Валютный контроль в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:34, реферат

Описание работы

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Содержание

Введение
Валютная политика Российской Федерации
Роль и задачи валютной политики ЦБ Российской Федерации
Политика ЦБ на валютном рынке
Значение и основы валютного законодательства Российской Федерации
Социально-экономическая сущность валютного контроля
Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Правовое регулирование валютного контроля
Практика валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

угол.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

   3. В целях реализации Указа Президента  РФ № 334 от 15 марта 1999 г. "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютной выручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачисленных на счета в уполномоченных банках до 15 марта 1999 г. Принятые Банком России меры по валютному регулированию и валютному контролю во многом носят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретные условия развития российской экономики, что выражается в высоком уровне криминализации экономики и, в частности, в уходе от налогообложения, конверсии неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границу с использованием "серых" схем.

Вместе  с тем, принципиальная позиция Банка  России заключается в том, что эти меры, как ограниченные во времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые законодательные решения и макроэкономическая ситуация не изменится в лучшую сторону.

   Стратегия совершенствования валютного регулирования и валютного контроля находится в центре внимания ведущих российских экономистов и работников Банка России. Ее разработка предусматривает постановку задач и определение мероприятий для их реализации. Стратегическими задачами валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе являются:

  • усиление валютного контроля за объемом продажи валютной выручки (без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологической модернизацией и производством экспортной продукции);
  • регулирование импортных тарифов для защиты внутренних товарных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды, стимулирующей снижение издержек производства;
  • введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках, которые повысят возможности их регулирования, обеспечат прозрачность операций и их предсказуемость;
  • регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;
  • обеспечение притока иностранных прямых и портфельных инвестиций;
  • привлечение валютных накоплений населения в инвестиции для подъема производства;
  • разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом, рациональной политики воздействия на курс рубля;
  • восстановление рынка акций компаний и государственных облигаций для уменьшения давления на валютный рынок;
  • возрождение рынков срочных контрактов в целях управления валютными рисками.7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Значение и основы валютного законодательства Российской Федерации

   а) Социально-экономическая  сущность валютного  контроля 

Валютный  контроль является проявлением одной  из двух основных функций правовых норм, регулирующих порядок совершения валютных операций.

Второй  важной функцией, тесно взаимосвязанной  с функцией контроля, является регулирующая функция.

Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.

Регулирующая  функция, в свою очередь, определяет объем прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.

Перед валютным контролем поставлена цель обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации  контрольных действий.

В зависимости  от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они  находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

   Особым  направлением валютного контроля является контроль соблюдения валютного и  таможенного законодательства при  осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами Интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

III.Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

   а) Правовое регулирование  валютного контроля 

Основы  правового регулирования валютного  контроля определены разделом 3 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно статьи 10 названного Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются: проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Названные функции позволяют предположить, что кроме проверки законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их целесообразностью. Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и агентами валютного контроля. С точки зрения полномочий одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроля определены уполномоченные банки. В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие функции в сфере валютных отношений является Центральный банк РФ, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в иностранной валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.8

Помимо  ЦБ РФ к органу валютного контроля относится Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. "Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю" (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие функции:

   координацию деятельности агентов валютного  и экспортного контроля по осуществлению  единой государственной политики в  области валютных, экспортно-импортных  и иных внешнеэкономических операций;

   организацию единой системы контроля за соблюдением  резидентами и нерезидентами  нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также за другими операциями, относящимися к сфере внешнеэкономической деятельности;

   организацию проверок полноты и объективности  учета и отчетности по валютным и  иным внешнеэкономическим операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ;

     осуществление контроля и учета  за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, а также их квотирования и лицензирования;

   разработку  предложений по совершенствованию  валютного законодательства, нормативных  и методических документов по вопросам развития системы валютного и экспортного контроля;

   организацию и проведение с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также  с привлечением иностранных специалистов и фирм, аудиторских проверок внешнеэкономической  деятельности отдельных резидентов и нерезидентов;

   взаимодействие  с органами валютного и экспортного  контроля других государств;

   иные  функции валютного и экспортного  контроля во исполнение решений Президента РФ и Правительства РФ.9 

   В развитие валютного контроля ЦБ РФ совместно с ГТК РФ разработали и ввели в действие Инструкцию от 12.10 93 г. № 19 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". Решением РС РФ от 03.12.98 г. данный документ был признан незаконным и не подлежащим применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали новую Инструкцию № 86-И от 13.10.99 г. под тем же названием взамен признанной ВС РФ незаконной.

   Основная  задача, которая решается названными нормативными документами пресечь  утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции предприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляет паспорт сделки формализованный документ, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенные органы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки по данному контракту. 

   b) Практика валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации 

В ходе практического применения нового валютного законодательства выявились некоторые проблемы. В частности:

   1. Часть 1 Статьи 19 Закона устанавливает  обязанность резидентов при ведении  внешнеторговой деятельности обеспечивать  репатриацию иностранной валюты  и валюты РФ в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Эта норма касается как валютной выручки от экспорта товаров (передачи работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), так и возврата в Россию авансов, уплаченных нерезидентам за не ввезенный товар (за невыполненные услуги). Такая норма вызывает проблемы для участников ВЭД. На практике российский экспортер или импортер при заключении контракта заинтересован в установлении объективных и сжатых сроков выполнения обязательств по контракту. При этом действующая практика предусматривает включение в контракт обязательств нерезидента по уплате штрафов при нарушении своих обязательств. В связи с необходимостью выполнения положений статьи 19 Закона резидент заинтересован в установлении более длительных сроков репатриации выручки, а при приближении данных сроков в случае невыполнения нерезидентом обязательств - в подписании дополнений к контракту о пролонгации контрактных сроков. Так что коммерческие интересы участника ВЭД, в том числе получение им штрафных санкций от нерезидента, вступают в противоречие со Статьей 19 Закона. Уполномоченные банки также сталкиваются с проблемой при выполнении функций агента валютного контроля за соблюдением нормы Статьи 19. Иногда во внешнеторговых контрактах участников ВЭД нет конкретных сроков репатриации выручки по отношению к отгрузкам по экспорту или по отношению к дате перевода аванса по импорту, а есть лишь сроки завершения расчетов/выполнения обязательств сторон по договору. Тогда возникает вопрос о возможности контроля за сроками выполнения обязательств по договору или сроком завершения расчетов или, при отсутствии того и другого, за сроками действия договора. Каких-либо разъяснений по данному вопросу со стороны органов валютного регулирования нет.

   2. Практика применения норм Статей 19 и 21 Закона, а также Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И и Положения от 01.06.2004 № 258-П (изданы в развитие части 1 Статьи 20 (паспорт сделки)), обозначила проблему отнесения характера сделки между резидентом и нерезидентом к понятию внешнеторговой сделки или внешнеэкономической деятельности участника ВЭД. Сейчас возникает проблема как у уполномоченных банков, так и у резидентов в квалификации ряда сделок на предмет их отнесения к внешнеторговым и необходимости оформления паспорта сделки по этим операциям, а также контроля за репатриацией выручки по ним и обязательной продажей, так как эти требования относятся только к внешнеторговой деятельности клиента-резидента. В соответствии с частью 1 Статьи 21 установлена обязанность резидентов, физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юрлиц, осуществлять обязательную продажу валютной выручки. При этом часть 3 данной Статьи предусматривает, что объектом обязательной продажи является валютная выручка по сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг резидентами. Поэтому определение характера сделки как сделки в оплату за товары, работы и услуги имеет принципиальное значение для своевременной обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.

Информация о работе Валютный контроль в Российской Федерации