Специфика договора контрактации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:30, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение отличия и сходства договора контрактации с другими видами договоров купли-продажи, поставок; а так же основных элементов, условий и форм договора, права, обязанности и ответственность сторон по договору контрактации.

Содержание

Введение 2
1. Общее понятие договора 3
2. Договор контрактации: его основные признаки 5
3. Содержание договора контрактации 9
1) Обязанности заготовителя 9
2) Обязанности производителя 10
3) Обязанность оплаты 11
4. Ответственность по договору контрактации 12
5. Значение договора контрактации для современного развития российского сельского хозяйства 14
Заключение 15
Литература 16

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     В регулировании договора контрактации к заготовителю (покупателю) предъявляются  более жесткие требования, поскольку производитель сельскохозяйственной продукции, в силу особенностей её производства, является экономически более слабой стороной договора. В связи с этим его право требует соответствующей правовой защиты. Более жесткое регулирование обязанностей заготовителя проявляется в том, что при определении диапозитивной нормой порядка передачи продукции на заготовителя возложена не только обязанность, принять продукцию по месту её нахождения (у производителя), но и вывезти её. Эта норма применяется, если стороны не согласовали иного порядка передачи.

     Такова  же направленность нормы, запрещающей  заготовителю отказываться от принятия сельскохозяйственной продукции при  доставке её производителем в место  нахождения заготовителя или в иное указанное им место (в т.ч. получателем, указанным заготовителем).

     Такой отказ возможен лишь в случае несоответствия продукции условиям договора о количестве, ассортименте, таре и упаковке (ст.466, ст.468). При нарушении производителем обусловленного договором срока передачи заготовитель, в соответствии с п.3 ст. 511 ГК, вправе отказаться от принятия доставленной ему сельскохозяйственной продукции, передача которой просрочена, лишь в случае, если он уведомил производителя об отказе и уведомление получено последним ранее доставки (ст. 511). Отражением особенностей сельскохозяйственного производства является установленные п.3 статьи 536 обязанность заготовителя возвращать производителю отходы от переработанной продукции. Такая обязанность может быть предусмотрена договором по требованию производителя с оплатой им отходов по согласованной цене. Из нормы вытекает, что при отказе от возвращения отходов, время доказывания невозможности возврата отходов лежит на заготовителе. При этом он не вправе ссылаться на убыточность возвращения «отходов», т.к. при определении цены в неё включаются соответствующие затраты. Экономическая целесообразность возвращения отходов определяется производителем сельскохозяйственной продукции.

  1. Обязанности производителя

     Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных конкретным договором контрактации.

     Стороны в договоре устанавливают порядок  исполнения обязанности продавца передать товар (ст.458 ГК), сроки передачи и периоды поставки (ст.457, 508 ГК) и ряд других условий по выполнению обязанностей передачи продукции7

     В договоре могут быть предусмотрены  встречные обязанности заготовителя по обеспечению производителя тарой, упаковкой, по предварительной оплате сельскохозяйственной продукции и др., с выполнением которых связан момент передачи.

  1. Обязанность оплаты

    Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим нормам § 3 главы 30 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ответственность по договору контрактации

    Ст. 538 ГК говорит, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательств, несет ответственность при наличии его вины.

    Условия ответственности производителя  сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определены исходя из принципа благоприятствования производителю, применяемого, с учетом особенностей сельского хозяйства, подверженного не всегда предсказуемым влияниям воздействия среды, особо риска, присущего сельскохозяйственному производству.

     В соответствии с п. 2, 3 ст. 401 ГК отсутствие вины либо влияние на исполнение обязательств непреодолимой силы доказывает производитель сельскохозяйственной продукции. В качестве обстоятельств непреодолимой силы, освобождающих производителя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрактации, могут быть названы такие природные стихийные (непредсказуемые, заранее) явления, как резкие температурные колебания, влекущие гибель урожая или его позднее созревание, пожары, уничтожившие урожай, градобитие, редко встречаемые в соответствующих условиях паводки или наводнения и т.д.

     Не  несет производитель ответственности  и тогда, когда в неисполнении или ненадлежащем исполнении имеется  вина заготовителя или когда обязательства не исполнены вследствие просрочки заготовителя в исполнении встречных обязательств (ст. 328, 404, 405 ГК).

      Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска.

      Заготовитель  несет ответственность перед  производителем по правилам, установленным  п. 3 ст. 401 ГК, т.е. независимо от наличия или отсутствия в этом его вины.

      И лишь заготовитель — госорган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

     При нарушении сторонами тех или  иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

     Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана, как  правило, по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка.

     Законом об агропромышленном производстве установлена повышенная ответственность заготовителя за несвоевременную оплату закупленной сельскохозяйственной продукции. Заготовитель уплачивает производителю продукции пеню в размере 1% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — пеню в размере 3%. При этом взыскание пени производится в безакцептном порядке банком заготовителя (покупателя).

     Такая же ответственность заготовителя за несвоевременную оплату сельскохозяйственной продукции предусмотрена Законом о закупках при поставках для государственных нужд.

     Законом о закупках предусмотрена неустойка  за виновное неисполнение обязательств производителем сельскохозяйственной продукции по ее передаче в обусловленный  срок. Неустойка может быть взыскана в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. В таком же размере установлена неустойка за отказ заготовителя принять продукцию.8 
 

  1. Значение договора контрактации для современного развития российского сельского хозяйства

      Значение договоров контрактации в современных условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - очень велико.

      Важность  таких договоров для сельхозпроизводителей в наше непростое время очевидна, это: возможность получить авансом средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции (приобрести семена, горюче-смазочные материалы, необходимые запчасти и т.д.), определить наиболее выгодные (а значит и  наиболее необходимые для потребителя) направления своей деятельности, расширить производство и т.д.

      В этом смысле показательно Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»9, а также Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»10.

      Государство с помощью  договоров контрактации может оказывать влияние, на количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции, стимулируя те или иные направления производства и тем самым регулировать цены на эту продукцию.

    Заключение

     В данной работе рассматривался договор контрактации и его соотношения  с договором купли-продажи.

     Резюмируя написанное, нужно сказать, что договор  контрактации – один из видов договоров  купли-продажи. В то же время его  содержание охватывает общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки.

     Однако, это договор, по которому производитель  обязуется поставлять особый вид  продукции – сельскохозяйственную продукцию, сырья. Специфика данного  договора в том, что производитель сильно зависим от погодных условий, и др. случайных факторов, влияющих на результат: болезни, вредители, растений. Поэтому законодатель более  «снисходителен» именно к производителю. Ведь производитель сельскохозяйственной продукции является наиболее слабой стороной договора.

     Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений по контрактации – это повышение уровня правовой защиты производителя продавца с  целью уравнивания его экономических  возможностей с возможностями покупателя.

    Литература

  1. Гражданское право: учеб.: в 3т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев  [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006.
  3. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.94 N 53-ФЗ //СЗ РФ,  N 32,  от  05.12.94 ст. 3303                       
  4. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» N 60-ФЗ от 13.12.94. г. //СЗ РФ от 19.12.94, N 34, ст.3540
  5. Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 N 79-ФЗ //СЗ РФ. 1995. №1. Ст. 3; 1997. №12. Ст. 1381; 1998. №7. Ст. 798; 2001. №53. Ст. 5030.
  6. Федеральный закон «О Государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.97 г. N 100-ФЗ //СЗ РФ, 21.07.97, N 29, ст.3501
  7. Постановление N 580 от 3 августа 2001 г. «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» /СЗ РФ, 13.08.2001, N 33, ч. 2, ст. 3467
  8. Постановление Правительства РФ N927 от 07.12.2000 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве» // СЗ РФ, 04.01.2001, N 1, стр. 5  
  9. Комментарий к ГК РФ, части первой и второй (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТАКТ; ИНФРА-М, 1998.

Информация о работе Специфика договора контрактации