Виды правонарушений в бюджетных отношениях и юридическая ответственность за их совершение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.

Содержание

Введение
1.Понятие бюджетного правонарушения, его признаки и состав
2.Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства
3.Меры бюджетно-правовой ответственности
4.Виды бюджетных правонарушений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.09 Кб (Скачать)
y">1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) субъективная сторона  правонарушения;

4) объективная сторона  правонарушения.

Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности.

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

В более конкретном виде (то есть применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений) объектом бюджетного правонарушения, например, выступают: нецелевое использование  бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное  представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления  проектов бюджетов, их исполнения и  контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона  бюджетного правонарушения – это  психическое отношение правонарушителя  к совершенному им деянию и его  последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами  права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может  быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства

 

Юридическая ответственность  – это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.

Любая юридическая ответственность  характеризуется тремя признаками: а) государственным принуждением; б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние; в) наступлением для правонарушителя  неблагоприятных последствий, что  и составляет сущность наказания.

Финансово-правовая ответственность  за бюджетные правонарушения характеризуется  следующими признаками:

1) данная ответственность  установлена непосредственно бюджетным  законодательством (причем, только  Бюджетным кодексом Российской  Федерации и иными федеральными  законами);

2) к ответственности привлекается  субъект бюджетного правоотношения;

3) ответственность предусматривает  применение мер наказания к  лицу, виновному в неисполнении  или ненадлежащем исполнении  предписаний, предусмотренных нормами  бюджетного законодательством ;

4) в основании ответственности  лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение бюджетного  законодательства;

5) ответственность состоит  в применении специфических бюджетных  санкций;

6) привлечение к бюджетно-правовой  ответственности производят органы, исполняющие бюджеты;

7) привлечение к ответственности  осуществляется в порядке, установленном  бюджетным законодательством;

8) бюджетно-правовая ответственность  является средством обеспечения  надлежащего исполнения требований  бюджетного законодательства.

При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической  ответственности государство преследует, как правило, три цели.

Первая цель – обеспечение  исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.

Вторая цель – наказание  правонарушителя, что выступает  средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

Третья цель – защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений.

В рамках финансовой ответственности  ответственность за нарушения бюджетного законодательства формирует особый вид ответственности – бюджетно-правовую ответственность.

Бюджетно-правовая ответственность  – это применение уполномоченными  органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической  ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений  имущественного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Меры бюджетно-правовой ответственности

 

Меры бюджетно-правовой ответственности  являются одновременно санкциями за совершение бюджетного правонарушения.

Финансово-правовые санкции  принято подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные).

Большинство мер бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных  правонарушений являются правовосстановительными.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств; 

4) приостановление операций  по счетам в кредитных организациях;

5) сокращение или прекращение  финансовой помощи из соответствующего  бюджета.

К числу карательных (штрафных) санкций, предусмотренных Бюджетным  кодексом Российской Федерации (да и  то, с некоторой оговоркой), можно  отнести лишь начисление штрафа и  пени.

Рассмотрим виды бюджетно-правовой ответственности в той последовательности, в которой они названы.

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса –  это официальное уведомление  участника бюджетного процесса о  ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение  бюджетного законодательства.

Блокировка расходов –  прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных  обязательств либо отказа в подтверждении  этих обязательств.

Блокировка расходов применяется  в двух случаях: 1) если бюджетные  ассигнования были выделены при выполнении определенных условий, которые, однако, не были выполнены; 2) при выявлении фактов нецелевого использования денежных средств.

Изъятие бюджетных средств  – принудительное отчуждение у бюджетополучателя  денежных средств, предоставленных  ему на возвратной основе, путем  бесспорного списания этих средств  с его лицевого счета.

Бесспорное списание бюджетных  средств с лицевых счетов получателей  бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации. Если в качестве этого органа выступает  орган Федерального казначейства, то списание осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств с  лицевых счетов получателей бюджетных  средств принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом  органа Федерального казначейства, уполномоченного  проводить проверки, либо на основании  заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении  срока возврата бюджетных средств  или процентов (платы) за пользование  бюджетными средствами.

Списание бюджетных средств  с лицевого счета получателя бюджетных  средств производится кредитной  организацией либо Федеральным казначейством  с лицевого счета бюджетного учреждения в Федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке.

При недостаточности средств  на лицевом счете получателя бюджетных  средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется  в соответствии с очередностью, установленной  Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается  в течение 10 дней после составления  акта проверки (представления заключения), удостоверяющего наличие нарушения  бюджетного законодательства.

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетам участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.

Сокращение или прекращение  финансовой помощи из бюджета –  уменьшение суммы бюджетных ассигнований, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).

Штраф – принудительное взыскание определенной денежной суммы  с нарушителя бюджетного законодательства.

Пеня – денежное взыскание, применяемое при просрочке исполнения денежных обязательств перед бюджетом в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации  за каждый день просрочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Виды бюджетных правонарушений

 

Бюджетные правонарушения могут  быть трех видов:

1) финансово-правовыми (собственно  бюджетно-правовыми);

2) административными; 

3) уголовными.

Составы бюджетных правонарушений, носящих финансово-правовой характер, устанавливают Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные федеральные  закона.

В настоящее время Бюджетный  кодекс Российской федерации предусматривает  следующие виды бюджетных правонарушений.

1. Нецелевое использование  бюджетных средств, выразившееся  в направлении и использовании  их на цели, не соответствующие  условиям получения указанных  средств, определенным утвержденным  бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением  о бюджетных ассигнованиях, сметой  доходов и расходов либо иным  правовым основанием их получения.

Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность  в виде изъятия в бесспорном порядке  бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Особой разновидностью этого  правонарушения, которая устанавливается  ежегодным законом о федеральном  бюджете, выступает использование  не по целевому назначению бюджетных  кредитов, выданных российским юридическим  лицам.

При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные  по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в  бюджет субъекта Российской Федерации  или направления для использования  по целевому назначению.

Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность  в виде штрафа в размере двойной  ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования  указанных средств не по целевому назначению.

2. Невозврат либо несвоевременный  возврат бюджетных средств, полученных  на возвратной основе, по истечении  срока, установленного для их  возврата.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный  возврат бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, в размере  одной трехсотой действующей  ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

б) сокращение или прекращение  всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том  числе предоставление отсрочек и  рассрочек по уплате платежей в соответствующий  бюджет.

3. Неперечисление либо  несвоевременное перечисление процентов  (платы) за пользование бюджетными  средствами, предоставленными на  возмездной основе.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование  бюджетными средствами, полученными  на возвратной основе;

б) взыскание пени за просрочку  уплаты процентов (платы) за пользование  указанными бюджетными средствами в  размере одной трехсотой действующей  ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

4. Непредставление либо  несвоевременное представление  отчетов и иных сведений, необходимых  для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за  их исполнением. 

Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

5. Неперечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств, перечисление бюджетных  средств в меньшем объеме, чем  предусмотрено уведомлением о  бюджетных ассигнованиях, либо  несвоевременное перечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств.

Информация о работе Виды правонарушений в бюджетных отношениях и юридическая ответственность за их совершение