Сущность государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 29.68 Кб (Скачать)

Сущность  государственного финансового  контроля. 

      Финансовый  контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

      Финансовый  контроль является важнейшим средством  обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

      Основные  задачи финансового контроля заключаются  в:

      а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

      б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

      в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

      г) выявлении внутренних резервов производства;

      д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

      В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина- это чёткое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

      Роль  финансового контроля в социально-экономических  преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и  эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

      Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

      Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям.

      В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим  и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

      Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

      Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).

      Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

      В зависимости от волеизъявления субъекта контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный  финансовый контроль.

      Обязательный  контроль проводится:

  1. В силу требований законодательства, например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
  2. По решению компетентных государственных органов (например проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

       Инициативный  финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих  субъектов.

       В частности, в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового  контроля: государственный, муниципальный, общественный и аудиторский.

       Государственный финансовый контроль можно подразделить на надведомственный и внутриведомственнй. Эту классификацию контроля, в свою очередь, можно подразделить в зависимости от видов органов, осуществляющих его, на финансовый контроль: 1.представительных органов власти; 2. Президента РФ;3.исполнительных органов власти общей компетенции; 4. Финансово-кредитных органов;5. Ведомственный контроль.

       Представительные  органы государственной  власти.

       Принцип разделения властей придаёт контролю за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительно власти исключительно важную роль. Определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции Российской Федерации , в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краёв, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

       Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчёт об исполнении федерального бюджета, представляемый ей  Правительством, а так же отчёты об исполнении бюджетных, внебюджетных государственных социальных фондов. Контрольные функции в области финансов выполняют так же комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам, банкам и финансам, Комитету по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы и Комитету Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному, таможенному  регулированию, банковской деятельности, осуществляющих контроль в этой области в целом.

       Согласно  ч. 5 ст.101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов.

      Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  со своим наименованием.

      Местонахождение Счетной палаты - г. Москва.

      Задачами  Счетной палаты являются:

      организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

      определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

      оценка  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

      контроль  за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

      регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий.

      Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

      Счетная палата состоит из Председателя Счетной  палаты, заместителя Председателя Счетной  палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

      Структуру и штатное расписание аппарата Счетной  палаты утверждает Коллегия Счетной  палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств  на содержание Счетной палаты.

      Счетная палата, осуществляя контрольную  деятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых  организаций. О результатах ревизии  и тематических проверок Счетная  палата информирует Совет Федерации  и Государственную Думу. В случаях  выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб  и требующей пресечения, Счетная  палата вправе давать администрации  проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях  неоднократного неисполнения или ненадлежащего  исполнения предписаний Счетная  палата вправе по согласованию с Государственной  Думой принять решения о приостановлении  всех видов финансовых, платежных  и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная  палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам  массовой информации.

      В целях обеспечения эффективности  президентского контроля создан в ведении Президента РФ специальный контрольный орган- Главное контрольное управление Президента РФ.

      При осуществлении контрольных функций  этот орган взаимодействует с  другими структурными подразделениями  Администрации Президента, соответствующими комитетами и комиссиями при нём, аппаратами Правительства РФ, палат  Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами, органами налоговой  полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

      К основным функциям Главного контрольного управления отнесены:

      контроль  и проверка  исполнения федеральных  законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а так же организациями;

      контроль  и проверка  за исполнением поручений  Президента РФ и руководителя его  Администрации;

      подготовка  на основе проведённых проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании  деятельности федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов РФ.

      Для реализации своих контрольных функций  Контрольное управление наделено  правами: требовать от руководителей  государственных органов, предприятий, учреждений  и организаций  документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами Управления; привлекать к проверкам  представителей правоохранительных  и специальных органов контроля, специалистов; вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам  проверок.

      Управление  не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных  органов исполнительной власти субъектов  Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотлагательно.

      Органы  исполнительной государственной  власти общей компетенции  -Правительство РФ, правительства, администрации   субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

Информация о работе Сущность государственного финансового контроля