Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:05, шпаргалка
Финансовая  деятельность государства, ее понятие  и роль
Предмет и понятие финансового права
Система и источники финансового права
Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Субъекты финансового права
Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
Понятие и значение финансового контроля
Виды и органы финансового контроля
Методы финансового контроля
Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
Бюджетное устройство в Российской Федерации
Понятие и общая характеристика бюджетных прав
Понятие и принципы бюджетного процесса
Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
Правовой режим целевых бюджетных фондов
Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
Выручка и прибыль предприятия
Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
Налоги, их понятие и роль
Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
Налоговое право Российской Федерации, его источники
Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
Налог на добавленную стоимость и акцизы
Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
Налоги с физических лиц. Общие положения
Подоходный налог с физических лиц
Налог на имущество физических лиц
Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
Земельный налог
Иные общие для юридических и физических лиц налоги
Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
Понятие и система неналоговых доходов государства
Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
Формы государственного внутреннего долга
Понятие и организация страхования
Виды страхования. Обязательное страхование
Понятие и система государственных расходов
Понятие и принципы финансирования
Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
Понятие, принципы и виды банковского кредита
Понятие денежной системы
Правовые основы денежной системы Российской Федерации
Правовые основы обращения наличных денег
Правовые основы безналичного денежного обращения
Понятие валюты и валютных ценностей
Понятие и содержание валютного регулирования
Валютный контроль
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный 
источник финансового права — 
Конституция Российской Федерации, 
конституции и уставы субъектов Федерации. 
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.
Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.
В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, предприятий, граждан) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам — уплатить своевременно эти платежи.
Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет
Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.
 В зависимости 
от своего содержания 
нормы финансового права могут быть материальными 
и процессуальными. Материальные 
финансово-правовые нормы закрепляют 
виды и объем денежных обязательств предприятий 
и граждан перед государством, источники 
образования кредитных ресурсов банков, 
виды расходов, включаемых в бюджеты и 
внебюджетные фонды, то есть материальное 
(денежное) содержание юридических прав 
и обязанностей участников финансовых 
отношений. Процессуальные финансово-правовые 
нормы устанавливают порядок деятельности 
в области сбора, распределения и использования 
государственных денежных фондов (доходов). 
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Для достижения целей, поставленных государством в процессе финансовой деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части возникающих при этом отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Итак, финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований.
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды.
 В 
процессуальных финансовых правоотношениях 
выражается юридическая форма, в которой 
происходит получение государством в 
свое распоряжение финансовых ресурсов, 
их распределение и использование. Поэтому 
процессуальные субъективные права и 
обязанности (полномочия) направлены на 
использование определенной юридической 
формы и порядка финансовой деятельности. 
Например, на стадии составления проекта 
бюджета к ним относятся обязанность Правительства 
РФ представить в установленный срок Государственной 
Думе проект федерального бюджета по определенному 
перечню показателей.  
6. Субъекты финансового права
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права — это лицо, обладающее право-субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.
Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы: а) общественно-территориальные образования: б) коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.
 К 
общественно-территориальным 
образованьям — субъектам финансового 
права РФ относятся государства, автономные 
и административно-
 Такой 
круг субъектов свойственен 
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.
Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.
К юридическим лицам — субъектам финансового права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.
 Индивидуальные 
субъекты финансового 
права — это граждане. Их права и обязанности 
связаны главным образом с налоговыми 
и другими обязательными платежами, поступающими 
в распоряжение государства. Законодательство 
устанавливает в качестве основных условий 
привлечения гражданина к уплате налогов 
наличие у него дохода, превышающего установленный 
необлагаемый минимум, или определенного 
имущества, подлежащего налогообложению 
(строения, транспортные средства, земельный 
участок и др.).  
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности. Среди таких принципов можно выделить следующие. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.