«Потребитель» как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и понять значение Закона РФ «О защите прав потребителя», которым регулируются отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями. Исходя из поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи: 1) определить роль Закона «О защите прав потребителей» в системе нормативно-правовых актов РФ; 2) рассмотреть правовой статус покупателя как основного звена маркетинговой деятельности, установить способы защиты его прав.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Закон о защите прав потребителей как основной источник маркетингового законодательства в РФ. 6
1.1. Значение Закона о защите прав потребителя в РФ. 6
1.2. Правовое положения потребителя. 7
Глава 2. «Потребитель» как объект правового регулирования. 14
2.1. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для потребителей. 14
2.2. Проблема реализации права потребителя на государственную, судебную и общественную защиту его интересов. 18
Заключение 21
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

!!!Реферат ЗАКОН РФ о защите прав потребителей.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
 

       Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        Введение. 

       Маркетинг как философия бизнеса, стратегия  и тактика участников рыночных отношений  лежит в основе предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов. Именно глубокие знания маркетинга, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяют коммерческий успех предпринимателя.

       Маркетинг является одним из основополагающих видов деятельности участников рынка. Он позволяет четко определять состояние и перспективы развития рынка, его основных сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами, сформировать оптимальную цену, найти квалифицированных посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным публике, провести рекламные и PR-мероприятия таким образом, чтобы потребители о нем достаточно знали и хотели приобрести.

       Развитие  маркетинга как важнейшей сферы  современной экономики требует его всестороннего и эффективного правового регулирования. Право регулирует взаимодействие участников маркетинговой деятельности с другими субъектами рыночных отношений. Использование соответствующей правовой базы дает возможность юридически корректно строить отношения с потребителями, предельно удовлетворять их запросы и реализовывать их экономические интересы; проводить маркетинговые исследования, не выходя за рамки закона, в частности, не нарушая режим охраны банковской, коммерческой и государственной тайны, осуществлять исследование намерений покупателей, не нарушая их прав и законных интересов; предупреждать нарушения антимонопольного законодательства и т.д.

       Рассматривая  маркетинговый комплекс через призму правового регулирования, следует опираться на законодательство, регламентирующее его составляющие (товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации). Для характеристики комплекса маркетинга, в частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; знание правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товарораспределения оформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, договор лизинга и т.д.); знание правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, Public relations, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.

       Таким образом, многие вопросы маркетинга связаны с необходимостью соотнесения их с правовыми нормами. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования хозяйствующими субъектами маркетинговых исследований и мероприятий. Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в маркетинговой деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в деятельности хозяйствующего субъекта.

       На  маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

       Главным источником в данной сфере является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый "экономической конституцией"1. ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой, строительный, транспортный, банковский маркетинг и т.д.).

       Помимо  ГК РФ важнейшим звеном в системе  источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы, которые можно типологизировать в зависимости от области маркетинга:

       1) отношения субъектов маркетинговой  деятельности с потребителями регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1;

       2) вопросы сбыта - Федеральными  законами от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для  федеральных государственных нужд", от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге"  и др.;

       3) отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики, - Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и др.;

       4) ценообразование - Федеральным законом  от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном  регулировании тарифов на электрическую  и тепловую энергию в Российской Федерации" и др.;

       5) конкурентные отношения в сфере  маркетинга - Законом РСФСР от 22 марта  1991 г. "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральными законами от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

       6) маркетинговые исследования, получение,  использование и распространение маркетинговой информации - Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Законами РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" и др.;

       7) продвижение продукции - Федеральным  законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О  рекламе";

       8) правовое обеспечение маркетинга в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей и сферой предпринимательства, осуществляется:

       - Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бума и др. - маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности;

       - Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации" - маркетинг в сфере туристской деятельности;

       - Федеральным законом от 13 октября  1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - международный маркетинг и т.д.

       Естественно, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных  законах, но и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

       Цель  данной работы – изучить  и  понять  значение  Закона   РФ  «О защите прав потребителя», которым регулируются отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями. Исходя из поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи: 1) определить роль Закона  «О защите прав потребителей» в системе нормативно-правовых актов РФ; 2) рассмотреть правовой статус покупателя как основного звена маркетинговой деятельности, установить способы защиты его прав.  

       Глава 1. Закон о защите прав потребителей как основной источник маркетингового законодательства в РФ.

          1.1. Значение Закона о защите прав потребителя в РФ. 

       В современном обществе действуют  определенные законы, и многие из них  созданы специально для защиты прав и интересов широкого круга лиц. Однако, к сожалению, российские покупатели чаще склонны выбрасывать только что купленные, но уже не пригодные в пищу продукты, чем предпринять минимальные попытки для восстановления своих прав. Такая позиция абсолютно не оправданна. В настоящее время все большее число продавцов признают законные права потребителей, если им об этих правах напомнить.

       Основным  законом, регулирующим отношения в  сфере защиты прав потребителей, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей; Закон).

       Указанный Закон регулирует отношения между  продавцом (изготовителем) и потребителем. Для целей указанного Закона под потребителем понимается «гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»2.

       Таким образом, каждый гражданин вправе защищать свои права как потребителя и  применять для этой цели Закон  о защите прав потребителей только в случае, если товар приобретается им для собственных целей, не связанных с извлечением прибыли.

       Отечественное законодательство о защите прав потребителей нужно признать довольно динамической правовой сферой, что подтверждается, в частности, относительно большим числом изменений и дополнений в один из базовых актов данного законодательства - в Закон РФ "О защите прав потребителей".

       До  недавнего времени потребители  в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров  и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически  отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН  (N 39/248 от 9 апреля 1985 г). Только с принятием  Верховным Советом  Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» ситуация изменилась, Закон вобрал в себя  лучший опыт соответствующей международной и зарубежной  национальной законодательной  практики.

       Закон   издан   для   регулирования   отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); он устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

       1.2. Правовое положение потребителя. 

       Согласно  Закону о защите прав потребителей косвенно выделяются две большие группы прав, предусмотренных для покупателей.

       Первая  группа - права, которыми обладает покупатель в процессе выбора товара, т.е. до приобретения товара либо непосредственно в момент покупки. Эти права в равной степени распространяются на всех покупателей.

       Вторая  группа - права, которые можно реализовать  лишь в случае приобретения товара.

       Согласно  статьям 8-11 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

       Если  вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию.

       Факт  отсутствия указанной информации или  отказ в ее предоставлении по просьбе потребителя дает возможность предположить, что продавцом и в дальнейшем вряд ли будут соблюдаться требования действующего законодательства.

       Вышеназванная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию потребитель может получить в центральном (головном) офисе, магазине или просто в другом месте, могут также вызвать сомнения в надежности такого продавца.

Информация о работе «Потребитель» как объект правового регулирования