Шпаргалка по "Финансовому контролю"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

1. Концепция финансового контроля в РФ на современном этапе / Гутцайт Е.М.
2. Финансовый контроль как инфраструктурный сектор рыночной экономики / Гутцайт Е.М.
3. Финансовый контроль - подотрасль финансового права / Грачева Е.Ю. // Финансовое право. 2002. № 2.
4. Проблема рассогласования интересов в финансовом контроле.
5. Правовые основы финансового контроля в РФ на современном этапе.
6. Сущность и функции финансов.

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ Финансовый контроль.doc

— 456.50 Кб (Скачать)


1. КОНЦЕПЦИЯ ФИН.КОНТРОЛЯ В РФКонцепция финансового контроля должна включать следующие блоки:роль и значение финансового контроля для экономических систем ; финансовый контроль как инфраструктурный сектор рыночной экономики; интересы различных сторон в финансовом контроле; регулирование финансового контроля; взаимосвязь финансового контроля с другими науками и дисциплинами. Системный подход к разработке концепции финансового контроля предполагает предварительное рассмотрение более общей системы, с которой непосредственно связан и взаимодействует финансовый контроль. Такие системы достаточно подробно описаны применительно к аудиту2 . В частности, входящее в них информационное звено, обеспечивающее необходимую для принятия различных управленческих решений информацию, состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности (ОД), анализ и поддержка принятия решений.
Применительно к финансовому контролю, такие системы характеризуются аналогичной структурой и функционированием, но блок оценки достоверности здесь охватывает не только аудит, но и ГФК, муниципальный, внутренний и общественный финансовый контроль.Блок ОД отражает основное поле деятельности финансового контроля, хотя последний в некоторой степени охватывает и второй блок (а именно: контрольные функции бухгалтерского учета); в какой-то мере контрольные функции имеют место и в других видах учета.Как должна реализоваться функция оценки достоверности различных видов отчетности в разных организациях, является, на наш взгляд, одной из основных проблем финансового контроля. Следует отметить, что для предприятий частного сектора блок ОД (оценка достоверности управленческой отчетности) естественно реализовать через внутренний контроль, а точнее, – через внутренний аудит.
Деление контроля на внутренний и внешний осуществляется по отношению к проверяемой организации и обычно не вызывает затруднений. Например, контроль со стороны руководства холдинга является внешним по отношению к дочерней компании, но внутренним, когда холдинг проверяется независимой аудиторской компанией. Внешний и внутренний финансовый контроль дополняют друг друга, в то же время существенно различаясь, а деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внутренних, поскольку идентичны как исходная информация, так и методы ее проверки и анализа.Внешние контролеры сначала проверяют качество внутреннего контроля, затем используют в той или иной мере его результаты и планируют свою дальнейшую деятельность так, чтобы обеспечить разумный компромисс между качеством внешнего контроля и затратами на него. Чем выше качество внутреннего контроля, тем меньше затраты на внешний контроль. Подобный механизм действует в ГФК, в муниципальном контроле, в аудите, а в определенной степени – и в общественном контроле.
Блок ОДб (оценка достоверности бухгалтерской отчетности) обычно реализуется через внутренний контроль и внешний аудит (последний может отсутствовать, если аудит не является обязательным). К блоку ОДн (оценка достоверности налоговой отчетности) имеют отношение внутренний контроль, внешний аудит и контроль со стороны налоговых органов, однако если первых двух видов контроля нередко может и не быть, то третий применительно к налоговой отчетности присутствует всегда.
Видимо, не стоит возлагать во всех рассмотренных случаях большие надежды на внутренний контроль, т.к. он вряд ли будет выходить за рамки возложенных на него руководством предприятия функций. Невелики, по крайней мере, в ближайшее время контролирующие возможности распорядителей бюджетных средств и ведомственного ГФК — ввиду их явной слабости. Существенно выше возможности применительно к бухгалтерской отчетности у внешнего аудита и у вневедомственного ГФК, а применительно к налоговой – еще и у налоговых органов.

 

2. ФИН.КОНТРОЛЬ КАК ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ СЕКТОР РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОДОТРАСЛЬ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти. В рыночных условиях происходит не упроще­ние, а усложнение финансовой деятельности, как следствие - усложнение и финансового контроля, который объективно присущ рыночной экономи­ке. Усложнение связано с тем, что осуществление государством финансовой деятельности охватыва­ет и деятельность негосударственных коммерчес­ких организаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов и тд. Следовательно, финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государствен­ных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использо­вания денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспе­чения прав и свобод граждан.Достижение поставленных целей требует реализации определенных за­дач (направлений), которые можно свести к следующему: а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и му­ниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б) проверка правильности использования государственными и муниципаль­ными учреждениями, организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.) проверка соблюдения пра­вил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения де­нежных средств названными ранее субъектами; г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования ма­териальных и денежных ресурсов; д) превентивная задача, состоящая в пре­дупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности. В последнее время в науке финансового права принято говорить о фи­нансовом контроле как институте финансового права, относящемся к общей части финансового права. Вместе с тем отмечается специфика проведения финансового контроля в сфере бюджета, налоговых отношений, страхова­ния, кредитования, а также валютный контроль. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

 

 

4. ПРОБЛЕМА РАССОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ В ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ.Как согласовать многочисленные, зачастую явно противоречивые интересы друг с другом, как через этот клубок частных интересов может и должен пробивать себе дорогу народнохозяйственный интерес — это один из основных вопросов концепции финансового контроля.
Во-первых, и для пользователей финансового контроля, и для проверяющих, и для государственных органов регулирования финансового контроля следует различать сиюминутные и перспективные интересы. Как правило, они не всегда совпадают, а иногда и прямо противоположны. Например, сиюминутный интерес аудиторской организации в плане выбора клиентуры заключается в согласии иметь дело почти с любым выгодным заказчиком, в то время как перспективный интерес связан с формированием имиджа организации и соответственно с разборчивым выбором заказчиков.Во-вторых, интересы наемных финансовых контролеров могут отличаться от интересов тех организаций, которые они представляют.В-третьих, рассогласование различных интересов как между собой, так и с национальными — конечно, в ином ракурсе и в ином масштабе – привело к созданию в политической жизни разных стран системы сдержек и противовесов. Ее успешное и длительное функционирование позволяет ставить вопрос о возможности использования этого опыта в аудите и шире — в финансовом контроле. В частности, главной задачей при рассмотрении вопросов взаимодействия между государственным и общественным регулированием финансового контроля является не постоянно обсуждаемый раздел сфер влияния, а создание механизма цивилизованного разрешения неизбежных и постоянно возникающих разногласий. Здесь особенно важен организационный аспект. В частности, может быть обсужден вопрос, например, о создании консультативного органа, который был бы достаточно авторитетным и представительным (что-то типа Общественной палаты, но ограниченной вопросами финансового контроля).В рамках сопутствующих услуг рассогласование интересов обычно гораздо слабее, чем для прямых задач финансового контроля. К тому же сами такие услуги весьма разнообразны. Поэтому в части интересов концепция финансового контроля должна уделять основное внимание его прямым задачам.

5.  Правовые основы финансового контроля в РФ на современном этапе.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 N° 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

 

6. Сущность и функции финансов.

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы — это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях; при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.
Финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансовДеньги — это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Функции финансов

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля - способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский).
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное собрание, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль проводят также законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органон власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отде-лы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль (аудит) проводят аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.
В зависимости от сроков проведения финансовый контроль разделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому контролю"