«Потребитель» как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и понять значение Закона РФ «О защите прав потребителя», которым регулируются отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями. Исходя из поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи: 1) определить роль Закона «О защите прав потребителей» в системе нормативно-правовых актов РФ; 2) рассмотреть правовой статус покупателя как основного звена маркетинговой деятельности, установить способы защиты его прав.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Закон о защите прав потребителей как основной источник маркетингового законодательства в РФ. 6
1.1. Значение Закона о защите прав потребителя в РФ. 6
1.2. Правовое положения потребителя. 7
Глава 2. «Потребитель» как объект правового регулирования. 14
2.1. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для потребителей. 14
2.2. Проблема реализации права потребителя на государственную, судебную и общественную защиту его интересов. 18
Заключение 21
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

!!!Реферат ЗАКОН РФ о защите прав потребителей.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

       Приобретая  товар (особенно дорогостоящий или  технически сложный), необходимо обратить внимание, указана ли в приложенных к товару документах информация о наименовании продавца, его месте нахождения или уполномоченной организации (уполномоченном индивидуальном предпринимателе), а также их фактический адрес. Данная информация пригодится в случае, если товар по каким-либо причинам не подойдет.

       В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Без сомнения, что при покупке продуктов питания или иных товаров никакого письменного договора не заключается, а, следовательно, как правило, не оговариваются условия о качестве товара. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 2 указанной статьи, который устанавливает, что при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Например, если потребитель приобретает средство для мытья посуды, то он вправе рассчитывать, что указанным средством сможет качественно вымыть посуду. Таким образом, любой приобретаемый потребителем товар должен быть качественным.

       Важным  условием обмена или возврата товара надлежащего качества является отсутствие приобретенного товара в перечне  товаров, не подлежащих обмену по вышеназванным основаниям.

       Перечень  непродовольственных товаров надлежащего  качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

       В указанный Перечень включены следующие  группы товаров:

       1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).

       2. Предметы личной гигиены (зубные  щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).

       3. Парфюмерно-косметические товары.

       4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей-ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.

       5. Швейные и трикотажные изделия  (изделия швейные и трикотажные  бельевые, изделия чулочно-носочные).

       6. Изделия и материалы, контактирующие  с пищевыми продуктами, из полимерных  материалов, в том числе для  разового использования (посуда  и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).

       7. Товары бытовой химии, пестициды  и агрохимикаты.

       8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры  и комплекты).

       9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.

       10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы  и номерные агрегаты к ним;  мобильные средства малой механизации  сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

       11. Технически сложные товары бытового  назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).

       12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.

       13. Животные и растения.

       14. Непериодические издания (книги,  брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

       В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о  защите прав потребителей отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы потребитель вправе только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Поэтому, если потребитель предъявляет требование, например о том, что приобретенная им блузка не подходит по размеру, продавец обоснованно может предложить потребителю такую же блузку другого размерного ряда и т.д.

       Таким образом, потребителю до предъявления требования продавцу по вопросу обмена (возврата) товара надлежащего качества следует определить, согласуются ли его желания с правами, предоставленными действующим законодательством, и правами, предоставленными продавцу. И только проанализировав вышеуказанные моменты, имеет смысл предъявлять четко сформулированное требование.

       В случае если потребитель обосновал  свое требование и настаивает на возврате уплаченной за товар надлежащего качества денежной суммы, продавец должен удовлетворить требование потребителя в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Если продавец не готов выплатить причитающуюся за товар денежную сумму и решил воспользоваться предоставленной ему трехдневной отсрочкой, потребителю необходимо зафиксировать факт передачи товара в акте, указав в нем должность, инициалы и фамилию лица, которому был передан товар; причину, по которой товар возвращен; дату возврата товара. Такой документ с подписью лица, которому возвращен товар, должен храниться у потребителя до момента получения денежных средств от продавца.

       По  соглашению потребителя с продавцом  обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу. Необходимо отметить: потребитель имеет право, но не обязан ждать поступления аналогичного товара.

       Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя.

       В ст. 5 Закона  оформляются правовые запреты, действующие в отношении тех товаров, на которые требуется устанавливать срок годности (запрещено продавать товары с истекшим сроком годности, а также запрещается продавать товары с неустановленным сроком годности). Закон, к сожалению, не исключает ситуацию, когда товар будет продаваться в последние дни (часы и проч.) срока годности. Поэтому в Законе, как и в ГК, необходимо закрепить правила о предельных сроках реализации товаров, в том числе и о механизме применения таких правил.

       Проблема  защиты прав потребителей технически сложных товаров может быть выражена формулой "обеспечение правовыми средствами баланса интересов потребителей и их контрагентов при продаже технически сложных товаров с недостатками"3. Другими словами, правовое регулирование данных отношений с участием потребителей должно, с одной стороны, обеспечивать восстановление нарушенных прав потребителей, но, с другой стороны, применение закрепленной в законодательстве системы правовых средств, позволяющих удовлетворять нарушенные права потребителей, не должно представлять собой чрезмерное обременение их контрагентов. Таким образом, при восстановлении прав потребителей технически сложных товаров должен действовать правовой принцип соразмерности - требование потребителя удовлетворяется, если оно по своему существу соразмерно правонарушению.

       Ранее данный принцип формально (по тому, как он был закреплен в ст. 18 Закона) касался, по существу, лишь права  потребителя на обмен технически сложного товара ненадлежащего качества. Все остальные права требования потребителя могли быть реализованы как при обычных, так и при существенных недостатках. Хотя судебная практика, «по-видимому, отстаивая принцип соразмерности, а также стремясь исключить возможные злоупотребления со стороны потребителя своими правами, зачастую исходила из того, что право на одностороннее прекращение договорных отношений (право на отказ от исполнения договора) в отношении технически сложных товаров (автомобилей и др.) могло быть реализовано лишь при наличии существенных недостатков товара»4.

       В настоящее время, после внесения изменений в п. 1 ст. 18 Закона, те требования потребителя в отношении недоброкачественных технически сложных товаров, которые касаются отказа от исполнения договора, а также требования об обмене подлежат удовлетворению: 1) при наличии любых недостатков - в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара; 2) по истечении указанного срока отмеченные требования удовлетворяются только при определенных юридических фактах (наличии существенных недостатков и проч.). Иные требования потребителя в отношении обозначенных товаров удовлетворяются при любых недостатках.

       Отмеченные  правила, с одной стороны, более  полно обеспечивают действие рассмотренного выше принципа соразмерности по сравнению  с прежней редакцией п. 1 ст. 18 Закона. Правда, в таком случае потребителям предоставляется меньший уровень правовой защиты по сравнению с ранее действовавшим законодательством. С другой стороны, требуется увеличение обозначенного пятнадцатидневного срока. В частности, это необходимо в отношении тех технически сложных товаров, на которые установлен гарантийный срок - до полной продолжительности этого срока. Кроме того, третье основание, при наличии которого по истечении названного выше пятнадцатидневного срока в отношении технически сложных товаров подлежат удовлетворению требования потребителя об отказе от исполнения договора, а также об обмене, - это невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. По сути, данное основание совпадает с первым таким основанием - существенным недостатком, это разновидность существенного недостатка товара. Соответственно требуется нормативное удлинение рассмотренного выше пятнадцатидневного срока, а также сокращение до двух описанных оснований предъявления отмеченных требований потребителем технически сложного товара.

       В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребителю  может быть продан некачественный товар  при условии, что недостатки товара были оговорены продавцом. Если потребитель соглашается приобрести такой товар путем заключения договора купли-продажи, то в подобной ситуации нарушения прав потребителей не будет. Тем не менее «данную норму нужно понимать ограничительно в ситуациях, когда товар не просто некачественный, а еще и небезопасный (потенциально опасный)»5. Например, товар с истекшим сроком годности является потенциально опасным товаром, использование которого может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя, окружающей его среде. Таким образом, для того чтобы продажа товаров с недостатками не являлась нарушением прав потребителей, необходимо одновременное наличие следующих условий:

       Требуется прямое указание продавца на конкретные недостатки товара.

       Если  продавец четко не информировал потребителя  о каких-либо недостатках (об одних недостатках предупредил потребителя, о других - нет), то он за них отвечает.

       Такие отношения в связи с приобретением  товаров с недостатками могут  быть связаны не только с собственно заключением договора купли-продажи, но и с реализацией права потребителей на обмен некачественного (ст. 18 Закона) или качественного непродовольственного товара (ст. 25 Закона), а также с ситуацией выполнения работы (оказания услуги) из материалов исполнителя.

       - информирование потребителей о  конкретных недостатках товара;

       - согласие потребителя на приобретение  такого товара;

       - товар должен быть безопасным.

       Одним из основных правовых приемов, представленных в законодательстве о защите прав потребителей и обеспечивающих защиту прав потребителей, выступает нормативное закрепление возможности потребителей предъявления требований в рамках внедоговорных правоотношений другим лицам. Другими словами, смысл этого приема - это возможность предъявления требований не только стороне по договору (в том числе потенциальной - в преддоговорных отношениях), но и иным лицам, прямо указанным в Законе. Охрана прав потребителей тут выражается в законодательном оформлении возможности потребителя адресовать требования целому ряду субъектов.

       В правоотношениях купли-продажи потребитель  может предъявить свои требования не только продавцу, но и уполномоченным лицам, изготовителю, импортеру. Представляется оправданным нормативное расширение указанной возможности по следующим двум направлениям:

Информация о работе «Потребитель» как объект правового регулирования