Шпаргалка по "Финансовому контролю"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

1. Концепция финансового контроля в РФ на современном этапе / Гутцайт Е.М.
2. Финансовый контроль как инфраструктурный сектор рыночной экономики / Гутцайт Е.М.
3. Финансовый контроль - подотрасль финансового права / Грачева Е.Ю. // Финансовое право. 2002. № 2.
4. Проблема рассогласования интересов в финансовом контроле.
5. Правовые основы финансового контроля в РФ на современном этапе.
6. Сущность и функции финансов.

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ Финансовый контроль.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Однако вопрос придания какому-либо органу статуса высшего контрольного органа в государстве до сих пор не решен. Более того, как уже было отмечено выше, не существует нормативно закрепленных основ взаимодействия органов государственного финансового контроля. Наряду с Счетной Палатой РФ и представительными органами государственной власти в лице соответствующих комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ функционирует ряд органов исполнительной власти, также осуществляющих внешний финансовый контроль. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти наделено функциями по проведению единой финансовой политики, по контролю за деятельностью иных федеральных органов исполнительной власти, что позволяет говорить о наличии у Правительства РФ полномочий, связанных с осуществлением финансового контроля. Особую роль в современной системе органов исполнительной власти играют федеральные службы, наделенные контрольно-надзорными полномочиями. Отметим, что функциями по контролю в различных сферах, связанных с публичными финансами, наделены федеральные службы, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ. Так, финансовый контроль осуществляют Федеральная налоговая служба и Федеральная служба страхового надзора. Они выполняют, соответственно, функции по налоговому контролю и контролю за соблюдением страхового законодательства. Финансовый контроль в рамках бюджетной системы Российской Федерации осуществляют ФС ФБН и Федеральное Казначейство (Положение о Федеральном Казначействе было утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 703).Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 «О Федеральном казначействе» (с изменениями от 14 марта 2005 г., 11 ноября 2006 г., 24 апреля 2008 г.) Очевидно, что наличие такого количества различных органов, выполняющих сходные задачи, не позволяет обеспечить надлежащий уровень финансового контроля в стране. Нельзя говорить об их функциональной независимости, а организационная независимость заменяется отсутствием какой либо структуры внутри системы органов финансового контроля. Представляется важным, чтобы дальнейшее совершенствование финансового контроля в стране происходило на основе четко определенных принципов, в частности тех, которые закреплены в Лимской декларации. В свою очередь, С.А. Андрюшин и А.З. Дадашев предлагают построить систему органов государственного финансового контроля, используя методы, обладающие действенностью с позиций преемственности, альтернативности и системности. С.А. Андрюшин, А.З. Дадашев. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля//»Финансы». - 2002. N 4. - С. 61. Таким образом, необходимо учитывать исторический и зарубежный опыт, а также использовать организационно-функциональный подход к структуре финансового контроля.

20. Бюджетно-контрольные правоотношения: общая характеристика.

В процессе финансового (бюджетного) контроля в соответствии с нормами действующего законодательства между субъектами бюджетного контроля возникают бюджетно-контрольные правоотношения – особый вид финансовых (бюджетных) правоотношений. Объектам является деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета и др.

Бюджетные контрольные правоотношения представляют собой основанные на бюджетно-правовой норме общественные отношения, возникающие в процессе осуществления уполномоченными органами контрольной деятельности в бюджетной сфере с целью обеспечения исполнения обязанностей субъектами бюджетных правоотношений и выявления оснований для применения мер ответственности за совершение бюджетных правонарушений. Структурными элементами бюджетного контрольного правоотношения являются его субъект, объект, предмет и содержание.

Объектами бюджетных контрольных правоотношений являются действия участников бюджетного процесса по составлению и утверждению проектов бюджетов, а также исполнению бюджетов.

Предметом бюджетных контрольных правоотношений выступают документы, оформляемые в целях бюджетного учета, а также бухгалтерская и бюджетная отчетность.

Субъекты – органы государственного бюджетного контроля. Одна группа субъектов осуществляет бюджетный контроль только как часть своей компетенции, непосредственно связанной с их основной деятельностью в сфере бюджета; другая группа субъектов осуществляет бюджетный контроль в качестве единственного и основного вида деятельности, что и определяет их правовой статус (органы общей компетенции – Президент РФ, ФС РФ и Правительство РФ; специальные -  Счетная палата РФ и региональные контрольно – счетные палаты, Федеральное казначейство и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Парламентский контроль как форма финансового государственного контроля.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. Парламентский (финансовый) контроль - финансовый контроль законодательных(представительные) органов. 

В Государственной Думе – Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Парламент может осуществлять выборочную проверку деятельности министерств, ведомств и государственных комитетов. Данные о состоянии государственных финансов парламент получает через Счетную палату, которая является специально созданным Советом Федерации и Государственной Думой контрольным органом.

Финансовый   контроль  осуществляется  в          следующих формах:            

- предварительный контроль -  в  ходе обсуждения и  утверждения  проектов законов (решений) о бюджете и  иных проектов   законов   (решений)   по бюджетно-финансовым вопросам      

- текущий контроль - в ходе  рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на  заседаниях  комитетов комиссий, рабочих групп законодательных (представительных)  органов в процессе парламентских слушаний и в связи с депутатскими   

- последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов

 

22.   Понятие, признаки и принципы ответственности в сфере бюджетного контроля (Бюджетный кодекс РФ).

 

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства — это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.

Бюджетно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками:

она наступает за бюджетное правонарушение;

она выражается в применении к правонарушителю санкций бюджетно-правовых норм. Бюджетно-правовые санкции установлены в БК РФ, ежегодно принимаемом законе о федеральном бюджете. Правом применения бюджетно-правовых санкций наделены Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

она влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера. Это обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сфере бюджетной деятельности государство стремится получить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правового регулирования, т. е. в денежной форме;

она реализуется в специфической процессуальной форме. Так, применение восстановительных бюджетно-правовых санкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно-процессуального производства, установленного Инструкцией Минфина

России о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ (утв. приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н);

правонарушитель несет ответственность перед всем обществом как источником публичной власти.

 

 

 

 

 

25.  Типы финанс контроля (ФК): контроль финанс отчетности (КФО).

 

Гос ФК в РФ. Состав органов ФК опред структурой и составом финан аппарата, кот, определ гос устройством и функциями гос органов, закрепленными в Конституц гос-ва. Сущ гос и негос контроль. 
Гос ФК – контроль, осущ органами гос власти в соответств с законодательно наделенными полномочиями. Гос ФК осущ за фин деят-ю органов исполнит власти. Он предусматр регулирование финанс отношен                                                                              в РФ, охватывает контроль бюджет правоотношений. Органами гос ФК выступ специал подразделения Администрац Президента, Правит-ва РФ, соответствующ структуры представит и исполнит органов субъек Федерации. Счетная палата – орган гос ФК, подотчетный Федерал собранию. Возглавляет председатель, назначаемый Госдумой на 6л. ФК со стор Президента РФ осущ в соответств с Конст РФ путем издания указов по фин вопросам, подписания Федерал законов; представления Гос Думе кандидатур для назначения на должность Председателя ЦБ. Определенн функции ФК выполняет Контрол управление Президента РФ, кот подчиняет Президенту, но взаимодейств с органами исполнит власти. Важн место занимают Министерство финансов РФ и его структурн подразделения, наделенные контрольн функциями. Органы Федерал казначейства призваны осущ гос ФК за соблюдением исполнения федерал бюджета и федерал внебюджетных фондов. В соответств с Налог кодексом РФ налог органы имеют право проверять фин документы юр и физич лиц, получать от них сведения (за искл сведений, сост коммерч тайну). ЦБ РФ наделен полномочиями в обл гос и финанс контроля. В его структуре функционирует контрольн орган — Департамент банк. надзора, на кот возложены функции проверки соблюдения коммерч банками банковск законодательства и установл Банком России нормативов банковской деятельности. Негос ФК.
Наряду с гос фин контролером сущ и негос ФК, кот представлен: внутрифирмен контролем, контролем со стор коммерч банков за орг-ми, независимым аудиторс контролем. Конечные цели видов ФК едины и заключ в обеспечении соблюдения финанс дисциплины, повышении эффективности распределения и использ фин ресурсов. Внутрифирменный контроль.
ФК проводится предприятием, его экономич службами – бухгалтерией, фин отделом, Службы внутр контроля следят за эффективностью ден затрат, как собственных, так и заемных. Внутрифирм контроль можно разделить на оперативный и стратегический. Аудиторский контроль
Аудит предст собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осущ независимых вневедомственных проверок бух и фин отчетности, платежно-расчетной документации хозяйственных операций, др фин обязательств и требований экономич субъектов на договорной основе.
КФО — оценка правильности и достоверности ведения бух учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности .

26. Типы финансового контроля (ФК) : контроль на соответствие (КНС).

ФК — это совокупность действий и операций по проверке финанс и связанн с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. КНС — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов. КНС, кот выделился из контроля фи­нанс отчетности в самостоятельный тип финанс отчет­ности относительно недавно, означает вывод о соответств какой-либо тестируемой системы заданным параметрам. К КНС относ классический конт­роль качества как оценка соответствия заданным стандартам ка­чества. Более частным случаем КНС явл оценка соблюдения отдельн процедур, норм зако­нодательства. К КНС относ процедуры под­тверждения, т.е. заверения относительно соответствия какого-либо заявления факту. Применительно к финанс контролю КНС рассматривается в узком смысле — только примени­тельно к финанс аспектам деятельности.

Контроль финансовой отчетности явл КНС — контролируется соответствие финансовой отчетности фактам хозяйственной деятельности и их отражению в соответствии с нормами положений по бух учету. Наиболее частой задачей КНС явл проверка на соответствие деятельности организации требованиям законодательства. Одной из разновидностью КНС явл налоговый контроль —контроль за соблюдением налогового зако­нодательства. В этом случае задача более конкретная и вопрос про­верки соблюдения налогового законодательства находится в сфере компетенции контрольного органа. Однако, проверяя правиль­ность уплаты налогов, инспектор может столкнуться с нарушени­ями, например, трудового законодательства, а в настоящее время проблема соотношения целей финансового контроля и проверки соблюдения иных законодательных актов (вне узкой проверяемой финансовой сферы) не решена и требует дополнительного изуче­ния.

 

 

29.Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
наложение штрафа;
начисление пени;
иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Комментируемая статья определяет меры принуждения, которым будут подвергнуты нарушители бюджетного законодательства.
Первой мерой ответственности за нарушение бюджетного законодательства в БК РФ предусматривается не совсем наказание, а мера превентивного характера, говорящая о недолжном поведении, о незначительном нарушении бюджетного законодательства. Такой мерой превентивного характера является предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому контролю"