Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 экзаменационных вопросов по дисциплине "Финансовое право"
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
...
55. Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля
56 Основные направления валютного регулирования
58. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства

Работа содержит 1 файл

пожалуйста финансовое.docx

— 180.07 Кб (Скачать)

Государственные долговые обязательства РФ могут  существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  России как заемщика с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями. Порядок заключения  и действия международных договоров  определяется ФЗ от 15.07.1995 г. №  101 ≪О международных договорах РФ≫;

2) государственные займы,  осуществленные путем выпуска  ценных бумаг (облигаций федерального  займа, государственных краткосрочных  обязательств и т. д.) от имени  РФ.

Государственный заем (заимствование) в Бюджетном кодексе РФ - передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Порядок эмиссии  ценных бумаг закреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;

3) договоры и соглашения  о получении РФ бюджетных ссуд (заем на срок до 6 месяцев на  условиях возвратности, может быть  как возмездным, так и безвозмездным)  и бюджетных кредитов на условиях  возвратности и обязательной возмездности от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении  РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет..

 

 

55. Основным источником правового  регулирования отношений, в сфере  валютного контроля является ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов  и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроля в  России являются ЦБ РФ, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Правительство РФ как орган валютного  контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной  и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Федеральным органом валютного  контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением  резидентами и нерезидентами  валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования  и валютного контроля, а также  за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Таможенные органы осуществляют в  пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу. Федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством.

Проанализировав законодательство можно  сделать вывод, что полномочия органов  валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного  контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

– проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

– проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

– запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Существует и исключительная компетенция  органов и агентов валютного  контроля.

 

56. Валютное регулирование выражается  в деятельности государства по  регламентированию порядка совершения  валютных операций и международных  расчетов.

Валютное правовое регулирование  осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных  с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством  применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между  конкретными субъектами.

Основные направления  валютного регулирования:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.

3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.

 

58. Резиденты и нерезиденты, нарушившие  положения актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования, несут ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

Административная ответственность предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный  срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный  срок переведенной за эти товары суммы  денежных средств – влечет наложение  административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических  лиц в размере от одной десятой  до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка  зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка  ведения учета, составления и  представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение  установленных сроков хранения учетных  и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от пятидесяти до ста минимальных  размеров оплаты труда; на юридических  лиц – от четырехсот до пятисот  минимальных размеров оплаты труда.

Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических  лиц, государства в целом, права  граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными  ценностями, порядок управления, правила  проведения различных видов валютных операций.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 193 УК РФ. Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей. Известно, что одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства является формирование его валютных резервов. Россия не составляет исключения. Более того, в силу сложившейся в стране непростой экономической ситуации проблема пополнения валютных резервов становится жизненно важной. Это вопрос экономической и политической стабильности государства. При том одними мерами валютного и таможенного контроля проблему не решить. Либерализация внешнеэкономической деятельности и выход на внешний рынок большого числа субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии надлежащего правового обеспечения и контроля повлекли бесконтрольный вывоз валютных средств за границу.


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"