Шпаргалка по "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:41, шпаргалка

Описание работы

Очевидно, что название отрасли — финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Не случайно эта отрасль права называется именно финансовым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо1.
Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как их называют, денежные средства из нашего кошелька, на которые мы приобретаем себе продукты, одежду и т.п.?

Работа содержит 1 файл

Понятие и роль финансов.docx

— 120.34 Кб (Скачать)

Финансовое  право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции  в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. ^Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному обра-уованию (формированию), распределению и использованию де-мжных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих Ьадач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, сто обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределе-шя, с разными сторонами жизни общества и государства. Разно-эразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы •местного самоуправления, в том числе финансовые и кредитные •органы, в соответствии со своей компетенцией в области финан-IcoB1.

Однако не всегда специалисты по финансовому  праву отмеча-|ют вхождение в его предмет отношений, связанных с функционированием муниципальных финансов, ограничиваясь при формулировании его понятия упоминанием только государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем при рассмотрении содержания конкретных финансово-правовых институтов отражают в них муниципальные финансы и финансовая деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований, или органов местного самоуправления). Таким образом эти специалисты фактически не отрицают принадлежности упомянутых категорий к финансовому праву. Между тем высказано и мнение, согласно которому в предмет финансового права не следует включать отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.п.), поскольку эти органы не входят в систему органов государственной власти1. Представители современной зарубежной науки финансового права также высказывают такие мысли. Французский ученый Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы»2.

Связь финансового  права именно с государственными финансами подчеркивалась в русской дореволюционной литературе3. Вместе с тем обращалось внимание и на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, то есть органов местного самоуправления4.

Таким образом, данные в настоящем учебнике определения  предмета и понятия финансового  права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные.

Исключение  отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных  образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики

 (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие их группы:

а)  между  Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между  финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и  предприятиями, организациями, учреждениями, с другой, — в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

в)  между  государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием   соответствующих   -государственных   (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

г)  между  государственными, в том числе  казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой, — в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между  финансово-кредитными органами, с одной  стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой, — в связи  с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е)   между  финансово-кредитными  органами  государства,  с одной стороны, и физическими лицами, с другой, — в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Данная классификация  проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

Рассмотрение  финансовых отношений по группам  показывает, что при всем своем  разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства и (в рамках законодательства) — органов местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции  денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового  права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти  отношения, нормы финансового права  закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Четкость  правового регулирования финансовых отношений важна не только для  обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения государством его функций.

Финансовое право России отражает новые экономические и политические процессы, происходящие в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, изменения  финансово-правовых норм, обусловленные созданием раночной экономики. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы

собственности, и соответственно этому — их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д.

Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования развития экономики и др.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это*относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах). Эти процессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечивающей единую финансовую политику в стране.

В-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают принципы разделения властей.

Вместе с  тем, отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления и упрочения. Важно при этом, чтобы развитие финансового права в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей Декларации прав человека, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.1, и способствовало

созданию  финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, его чести и достоинства как  высшей ценности общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы российского финансового  права

Российское  право в целом, как и его  отрасли в отдельности, в том  числе финансовое право, характеризуются  определенными принципами, т.е. основополагающими  началами, правилами и требованиями, выражающими его (права) наиболее существенные особенности и целенаправленность1. Принципы права носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены непосредственно в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности.

Учет правовых принципов в правоприменительной  и правотворческой деятельности имеет важное значение, так как позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах  финансового права отражаются и  конкретизируются соответственно особенностям его предмета регулирования общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, демократии, сочетания убеждения и принуждения и др.). Вместе с тем на основе общих принципов финансового права действуют принципы его подотраслей и институтов со свойственной им спецификой.

Принципы  финансового права впервые были сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства2. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований). Естественно, что принципы современного финансового права изменились при сохранении определенной преемственности.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

приоритетность  публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; социальная направленность финансово-правового регулирования;

федерализм, единство финансовой политики и денежной системы, равноправие субъектов  РФ в области финансовой деятельности, самостоятельность органов местного самоуправления;

распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;                                              ^*:'

гласность в  финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления;

участие граждан  РФ в финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления;

плановость  и законность.

Основное содержание названных  принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовое право"