Система пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование финансовых основ, составляющих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Необходимо определить место пенсионного обеспечения в социально- экономической системе РФ. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- определить основные категории, понятия, применяемые к пенсионному обеспечению,
- исследовать роль и значение Пенсионного Фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов в решение этой актуальной задачи социального государства
- определить пути инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации. Так же необходимо проследить развитие пенсионных преобразований и пенсионной реформы, проследить их влияние на жизнь граждан РФ.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     С началом пенсионной реформы структура  будущей пенсии и сам подход к  одной из важнейших социальных выплат изменился. Теперь часть пенсионных отчислений, которые должны ежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, из которого раньше платились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Таким образом, вы начинаете заниматься пенсионными накоплениями одновременно с началом трудовой деятельности.

     Сейчас  пенсионные отчисления делятся на три части: базовую, накопительную и страховую.

     Отметим, что суммарно речь идет о 14% от фонда  заработной платы будущего пенсионера.

     -Для  мужчин 1952 г.р. и старше и женщин 1956 г.р. и старше – все 14% переходят в страховую часть трудовой пенсии и остаются в распоряжении Пенсионного фонда России.

     -Для  мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.  – 12% - страховая часть трудовой  пенсии, 2% - накопительная часть трудовой  пенсии.

     -Для  мужчин и женщин моложе 1966 г.р.  – 11%-8 % - страховая часть трудовой пенсии, 3% (в 2004 г. – 4%, 2005 г. – 5%, 2006 г. – 6%) – накопительная часть трудовой пенсии.

     Пенсионная  реформа, по крайней мере, в нынешнем своем виде, интересна более всего  тем, что является достаточно либеральной, поскольку не обязывает будущего пенсионера ни к чему. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ. Инвестиции могут осуществляться через государственную или частную управляющие компании. В этом случае, к моменту выхода человека на пенсию, накопленные деньги вместе с инвестиционным доходом возвращаются в ведомство Михаила Зурабова. При этом – пенсию рассчитывает и выплачивает Пенсионный фонд РФ.

     В нынешнем году застрахованные лица (работающие мужчины 1953 г.р. и моложе и работающие женщины 1957 г.р. и моложе) должны будут сделать выбор государственным и частным управлением своей пенсии.

     Кроме этого, с 2004 года пенсионные накопления могут быть переданы в негосударственный  пенсионный фонд, с которым нужно  будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. В этом случае, вам нужно обратиться в Пенсионный фонд РФ с заявлением о своем желании. Расчетом и выплатой пенсии будет заниматься выбранный НПФ.

     Негосударственный пенсионный фонд, в свою очередь, будет  обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору. НПФ вправе использовать на свое содержание до 15% полученного инвестиционного дохода.

     Государство намерено свести к минимуму риск возникновения  новых финансовых пирамид, но дает понять, что будет лучше, если пенсионные деньги останутся в государственном управлении. Поскольку инвестиционная стратегия Внешэкономбанка, государственной управляющей компании, будет более консервативна, нежели частных управленцев, то и риски будут сведены к минимуму.

     Замминистра финансов РФ Белла Златкис уверяла, что деятельность управляющих компаний будет абсолютно прозрачной. Более  того, за ходом пенсионной реформы  будут постоянно наблюдать четыре структуры: Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Пенсионный фонд России.

     Что ж, нам остается только сделать окончательный выбор. Для этого нужно, как минимум, понять, насколько мы, пережившие эпоху финансовых пирамид, готовы доверять негосударственным финансовым компаниям.

     Пока  что ясно то, что в конкурсе по выбору управляющих компаний, которым  будет позволено управлять пенсионными накоплениями граждан, победили только самые крупнейшие. Чиновники ориентировались на два критерия, проводя конкурс среди управляющих компаний. Претендент на управление пенсионными деньгами должен иметь уставной капитал не менее 100 млн. рублей и за прошедшие 2 года у него не должно быть убытков.

     Размер  пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это  должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

 

      Заключение.

     Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных  социальных последствий, тяжесть которых  наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.

     В настоящее время сфера пенсионного  обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих  неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной  для экономики и в то же время  не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

     -финансовая  нестабильность;

     -слабая  дифференциация пенсионного обеспечения  в зависимости от трудового  вклада;

     -неоправданно  большой удельный вес льготных  пенсий: -отсутствие социально-справедливого  механизма повышения размеров  пенсий в связи с ростом  стоимости жизни. 

     С достаточной степенью достоверности  можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

     В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации  с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

     При рассмотрении данного вопроса можно прийти к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать

 

      Библиографический список.  

     1. Финансы: учебник / под ред.  д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова.  – М.: Экономистъ, 2006.

     2. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф.  Финансы предприятий: менеджмент  и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2007.

     3. Амелина Е.В. Исчисление и уплата  взносов в Пенсионный фонд  РФ индивидуальными предпринимателями //Бухгалтерский учет.- 2006.- № 4.-С.33-34

     4. Батанов Г. Этапы пути //Социальная  защита.- 2006.- № 4.-С.3-6 (Пенсионное обеспечение.-2006.-№ 4)

     5. Борисенко Н. О понятии финансовой  устойчивости Пенсионного фонда  России //Вопросы экономики.- 2004.- №  7.-С.106-122

     6. Вульф Л. Фиксированный взнос  //Социальная защита.- 2006.- № 2.-С.8-12 (прил. "Пенсионное обеспечение".-2006.-№  2)

     7. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы //Экономист.-2006.- № 5.-С.59-65

     8. Отечественная пенсионная система:  причины и пути преодоления  финансовой нестабильности //Человек и труд.- 2007.- № 9.-С.36-41

     9. Павлюченко В. Как исцелить  Пенсионный фонд? //Социальная защита.- 2006.- № 1.-С.З-6.- "Пенсионное обеспечение" - приложение к журналу "Социальная защита"

     10. Пенсионному фонду - 15 лет //Свободный  курс- 2005.- № 51.-вкладка

     11. Трофимов А. О государственных  внебюджетных фондах //Финансы.-2007.- N 10.-С. 20-21.

     12. Трофимов Б. Главные цели – повышение качества услуг и обеспечения пенсионных прав граждан // Континент Сибирь.–2006.-№ 20 (май).–С. 16

     13. Трофимов Б. Чтобы старость  была в радость // Российская  газета. – 2006г– 29 сент. – С. 5

     14. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России //Финансы.- 2003.- № 7.-С. 61-63.

     15. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной  системы //Финансы.- 2005.- № 1.-С. 58-60.

     16. Ясин Е. До пенсии и после  //Российская газета.- 2006.- 23 авг.- С. 5.

     17. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ - http://www.pfrf.ru/ 

 

Информация о работе Система пенсионного обеспечения