Рынок как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:59, доклад

Описание работы

Предназначение правового регулирования заключается в том, чтобы более адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективное содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

§ 4. Рынок как  объект правового регулирования

1. Предназначение  правового регулирования заключается в том, чтобы более адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективное содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений. 

Базовое значение имеют три категории рыночных отношений, от качества правового закрепления  которых в законах и иных нормативных  актах в первую очередь зависит  развитие всех других механизмов рыночной экономики. Первая категория – обязательное наличие товара. Вторая базовая категория рыночных отношений — взаимозаменяемые товары. Третья категория – сам рынок. 

Но тут же обнаружились новые проблемы правовой характеристики рынка. Все более отчетливо проявлялась несуразность узаконенной структуры рынка. Скажем, два магазина, стоящие напротив друг друга, торгующие одинаковыми или взаимозаменяемыми товарами, но разделенные проходящей между ними дорогой, являющейся границей двух национально-государственных или административно-территориальных образований, оказывались субъектами разных рынков. 

В ныне действующем  законодательстве рынок рассматривается  исходя из сугубо экономического толкования границ рынка, т. е. как территории фактического распространения (обращения) товара. Товарный рынок трактуется как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части.

Если товар  продается на различных территориях  и покупателям все равно, на какой из них приобрести этот товар, то такие территории и можно расценивать как один товарный рынок. Более определенно в сфере обращения товара как единого товарного рынка выделяются продуктовые (товарные) границы — группа (набор) взаимозаменяемых товаров и географические (территориальные) границы — территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. 

При определении  географических границ рынка рекомендуется учитывать три основных фактора: 

а) возможность  перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в один товарный рынок; 

б) возможность  перемещения товара между территориями, предположительно входящими в один товарный рынок; 

в) сопоставимый уровень цен на соответствующие  товары внутри границ этого рынка. 

2. Эффективность  правового регулирования рынка,  как и любого другого предмета  государственного нормативно-правового  воздействия, тем эффективнее,  чем более дифференцированными, сгруппированными будут общественные отношения, отличающиеся определенной спецификой, обусловливающей необходимость ее учета в этом регулировании.

Товарные рынки рассматриваются как система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которой является создание условий для беспрепятственного обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения. Структура товарного рынка рассматривается здесь под своеобразным срезом. Один ее укрупненный элемент составляют непосредственные участники рыночной торговли (продавцы и покупатели), Второй элемент — инфраструктура товарного рынка. Она включает подсистему субъектов (организаций), которая обслуживает "действующих лиц" первого структурного элемента — продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Задачи этой подсистемы состоят в налаживании взаимосвязей между непосредственными участниками рыночной торговли, в максимальном способствованйи свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. В инфраструктуру товарного рынка входят, в частности, торговые посредники и складское хозяйство, средства информации, торговоупаковочная индустрия, транспортное и финансово-кредитное обслуживание. Оба элемента товарного рынка как системы объединяет в одно целое общая цель — обеспечение обращения товаров. 

3. Особняком  в структуре товарного рынка  стоит теневой рынок, обслуживающий  теневую экономику (далее по  тексту оба термина — "теневой  рынок" и "теневая экономика" объединяются в один — "теневой рынок", хотя это и не одно и то же. Но для сути рассматриваемых в лекции вопросов их различие не имеет существенного значения). 

Теневой рынок  качественно отличается от рассмотренных  выше структур рынка. Теневой рынок формируется, действует и развивается на совершенно других началах. Он — антипод рынку легальному, официальному, находится в "тени", скрыт от государственно-правового воздействия со всеми вытекающими отсюда последствиями: участники теневых рыночных отношений не платят налогов, не выполняют другие обязанности субъектов нормального рынка; все возникающие между ними споры разрешают без участия органов государственной власти в междоусобных разборках с привлечением "своих" криминальных "властных" структур. 

Государство пытается ограничить и вытеснить теневой рынок (пока, к сожалению, безуспешно) двумя путями. Первый основан на экономических мерах. Их назначение — сделать для предпринимателей участие в легальных, официальных рыночных отношениях экономически, материально более выгодным и безопасным, чем иметь дело с рынком нелегальным, теневым. Второй путь включает меры государственного принуждения, а именно: совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с "теневиками", и обеспечение неуклонного проведения его в жизнь. 

Объективно для  правового регулирования рыночной экономики заданы два параметра: внешний и внутренний. Внешний  — создание правовыми средствами благоприятной рынку окружающей среды. Ими охватываются антимонопольное  и налоговое регулирование, государственная регистрация и лицензирование деятельности субъектов рынка и многое другое. Внутренний — регулирование общественных отношений, складывающихся непосредственно на рынке, в частности, при совершении актов купли-продажи.

Информация о работе Рынок как объект правового регулирования