Шпаргалка по "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:41, шпаргалка

Описание работы

Очевидно, что название отрасли — финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Не случайно эта отрасль права называется именно финансовым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо1.
Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как их называют, денежные средства из нашего кошелька, на которые мы приобретаем себе продукты, одежду и т.п.?

Работа содержит 1 файл

Понятие и роль финансов.docx

— 120.34 Кб (Скачать)

Понятие и  роль финансов   

Финансовое  право — активно развивающаяся  отрасль в системе российского права.

Очевидно, что  название отрасли — финансовое право  обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Не случайно эта отрасль права называется именно финансовым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо1.

Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как их называют, денежные средства из нашего кошелька, на которые мы приобретаем себе продукты, одежду и т.п.?

Не разобравшись в этом, нельзя составить четкое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.

Итак, что  же такое финансы?

Финансы — одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз-

1 Термин «финансы» произошел от термина financia (на средневековой латыни — денежный платеж). См. Финансово-кредитный словарь. Т. 2. М., 1964. С. 511.

можности воздействия на все эти,явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных  государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические инструменты — деньги, прибыль, себестоимость др. Каждый из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих инструментов в развитии общества. Финансы отличаются от.всех них своими специфическими функциями.

Рыночные  отношения требуют усиления роли экономических, в том числе и  финансовых рычагов в регулировании  общественного производства взамен административно-командных методов управления, практиковавшихся в СССР. Развитие рыночных отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма1 определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

Однако финансы  не охватывают всей сферы денежных отношений2. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для

потребностей  общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой  характеристики недостаточно, так как  сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций. Таким образом, финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества1.

Финансам  свойственны распределительная и контрольная функции в которых выражается социально-экономическая роль финансов, т.е. их предназначение в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и со-циальныу благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех отраслей экономики соответственно потребностям общества в целях наиболее полного 'удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы — важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Активное  использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции — необходимое условие функционирования рыночной экономики. Препятствием эффективной реализации этой роли стали кризисные и иные негативные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения это — бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами), несобираемость налогов в намеченных суммах, рост задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падение покупательной способности рубля, низкий уровень финансовых вложений в развитие производства, в обеспечение социальной политики, неплатежи при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержки выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективность налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.1

Впоследствии  в утвержденной 10 июля 2001 г. Правительством РФ Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)2 отмечено начало формирования позитивных тенденций в российской экономике и финансах: сведение бюджета с профицитом (превышением доходов над расходами), снижение налоговой нагрузки, рост инвестиций и др. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную устойчивость таких тенденций, в связи с этим остаются значительными масштабы бедности и недопустимо низкими средние стандарты жизни.

Итак, финансы  и деньги — различные стороны (элементы) экономики. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости в т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих, главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

 

 

 

 

 

Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)

Финансы, будучи целостной экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру  — несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев^обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслуживать финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте — это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений1. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды — бюджетные, внебюджетные и т.д.

В финансовой системе Российской Федерации в  последнее десятилетие произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном  этапе в состав финансовой системы  Российской Федерации входят:

—   бюджетная  система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

—   внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

—   финансы  предприятий, организаций, учреждений;

—   финансы  страхования;

—   кредит (государственный, муниципальный и  банковский).

Подобное  мнение о содержании финансовой системы  широко распространено среди представителей финансово-правовой науки1.

Вместе с  тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями2. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов представляется неубедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в нее включают3.

При этом в  современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включения в них и банковского кредита4.

Названные звенья финансовой системы существуют как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Развитие  финансовой системы Российской Федерации  на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти.

Вместе с  тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует  специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти,$юнды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций,   учреждений,   используемые   для   производственных   и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Федерации, развития местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовое право"