Иностранные инвестиции в России: Учебное пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. – Москва: ОМЕГА-Л, 2009 г.
  4. Курс экономической теории: Учебник / под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А, Кисилёвой. – Киров: АСА, 2009.
  5. Андрианов В. Проблемы внешней задолжности России // Маркетинг. - №3. – 2003.
  6. Андропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ – статья от 31.03.03.
  7. Астапов К., Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения 2003 г., №2
  8. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – СПб., 2003.
  9. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. – 2006.
  10. Лебедев А., Управление внешним долгом в России // Проблемы теории и практики управления 2004 г., № 3.
  11. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности, 2008 – №4.
  12. Официальный сайт Центрального Банка РФ:  www.cbr.ru.
  13. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www. minfin. ru.

Информация о работе Реструктуризация государственного долга