Рынок как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

Предназначение правового регулирования состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающиеся содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений. Соответствующий понятийный аппарат, используемый в правотворческой, правоприменительной и предпринимательской практике, зафиксирован в действующем антимонопольном законодательстве (более подробно о последнем см. тему 9).

Работа содержит 1 файл

Рынок как объект правового регулировани1.docx

— 32.21 Кб (Скачать)

Рынок как объект правового регулирования

1. Предназначение правового  регулирования состоит в том,  чтобы возможно адекватнее отразить  в государственных нормативных  актах объективно складывающиеся  содержание и структуру рынка  и тем самым создать благоприятное  правовое пространство для возникновения,  функционирования и развития  рыночных отношений. Соответствующий  понятийный аппарат, используемый  в правотворческой, правоприменительной  и предпринимательской практике, зафиксирован в действующем антимонопольном  законодательстве (более подробно  о последнем см. тему 9).

Базовое значение имеют три  категории рыночных отношений, от качества правового закрепления которых  в законах и иных нормативных  актах в первую очередь зависит  развитие всех других механизмов рыночной экономики. Необходимая предпосылка  образования рынка — наличие  товаров.

В самом начале проведения российских экономических реформ в  России товар определялся как  продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный для  обмена. Это соответствовало экономическим  представлениям рынка в общественном воспроизводстве как фазы обмена, но явно не полно отражало правовую суть обращающихся на рынке товаров. Сейчас трудно объяснить, чем был  вызван столь односторонний подход к правовой характеристике товара. Ведь обмен на юридическом языке  означает не что иное, как договор  мены, по которому каждая из сторон обязуется  передать в собственность другой стороны один товар в обмен  на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который  она обязуется передать, и покупателем  товара, который она обязуется  принять в обмен. Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той  стороной, которая несет соответствующие  обязанности. Только в случае, когда  в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу  в ценах непосредственно до или  после исполнения ее обязанности  передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

Отрицательные последствия  юридически не корректного подхода  к определению товара не заставили  себя долго ждать. Закон как бы сам подталкивал участников рыночных отношений к обмену (мене) товарами, получившему не очень благозвучное и понятное россиянину название "бартер". Последний быстро превратился в  преобладающую правовую форму связей между продавцами и покупателями. Деньги из товарного обращения как  бы отключались, что уже в момент зарождения деформировало рыночную экономику, отбрасывало ее в далекое  прошлое. Ошибка была исправлена в середине 90-х гг. Согласно ныне действующему законодательству товар есть продукт  деятельности, предназначенный для  продажи и обмена. Сам по себе факт более или менее качественного  отражения в законодательстве объективной  сущности товара, конечно же, не играет решающей роли в рыночных отношениях. Но вместе с тем было бы неправильно  и не учитывать данное обстоятельство, особенно в современных российских условиях, когда идет лишь формирование рыночной экономики и соответствующей  ей правовой культуры.

Вторая базовая категория  рыночных отношений — взаимозаменяемые товары. Она совершенно новая в  отечественном законодательстве и  практике его реализации. Товары, входящие в группу взаимозаменяемых, по отдельным  признакам не одинаковы. Но на рынке  они плюсуются один к другому  и рассматриваются как единый объект правового регулирования. Оценку товаров как взаимозаменяемых или, напротив, не взаимозаменяемых законодатель делает, как бы поставив себя на место  покупателей. В группу взаимозаменяемых включаются внешне разнородные товары при одном непременном условии: если для покупателя действительно  безразлично, какой приобрести товар  из массы предложенных. Другими словами, покупатель фактически действительно  заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления. Необходимо подчеркнуть, что сказанное относится  не только к личному, бытовому, семейному  потреблению, но и к производственному  потреблению, когда купленный товар  в виде сырья, комплектующих изделий  и т.п. материалов подвергается дальнейшей переработке.

Практическая реализация приведенной общей характеристики взаимозаменяемых товаров вызывает значительные затруднения. Поэтому  необходимо установление дополнительных более конкретных параметров, по которым  между собой сопоставляются товары — претенденты на вхождение в  одну и ту же группу взаимозаменяемых товаров. В частности, товары сравниваются по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим  характеристикам, цене. Данный перечень не является исчерпывающим. Товары могут  сопоставляться и по другим свойственным только им параметрам. На практике определение  взаимозаменяемости товаров целесообразно  проводить с позиций обеих  сторон участников рыночных отношений  — покупателей (потребителей) и продавцов (производителей), т. е. с точки зрения использования товаров и с  точки зрения их производства.

Рассмотрим более актуальный для рыночных отношений первый вариант  взаимозаменяемости, т. е. с точки  зрения потребления. Есть товары, сходные  по назначению и даже названию, но недопустимость зачисления их в группу взаимозаменяемых очевидна. В качестве простейшего  примера рассмотрим такой товар, как покрышка для легковых автомобилей. Другого товара, который бы был  функционально эквивалентен ей, не существует. Покрышки для грузовых автомобилей не могут выполнять  функцию покрышек для легковых автомобилей  уже по одному признаку — своим  размерам. Вывод ясен: покрышки для  легковых и грузовых автомобилей  для покупателей представляют собой  разные товарные рынки.

Однако, как правило, сравнение  различных товаров, прежде чем им быть включенными в группу взаимозаменяемых или исключенными из нее, поиск и  сличение соответствующих количественных и качественных параметров есть процесс  творческий, по своей сути исследовательский. В каждом отдельном случае требуется  индивидуальная методика сравнения, учет характеристик не только непосредственно  самих товаров, но и особенностей их покупателей —психологических, социокультурных, национальных и иных, а также территорий, на которых  обращаются товары (районы Крайнего Севера, южные районы и т.д.). Возьмем в  качестве примера простейшие товары: белый и черный хлеб. Они взаимозаменяемы  или нет? Тот же вопрос возникает  при сравнении яблок и груш, меда и сахара, различных видов  овощей. Видимо, правильно поступают  компетентные государственные органы, когда в одних ситуациях перечисленные "парные" товары расценивают как  взаимозаменяемые, а в других —  невзаимозаменяемые с учетом не только их функционального назначения (продукты питания), но цены и других важных моментов.

Наконец, перейдем к третьей  и главной базовой категории  рыночных отношений — самому рынку, каким образом его объективные  экономические свойства "переводятся" на правовой язык. Подобно товару его  легальное определение за годы реформирования российской экономики также претерпело существенные метаморфозы. Вначале  он жестко привязывался к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению страны. При этом уровень, с которого начинался отсчет территориальной (вертикальной) структуры рынка, был  поднят слишком высоко. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. выделял  республиканский рынок (сфера обращения  товаров в пределах границ Российской Федерации) и местные рынки (сфера  обращения товаров в пределах границ субъектов Российской Федерации)*. В 1993 г. структура рынка была уточнена, "понижена" до административно-территориальных  единиц — районов, городов и др.

* Ведомости РСФСР, 1991, №  16, ст. 499.

Но тут же обнаружились новые проблемы правовой характеристики рынка. Все более отчетливо проявлялась  несуразность узаконенной структуры  рынка. Скажем, два магазина, стоящие  напротив друг друга, торгующие одинаковыми  или взаимозаменяемыми товарами, но разделенные проходящей между  ними дорогой, являющейся границей двух национально-государственных или  административно-территориальных образований, оказывались субъектами разных рынков.

Первая робкая попытка  внести корректив в правовое понятие  рынка была сделана в Государственной  программе демонополизации экономики (1994 г.)*, где выдвинуто положение  о "географических границах рынка" как пространстве, в которое наряду с национально-государственными и  административно-территориальными образованиями  входят также группы населенных пунктов  или иные территории, находящиеся  в пределах границ этих образований. Но то была всего лишь идея, «информатизация  для размышления», так как названный  Закон о конкуренции понятия  рынка трактовал иначе.

*  САПП, 1994, № 14, ст. 1052.

В ныне действующем законодательстве рынок рассматривается исходя из сугубо экономического толкования границ рынка, т. е. как территории фактического распространения (обращения) товара. Товарный рынок трактуется как сфера обращения  товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части. Приведенная формулировка позволяет  четко выделить общероссийский рынок, что, кстати, и ранее не вызывало серьезных затруднений. Но вот вопрос: как определить часть российской территории, которая юридически может  быть расценена как товарный рынок, т. е. сфера обращения конкретного  товара или взаимозаменяемых товаров? Она, как и в рассмотренном  выше случае выявления взаимозаменяемых товаров, оценивается с позиций  покупателя, а именно: очерчивается исходя из экономической возможности  покупателя приобрести товар на соответствующей  территории и отсутствия этой возможности  за ее пределами.

Как видим, предложенный критерий не отличается особой ясностью и удобством  в практическом применении. Что конкретно  означает "экономическая возможность" покупателя в одном случае и экономическая  невозможность для него — в  другом? При наличии денежных и  транспортных средств он может поехать  и приобрести себе нужный товар в  любой точке российской территории. Изложенные нормативные положения  новы, поддающегося обобщению опыта  их применения еще не накопилось —  идет трудный поиск, который, наверное, приведет к необходимости внести очередное уточнение в правовую характеристику товарного рынка. Пока же вспомним известную русскую пословицу, которая звучит примерно так: за морем  телушка полушка, да рубль перевоз (полушка в старину означала мелкую медную монету в четверть копейки). Эта житейская мудрость и закреплена в законодательстве. Во главу угла поставлена экономическая целесообразность приобретения покупателем определенного  товара, имеющегося на определенной территории. Если товар продается на различных  территориях и покупателям все  равно, на какой из них приобрести этот товар, то такие территории и  можно расценивать как один товарный рынок. Более определенно в сфере  обращения товара как единого  товарного рынка выделяются продуктовые (товарные) границы — группа (набор) взаимозаменяемых товаров и географические (территориальные) границы — территория, на которой покупатели приобретают  или могут приобрести изучаемый  товар (товары-заменители) и не имеют  такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка рекомендуется учитывать  три основных фактора:

а) возможность перемещения  спроса между территориями, предположительно входящими в один товарный рынок, т. е. доступность транспортных средств  для перемещения покупателя к .продавцу, незначительность транспортных расходов на такое перемещение;

б) возможность перемещения  товара между территориями, предположительно входящими в один товарный рынок, т. е. незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, сохранность  уровня качества и потребительских  свойств товара в процессе его  транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений  на ввоз или вывоз товаров;

в) сопоставимый уровень  цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

Для более детального уточнения  границ товарного рынка проводится социологическое исследование путем  распространения специально разработанных  анкет для опроса покупателей  — физических лиц и анкет для  опроса покупателей — юридических  лиц*.

* См. об этом: Порядок проведения  анализа и оценки состояния  конкурентной среды на товарных  рынках. Утвержден Государственным  комитетом РФ по антимонопольной  политике и поддержке новых  экономических структур 20 декабря  1996 г.

2. Эффективность правового  регулирования рынка, как и  любого другого предмета государственного  нормативно-правового воздействия,  тем эффективнее, чем более  дифференцированными, сгруппированными  будут общественные отношения,  отличающиеся определенной спецификой, обусловливающей необходимость  ее учета в этом регулировании. Сформулированный тезис обязывает, разобравшись с общей юридической характеристикой товарного рынка, обращающимися на нем товарами, включая взаимозаменяемые, а также его границами (продуктовыми и географическими, территориальными), попытаться проникнуть внутрь самого рынка, взглянуть на действующих на нем участников рыночных отношений и классифицировать их. В этой связи интерес представляет постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 936, которым одобрена Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2000 годы*.

* СЗ РФ, 1996, № 33, ст. 4005.

В этой Концепции товарные рынки рассматриваются как система  субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников  и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которой является создание условий для беспрепятственного обращения товаров конечного  потребления и производственно-технического назначения. Структура товарного  рынка рассматривается здесь  под своеобразным срезом. Один ее укрупненный  элемент составляют непосредственные участники рыночной торговли (продавцы и покупатели), о которых подробно говорилось в первых частях лекции. Второй элемент — инфраструктура товарного рынка. Она включает подсистему субъектов (организаций), которая обслуживает "действующих лиц" первого структурного элемента — продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Задачи этой подсистемы состоят в налаживании  взаимосвязей между непосредственными  участниками рыночной торговли, в  максимальном способствованйи свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. В инфраструктуру товарного рынка  входят, в частности, торговые посредники и складское хозяйство, средства информации, торговоупаковочная индустрия, транспортное и финансово-кредитное  обслуживание. Оба элемента товарного  рынка как системы объединяет в одно целое общая цель — обеспечение  обращения товаров.

3. Особняком в структуре  товарного рынка стоит теневой  рынок, обслуживающий теневую  экономику (далее по тексту  оба термина — "теневой рынок"  и "теневая экономика" объединяются  в один — "теневой рынок", хотя это и не одно и то  же. Но для сути рассматриваемых  в лекции вопросов их различие  не имеет существенного значения).

Информация о работе Рынок как объект правового регулирования