Рынок как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

Предназначение правового регулирования состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающиеся содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений. Соответствующий понятийный аппарат, используемый в правотворческой, правоприменительной и предпринимательской практике, зафиксирован в действующем антимонопольном законодательстве (более подробно о последнем см. тему 9).

Работа содержит 1 файл

Рынок как объект правового регулировани1.docx

— 32.21 Кб (Скачать)

Понятие теневого рынка широко используется в научной литературе, в выступлениях государственных  и других политических деятелей. Его  можно встретить и в отдельных  нормативно-правовых актах. В научной  и учебной литературе оно в  деталях трактуется не однозначно, но общая суть отражаемого им явления  одинакова. Теневой рынок качественно  отличается от рассмотренных выше структур рынка. Те структуры легальные, они  функционируют открыто, не таясь. Их участники выполняют свои обязанности  перед государством, обществом и  российскими гражданами: в установленном  порядке регистрируются в государственных  органах, вносят налоги в федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, а также  осуществляют иные причитающиеся с  них платежи. Теневой рынок формируется, действует и развивается на совершенно других началах. Он — антипод рынку  легальному, официальному, находится  в "тени", скрыт от государственно-правового  воздействия со всеми вытекающими  отсюда последствиями: участники теневых  рыночных отношений не платят налогов, не выполняют другие обязанности субъектов нормального рынка; все возникающие между ними споры разрешают без участия органов государственной власти в междоусобных разборках с привлечением "своих" криминальных "властных" структур.

Теневой рынок — вечно  старый и в то же время вечно  молодой, обновляющийся. Он характеризуется  определенными чертами, с которыми приходится считаться и в процессе государственно-правового регулирования  рыночных отношений, и в предпринимательской  практике. Во-первых, теневой рынок  обладает удивительной выживаемостью. Ни коренные изменения общественно-политического  строя, ни войны и стихийные бедствия не выбивают его из наезженной колеи. Он оказался неодолимым ни для дореволюционного царского режима, ни для командно-бюрократической  строго централизованной системы управления, существовавшей в СССР; он пышным чертополохом расцвел в наши дни. Во-вторых, теневому рынку присуще не менее удивительное свойство — быстрая приспособляемость, адаптация ко всем. изменениям, происходящим в государстве и обществе. Он живо "откликается" и адекватно отвечает на все реформы в экономике, будь то косыгинские середины 60-х г. или  современные либеральные. В-третьих, и здесь тоже есть чему удивиться, теневой рынок нередко идет впереди, в авангарде рынка официального, легального. Не связанный никакими формальностями в виде правовых норм, он быстрее отражает прогрессивные  тенденции в экономическом развитии, оперативнее реагирует на изменения  конъюнктуры рынка, колебания цен, динамику спроса и предложения. Своеобразна  закономерность, характеризующая его  взаимодействие с легальным рынком: чем хуже для рынка официального, чем он менее эффективен, тем более  благоприятные условия складываются для теневого, тем гуще и богаче поток проходящих через него товаров.

Особая опасность теневого рынка, состоит в том, что он, по сравнению с легальным, всегда "процветает". Его участники, не обремененные налогами и иными "непроизводительными" расходами, накапливают огромный официально неучтенный наличный капитал. По экспертным оценкам, на теневом рынке обращаются денежные суммы, эквивалентные 40—50% валового внутреннего продукта. Крайне неудовлетворительное положение сложилось в системе  коммерческих банков. По меньшей мере 60% этих банков или контролируются преступными  группировками, или проводят операции с их деньгами. Доходы преступного  мира ежегодно составляют 2,5—3 трлн. руб. Основная часть этих средств "отмывается" в коммерческих банках. Значительная часть средств, противоправно нажитых  на операциях на теневом рынке, тратится на подкуп чиновников всех рангов —  государственных и муниципальных  служащих. В теневую экономику  уходят самые глубинные корни  коррупции, которая вполне обоснованно  расценивается как угроза национальной безопасности.

Государство пытается ограничить и вытеснить теневой рынок (пока, к сожалению, безуспешно) двумя путями. Первый основан на экономических  мерах. Их назначение — сделать для  предпринимателей участие в легальных, официальных рыночных отношениях экономически, материально более выгодным и  безопасным, чем иметь дело с рынком нелегальным, теневым. Второй путь включает меры государственного принуждения, а  именно: совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с "теневиками", и обеспечение  неуклонного проведения его в  жизнь. При этом обсуждается возможность  использования еще и третьего пути, успешно апробированного в  некоторых государствах с ныне развитой экономикой, но находившейся ранее  в кризисе: объявление своего рода амнистии "теневикам". Суть предполагаемой амнистии в следующем. Бывшие "теневики" становятся правопослушными и честными гражданами. Они вкладывают неправедно нажитые средства, в том числе и укрываемые за рубежом, в отечественную экономику, получая с них установленную законодательством прибыль в виде дивидендов или в иной форме. Государство, в свою очередь, берет на себя обязанность не выяснять источники вкладываемых в экономику средств и не привлекать бывших "теневиков" ни к какой юридической ответственности за их прошлые грехи. Пусть читатель настоящего учебника сам даст правовую и нравственную оценку подобному методу.

4. Поведение участников  рыночных отношений регулируется  не только правовыми, но и  иными социальными нормами —  нравственными, религиозными, а также  — эстетическими, обычаями и  традициями. Система норм складывалась  тысячелетиями и начинает свой  отсчет с того самого момента,  когда появились товары с их  производителями (продавцами) и те, кто нуждался в товарах, желал  и мог их приобрести. До наших  дней сохранились памятники материальной  культуры в виде записей на  камнях, скалах, бересте, папирусах  с отдельными фрагментами подобных  правил.

Факторы, под влиянием которых  вырабатываются правила поведения  участников рыночных отношений, весьма многообразны. Главный и постоянно  действующий среди них — глубокое внутреннее противоречие интересов  субъектов рыночных отношений, приобретающее  подчас характер антагонизма. Проблема стара, как мир. На рынке противостоят друг другу две стороны. Одна —  продавец, интерес которого в конечном счете сводится к тому, чтобы по возможности выгоднее, т. е. дороже сбыть  товар. Вторая сторона — покупатель, интерес которого прямо противоположен: по возможности выгоднее, т. е. дешевле  приобрести товар. И все это при  объективно заданном условии об эквивалентном (вполне равноценном) обмене. Мировой  опыт становления и развития рыночных отношений убедительно свидетельствует, что на рынке постоянно борются  две крайности сообразно тому, какие социальные нормы исповедуют его субъекты. Одна — ложь, хитрость, выражающаяся в известном афоризме "не обманешь — не продашь". Вторая крайность — добросовестность, порядочность, нашедшие отражение в пословицах "честное слово купца тяжелее  кандалов", "не дал слово —  крепись, а дал слово — держись". А между обозначенными крайностями  сотни вариаций на тему "немножко — жулик, немножко — добропорядочный".

Другой фактор — переменный. Суть его в том, что нормативное  регулирование определяется состоянием и динамикой самого рынка, уровнем  его развития. В условиях, когда  только идет становление рынка, накопление богатства, необходимого для его  нормального функционирования и  развития, на рынке преобладает теневая  сторона, обнажается "дно" рыночных отношений со всей их грязью, нечистотами. Как правило, между субъектами рынка  отсутствуют сколько-нибудь длительные связи, торговые операции нередко совершаются  со случайным встречным. В принципе продается все: не только имущество, иные ценности, но совесть, честь, сама жизнь. Позднее, когда рынок сложился и оформился, рыночные контакты приобрели  устойчивость и постоянство, участие  в рыночных отношениях превратилось в семейные традиции, на передний план выступает имидж, лицо, облик субъекта рынка, которыми дорожат больше, нежели сиюминутной выгодой в рыночной операции.

Из сказанного следует  два вывода, важных для формирования нормативной системы, в том числе  правовой системы, регулирующей рыночные отношения. Во-первых, посредством социальных норм надлежит стимулировать, поддерживать и защищать все позитивные процессы на рынке и лиц, участвующих в них. Во-вторых, нормативная система должна улавливать динамику рынка и в зависимости от нее устанавливать степень жесткости правил. Более твердые правила необходимы на начальном этапе становления рынка, общеобязательность которых для всех участников рыночных отношений помогает нейтрализовать негативную деятельность недобросовестных участников рынка. При развитом рынке значительная часть общеобязательных правил уступает место свободному усмотрению сторон, выбору ими самими правил своих взаимоотношений. Вот как, например, прореагировала католическая церковь на изменения в современном мире, включая динамику рыночных отношений (прежде всего в государствах бывшей социалистической системы). Новый универсальный катехизис (Закон Божий католической церкви) ставит перед собой цель осовременить учение католической церкви. Не отказываясь от традиционных десяти заповедей, составители решили включить в него и некоторые новые запреты, отражающие соблазны современного мира: подделка чеков, нечестное ведение счетов, разбазаривание общественных средств, взяточничество и коррупция. В новый катехизис сделаны и такие конкретные добавления: "Не уклоняйся от уплаты налогов. Не занимайся подлогом. Не води машину в нетрезвом состоянии".

5. В начале реформирования  российской экономики оживленно  обсуждался вопрос о целесообразности  государственного вмешательства  в рыночные отношения. Не так  уж редки были голоса тех  лиц, приступавших к формированию  новых рыночных отношений, которые  призывали к минимизации правового  регулирования этих отношений  или вовсе к отказу от него. "Дайте нам свободу и мы  сами, без государственного вмешательства  справимся со своими проблемами" — так примерно можно обобщенно  изложить их позицию. Отголоски  подобных рассуждений можно услышать  до сих пор. Понять сторонников  такой точки зрения нетрудно. Воспоминания о беспредельном  вмешательстве государства в  хозяйственную деятельность, подавление  инициативы, предприимчивости имевшие  место в условиях советской  власти, не вызывают особой ностальгии  по действовавшему в те годы  правовому механизму регулирования  экономики. Однако и необоснованное  ослабление, а тем более отказ  от государственно-правового воздействия  на экономические процессы имели  бы еще более губительные последствия,  чем недостаточно мотивированное  врастание государства, его органов  и должностных лиц в экономику.

Поиск правильных ответов  на поставленный вопрос предполагает выделение в нем двух относительно самостоятельных аспектов. Один —  возможность и необходимость  государственного регулирования рыночных отношений, второй — пределы этого  регулирования. Ответ на первую часть  вопроса относительно прост. В пользу государственного регулирования рыночных отношений убедительно свидетельствует, прежде всего, опыт стран с развитой рыночной экономикой: США, Англии, Франции, Германии и др. Ими выработаны и  прошли многолетнюю проверку практикой  конкретные механизмы государственного регулирования, в частности создание разветвленной государственно-обязательной системы нормативно-правовых актов  в виде антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, об охране природы и других, устанавливающих  жесткие правила поведения для "рыночников". Примечательно, что  многое из того, что относится к  планированию и прогнозированию  развития экономики, позаимствовано из опыта централизованно управляемой  экономики бывшего СССР. Далее, высокая  действенность государственного регулирования  рыночной экономики была продемонстрирована советской властью. Именно и в  первую очередь нормативно-правовое опосредование новой экономической  политики позволило в кратчайшие сроки реанимировать рыночные отношения, восстановить разрушенное войнами народное хозяйство и добиться бурного его развития в середине и в конце 20-х гг. Наконец, наша собственная современная практика проведения реформ по созданию рыночной экономики опровергает мнение скептиков в отношении возможности и необходимости государственно-правового воздействия на рыночные отношения. Как отмечено в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", эффективное рыночное хозяйство — это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неуклонно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности.

Ответ на вторую часть вопроса  — о пределах государственно-правового  регулирования рыночных отношений  не может быть дан столь односложно, как на первую его часть. Подход здесь  всегда должен быть конкретно-историческим. Искать ответ надо в самой рыночной экономике, в уровне ее развития и, главным  образом, в субъектах рынка, их отношении  к проводимым в России экономическим  реформам, в понимании ими причин, условий и результатов функционирования рынка, своей личной роли в происходящих экономических, социальных, политических и духовных процессах. Рыночные отношения  одной и той же страны в разные годы государством регулируются далеко не одинаково, более или менее  широко и обстоятельно. Не исключение и Россия. Общие подходы к выявлению  детерминант нормативной системы  регулирования рыночных отношений, включая право, высказаны выше. Конкретно  речь о них пойдет во всех последующих  темах.

6. Переход к рыночной  экономике осуществляется от  планово-централизованной экономики.  К обслуживанию командной бюрократии, управлявшей прежней, так называемой  социалистической экономикой, была  приспособлена и советская нормативно-правовая  система. В последней главным  выступало правовое опосредованно  вертикальных связей, шедших от  центральных плановых и снабженческо-сбытовых  органов к министерствам и  ведомствам, от них — к главкам  и промышленным объединениям  и так далее вплоть до первичного  низового звена — государственного  предприятия, хозяйства и иного  субъекта. Горизонтальные связи,  особенно отношения между непосредственными  производителями, находились далеко  на заднем плане и не играли  сколько-нибудь существенной роли: все решалось в верхних эшелонах  управления.

Формирование нормативно-правовой системы рыночной экономики помимо создания качественно иных государственных  нормативных актов включает также  слом отжившей вертикали и, где возможно и необходимо, в частности при  отсутствии новых правовых норм, ее приспособление к горизонтальным рыночным отношениям. При этом происходит своего рода "обмен" нормативных регуляторов: вводятся нормы права в те экономические  отношения, в которых они ранее  отсутствовали, некоторые же другие экономические отношения, напротив, освобождаются от государственно-нормативного воздействия. Иначе говоря, в юридическом  смысле стратегия формирования рыночной экономики состоит в переходе от прямого управления экономикой со стороны государства к ее регулированию  через законы и организацию исполнения законов. Это и есть правовой путь в рынок.

Информация о работе Рынок как объект правового регулирования