«Потребитель» как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и понять значение Закона РФ «О защите прав потребителя», которым регулируются отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями. Исходя из поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи: 1) определить роль Закона «О защите прав потребителей» в системе нормативно-правовых актов РФ; 2) рассмотреть правовой статус покупателя как основного звена маркетинговой деятельности, установить способы защиты его прав.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Закон о защите прав потребителей как основной источник маркетингового законодательства в РФ. 6
1.1. Значение Закона о защите прав потребителя в РФ. 6
1.2. Правовое положения потребителя. 7
Глава 2. «Потребитель» как объект правового регулирования. 14
2.1. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для потребителей. 14
2.2. Проблема реализации права потребителя на государственную, судебную и общественную защиту его интересов. 18
Заключение 21
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

!!!Реферат ЗАКОН РФ о защите прав потребителей.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

       - закрепление в Законе  права  потребителя-заказчика в правоотношениях по работам и услугам предъявлять требования по поводу недостатков материалов, предоставленных исполнителем, не только самому исполнителю, но и по своему выбору также продавцам, изготовителям, импортерам (их уполномоченным лицам) таких материалов (товаров);

       - закрепление в Законе  права  потребителя «в отношениях купли-продажи предъявлять свои требования еще и арендодателям  по крайней мере в двух ситуациях: 1) при продаже товаров с использованием автоматов, 2) при отсутствии продавца (арендатора) по месту заключения договора с потребителем (договорные отношения по аренде прекращены) на момент предъявления требований»6. Аналогичное право для потребителя-заказчика (в отношении второй ситуации) нужно закрепить и для правоотношений по выполнению работ и оказанию услуг.

       В Законе нужно сформулировать и обязанность продавца (уполномоченных лиц) принять все возможные и разумные меры для доведения до потребителей сведений о смене места обслуживания потребителей. 

       Глава 2. «Потребитель» как объект правового регулирования.

       2.1. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для потребителей.  

       В соответствии с ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя. Таким образом, товар должен быть безопасным.

       Указанное право имеет конституционное  основание. Статья 20 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на жизнь, ст. 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья, а ст. 42 - право на благополучную окружающую природную среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

       Между тем «анализ российского рынка товаров и услуг позволяет сделать вывод о насущной необходимости на законодательном уровне заниматься безопасностью потребительского рынка»7. По мнению специалистов, качество многих товаров и услуг низкое и в целом потребительский рынок для людей опасен. Как отмечается в юридической литературе, многие товары фальсифицируются, причем "фальсификации подвергаются не только товары, но и товаросопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страны происхождения, товарные знаки и так далее" 8.

       Определение понятия безопасности товаров (работ, услуг) содержится в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей": под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

       Сходное определение содержится и в ст. 2 Федерального закона "О техническом  регулировании": "Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений"9 .

       Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

       Обязательные  требования к качеству продукции  должны устанавливаться в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" положениями технических регламентов. Национальные стандарты (ГОСТ) должны применяться субъектами предпринимательства добровольно. Указанным Законом установлен переходный период, в который все технические регламенты должны быть введены в действие. Однако на сегодняшний день принято только несколько из них.

       Препятствием поступления в продажу товаров, которые могут причинить вред, является система подтверждения соответствия некоторых товаров (работ, услуг) установленным требованиям. Пункт 4 ст. 7 Закона "О защите прав потребителей" декларирует: если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

       Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному  подтверждению их соответствия указанным требованиям, в настоящее время утверждены Правительством РФ. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности.

       В настоящее время указанное подтверждение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и иными правовыми актами, в том числе подзаконного характера. Оно может носить обязательный или добровольный характер.

       Обязательное  подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническими регламентами, исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

       Формами обязательного подтверждения соответствия являются декларирование соответствия и обязательная сертификация. При этом декларирование осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории.

       Схема декларирования соответствия и состав доказательственных материалов должны определяться соответствующим техническим регламентом. Порядок декларирования соответствия и требования к декларации приведены в ст. 24 Закона о техническом регулировании. Форма декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этот же орган осуществляет регистрацию оформленных деклараций.

       Продукция, соответствие которой требованиям  технических регламентов подтверждено в установленном законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Это обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Маркировка осуществляется самостоятельно заявителем любым удобным для него способом.

       В п. 5 ст. 7 Закона "О защите прав потребителей" закреплены обязанности изготовителя, исполнителя и продавца, обеспечивающие право потребителя на безопасность. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

       Если  причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

       Убытки, причиненные потребителю в связи  с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. В отечественной правовой действительности исполнение данных обязанностей «встречается не столь часто, видимо, наряду с другими, этому способствует то обстоятельство, указанное в юридической литературе, что в законодательстве отсутствует детальный механизм их исполнения» 10.

       Итак, действующая система установления обязательных требований к качеству продукции несовершенна и не позволяет защитить важнейшее право потребителя - право на безопасность товаров, работ, услуг. Следует отметить «острую необходимость создания эффективного механизма разработки и принятия технических регламентов с целью их скорейшего введения в действие»11. Вместе с тем необходимо ускорить разработку и принятие соответствующих современным реалиям национальных стандартов в отношении всех видов продукции, взяв за основу международные стандарты. 

       2.2. Проблема реализации права потребителя на государственную, судебную и общественную защиту его интересов.  

       Содержание  данного права нужно понимать в двух аспектах. Во-первых, оно выражается в том, что государство обеспечивает правовое регулирование отношений с участием потребителей, прежде всего имея целью охранять права последних. Во-вторых, потребитель имеет возможность обратиться с жалобой (заявлением) на деяния его контрагентов, обозначенных в преамбуле Закона, в уполномоченные государственные или муниципальные органы либо в общественные организации потребителей. В первом случае имеет место, если использовать язык закона, государственная защита прав потребителей, а во втором - общественная защита прав потребителей. Вместе с тем, строго говоря, в первом случае нужно вести речь не только о государственной, но еще и о муниципальной защите прав потребителей, поскольку законодательство предусматривает возможность обращения потребителя в случае нарушения его прав в органы местного самоуправления. Поэтому рассматриваемое право потребителя нужно именовать в законодательстве правом на государственную, муниципальную и общественную защиту прав потребителей.

       Данное  право потребителя следует более  точно охарактеризовать «как право на государственную и общественную охрану его интересов, поскольку в действующем законодательстве о защите прав потребителей осуществляется не только правовое регулирование так называемых нарушенных, но и нормальных отношений с участием потребителей договорного и внедоговорного характера»12. Другими словами, в рамках указанного правового регулирования производится правовая охрана субъективных прав потребителей. Она в соответствии с традиционным представлением правовой науки о понятии "правовая охрана" состоит как в обеспечении восстановления нарушенных прав потребителей (собственно защита прав потребителей), так и в оформлении правовых инструментов, позволяющих организовать реализацию прав потребителей в отсутствие правонарушения.

       Современная практика защиты прав потребителей показывает, «что наряду с совершенствованием гражданско-правовых инструментов охраны прав потребителей требуется, во взаимосвязи с ними, развитие публично-правовой составляющей данной охраны»13. С этих позиций необходимо совершенствовать и механизмы реализации права потребителей на государственную, муниципальную и общественную защиту в части административных (внесудебных) процедур защиты нарушенных прав потребителей. Из действующих актов законодательства о защите прав потребителей любой потребитель должен четко представлять себе, куда (в какой орган публичной власти или общественное объединение потребителей), в каком порядке, в какие сроки и с чем (какими требованиями) он может обратиться при нарушении его прав и что должно быть предпринято по итогам обращения потребителя.

       Как известно, механизм охраны прав потребителей носит комплексный, межотраслевой характер и включает в себя не только гражданско-правовые средства (хотя это основной элемент), но и публично-правовые инструменты, которые, однако, обеспечивают нужную степень эффективности реализации субъективных гражданских прав потребителей. Одним из таких инструментов выступает судебная защита прав потребителей, осуществляемая в соответствии со ст. 17 Закона и процессуальным законодательством. Как показывает отечественная практика судебной защиты прав потребителей, нормативное обеспечение такой защиты нуждается в совершенствовании по отдельным вопросам.

       До 2005 г. потребители по искам, связанным  с нарушением их прав, освобождались  от оплаты государственной пошлины во всех случаях. С 2005 г. согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако такое освобождение предоставляется, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ. Такие правила направлены «не только на обеспечение фискальных интересов, но и на ограничение возможности потребителей злоупотреблять своими правами при подаче исков, в частности путем подачи заведомо необоснованных исковых требований на крупные суммы»14.

Информация о работе «Потребитель» как объект правового регулирования