Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Содержание

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
2. Предмет и понятие финансового права
3. Система и источники финансового права
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
6. Субъекты финансового права
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
8. Понятие и значение финансового контроля
9. Виды и органы финансового контроля
10. Методы финансового контроля
11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
12. Бюджетное устройство в Российской Федерации
13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав
14. Понятие и принципы бюджетного процесса
15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
18. Правовой режим целевых бюджетных фондов
19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
21. Выручка и прибыль предприятия
22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
24. Налоги, их понятие и роль
25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
26. Налоговое право Российской Федерации, его источники
27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
29. Налог на добавленную стоимость и акцизы
30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
31. Налоги с физических лиц. Общие положения
32. Подоходный налог с физических лиц
33. Налог на имущество физических лиц
34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
35. Земельный налог
36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
38. Понятие и система неналоговых доходов государства
39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
41. Формы государственного внутреннего долга
42. Понятие и организация страхования
43. Виды страхования. Обязательное страхование
44. Понятие и система государственных расходов
45. Понятие и принципы финансирования
46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
49. Понятие денежной системы
50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
51. Правовые основы обращения наличных денег
52. Правовые основы безналичного денежного обращения
53. Понятие валюты и валютных ценностей
54. Понятие и содержание валютного регулирования
55. Валютный контроль

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплатель­щики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отноше­ниях, т. е. субъектами налогового права.

В Законе “Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Налогоплательщики обязаны: — уплачивать налоги своевременно и в полном объеме; — вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; — представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения; и пр.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридиче­ского лица являются: уплата налога или отмена налога.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые на­правлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов: — представлять документы, подтверждающие право на льго­ты по налогам; — пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами; — знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; и пр.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.

Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой службе и Законе об основах налого­вой системы в Российской Федерации и состоят в следующем: — обеспечении поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с предусмотренными ставками.  — ведении учета налогоплательщиков, — охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц; и пр.

 

28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика

По действующему законодательству Российской Федерации юридические лица уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.

Правовой статус юридических лиц в области налогообложе­ния заключается в основном в следующем. Само выражение “юридическое лицо” применяется в данном случае как обобщен­ное, которое охватывает организации различных видов. В качес­тве налогоплательщиков могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие организации, в отличие от некоммерческих, основной целью своей деятельнос­ти имеют извлечение прибыли. К налогоплательщикам — юридическим лицам относятся: 1) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имеющие согласно законодательству РФ статус юридического лица, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями; 2) международные объединения и организации, осуществля­ющие деятельность на территории РФ; 3) компании, фирмы, любые другие организации, образован­ные в соответствии с законодательством иностранных госу­дарств, которые осуществляют предпринимательскую деятель­ность в РФ через постоянные представительства (или — ино­странные юридические лица).

Все перечисленные субъекты несут обязанность уплатить какой-либо налог, как и другие связанные с ней обязанности, только при наличии у них соответствующих объектов налогооб­ложения. Они обязаны также, руководствуясь законодательст­вом, исчислить суммы налоговых платежей, подлежащие упла­те в установленные сроки; своевременно перечислить со своего расчетного счета в банке требуемую сумму; вести бухгалтерский учет, представлять. налоговым органам отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и в установленных случаях расче­ты платежей.

Объектами налогообложения для юридических лиц (других категорий налогоплательщиков данной группы) могут быть прибыль, доход, стоимость определенных товаров и другие денежные суммы, а также имущество. Соответственно этому юридические лица уплачивают налоги: на добавленную стои­мость, на прибыль (доход) предприятий, на доходы банков и от страховой деятельности, на имущество предприятий. На них распространяется также ряд налогов целевого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам (налоги, зачисляемые в дорожные фонды, земельный и др.).

Наиболее существенны из них по числу плательщиков и поступаемым суммам — налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий, акцизы.

 

29. Налог на добавленную стоимость и акцизы

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом РФ от 6 декабря 1991 г. До этого такого налога в стране не было. В тот же день Верховный Совет РФ принял Закон “Об акцизах”.

Налог на добавленную стоимость имеет широкое распростра­нение в капиталистически развитых странах. Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).

По законодательству РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Эта часть стоимости определяется как разница между стоимостью реали­зованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога являются предприятия (филиалы, отделения) независимо от форм собственности, производящие и реализующие продукцию производственно-технического на­значения, товары народного потребления, платные работы и услуги. В круг плательщиков НДС включены также полные товарищества, реализующие товары, работы и услуги от своего имени. Все они в Законе об НДС условно именуются предприятиями.

Объектами налогообложения являются обороты (то есть выручка) по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Впоследствии Законом “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах” от 22 декабря 1992 г. к объектам налогообложения были отнесены ввозимые на тер-питорию Российской Федерации товары в соответствии с тамо­женным законодательством РФ.

Закон конкретизирует положения об объектах налогообложе­ния, определяя несколько групп оборотов, а именно:

а) обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне; б) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам: в) обороты по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги); и пр.

Сроки уплаты налога. Налог уплачивается ежемесячно, исхо­дя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца.

Акцизы. Термин “акциз” происходит от латинского слова ассейеге (обре­зать). Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, имеют широкое распространение в странах с капиталистической эко­номикой.

Акциз, будучи косвенным налогом, имеет определенное сход­ство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам. Например, в ФРГ подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В странах Запада под акцизы подпадают обычно товары массового внутреннего по­требления.

По Закону РФ акцизы — это также косвенные налоги, вклю­чаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В Законе дается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами.

Плательщиками акцизов выступают:

а) по товарам отечественного производства — предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также их филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, реализующие производимые ими товары. Пла­тельщиками акцизов по товарам, выработанным из давальческого сырья, являются предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих товаров и реализующие их; б) по ввозимым на территорию РФ товарам — предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным зако­нодательством. Как правило, это декларант (т. е. лицо, представ­ляющее декларацию о ввозе товаров).

Объектом налогообложения по акцизам является оборот по реализации указанных товаров собственного производства, вклю­чая их реализацию государствам СНГ", по товарам, ввозимым на территорию РФ,— таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством".

 

30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий

Налог на прибыль предприятий и организаций установлен Законом от 27 декабря 1991 г^° и введен с 1992 г. взамен ранее действовавших платежей из прибыли государственных пред­приятий и налогов с колхозов и кооперативных организаций. Крупные поступления по этому налогу позволяют использовать его в качестве регулирующего доходного источника в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации.

Плательщиками налога являются предприятия и организа­ции (в том числе бюджетные), включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвести­циями, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также между­народные объединения и организации, осуществляющие пред­принимательскую деятельность.

Объект налогообложения — валовая прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), имущества предприятия, в том числе основных фондов, и доходов от внереализационных операций, В состав последних входят доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, и другие доходы, не­посредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят суммы, полученные в виде санкций и в возмещение ущерба.

Из валовой прибыли для определения облагаемой прибыли Закон предусматривает ряд вычетов (рентные платежи в бюд­жет, доходы по ценным бумагам, прибыль от посреднических операций и иные доходы, подлежащие налогообложению в другом порядке). Из валовой прибыли вычитаются также отчис­ления в резервный фонд до установленных размеров.

Сроки уплаты налога. Налог уплачивается поквартально с авансовыми взносами не позднее 15 числа каждого месяца.

 

31. Налоги с физических лиц. Общие положения

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством непосредственной связи гражданина, причем инди­видуальной, с государством, отражают его индивидуальную причастность к государственным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако именно с гражданами эти особен­ности проявляются особенно четко.

В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог, налог на имущество, налог с имущества, переходящего в порядке насле­дования или дарения. Помимо них они уплачивают целевые и общие с юридическими лицами налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие, зачисляемые в дорожные фонды; налог на операции с ценными бумагами; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей). Кроме того, с граждан взимаются в соответству­ющих случаях значительное число разнообразных сборов, пош­лин и другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему РФ.

 

32. Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц — наиболее значитель­ный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.

Плательщиками подоходного налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие постоянное место жительства в стране, так и не имеющие его. Все они обобщенно именуются в законе физическими лицами.

Вместе с тем Закон различает налогообложение лиц, имею­щих постоянное место жительства (к ним относятся те из них, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и неимеющих такового.

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году (т. е. с 1 ян­варя по 31 декабря), как в денежной (национальной или ино­странной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, получен­ные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

При этом у физических лиц, имеющих постоянное местожи­тельство в РФ, учитывается доход от источников в стране и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства,— только от источников в РФ.

Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих нало­гообложению. При этом в нем выделяются две группы доходов: во-первых, не включаемые в совокупный доход, и, во-вторых, суммы доходов (расходов), на которые производится уменьше­ние совокупного дохода.

В Законе о подоходном налоге особо регулируется порядок представления деклараций о доходах. В сравнении с ранее действовавшим законодательством значительно расширяется круг лиц, которым надлежит представлять декларацию налого­вым органам.

От представления декларации освобождаются лица, имею­щие доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы, а также те лица, совокупный облагае­мый доход которых не превышает установленную Законом сумму (т. е. сумму дохода, исчисление налога с которой произ­водится по минимальной ставке).

В других случаях требуется представление декларации нало­говому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

 

33. Налог на имущество физических лиц

Закон Российской Федерации “О налоге на имущество физи­ческих лиц” был принят 9 декабря 1991 г. Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода. Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогооб­ложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены в порядке исключения лишь автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"