Анализ финансового состояния предприятия и разработка предложений по его улучшению (на примере ООО "Мираж")

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию финансовой политики, основываясь на результатах финансового и операционного анализа. Из цели дипломной работы вытекают следующие задачи:
показать роль и место финансового анализа в современной финансовой политике предприятия;
дать содержательную характеристику финансового состояния предприятия с использованием финансово-экономической литературы;
выполнить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе официальной финансовой отчетности ООО "Мираж";
обосновать необходимость проведения современной финансовой политики на ООО "Мираж".
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и её стабильного функционирования. Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, то есть финансовый анализ, и вообще финансовые результаты, являются для организации, существующей в экономической среде рыночных механизмов, категорией номер один.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Использование результатов финансового анализа при разработке и совершенствовании финансовой политики предприятия
1.1 Финансовый анализ: принципы, методы, модели, процедуры
1.2 Содержательная характеристика базовых финансовых категорий, определяющих финансовое состояние предприятия
1.3 Использование мониторинга финансового состояния при совершенствовании финансовой политики
ГЛАВА II. Оценка, анализ и диагностика финансового состояния ООО "Мираж" (2006-2008 гг.)
2.1 Организационно-правовые и финансово-экономические характеристики ООО "Мираж"
2.2 Балансовые стоимостные показатели ООО "Мираж"
2.2.1 Оценка ликвидности активов (баланса) и анализ платежеспособности ООО "Мираж"
2.3 Оценка и диагностика финансовой и рыночной устойчивости ООО "Мираж"
2.4 Оценка состояния текущих активов предприятия и анализ источников финансирования оборотных средств ООО "Мираж" (2006-2008 гг.)
2.5 Оценка, анализ и диагностика финансово-экономической эффективности работы ООО "Мираж"
ГЛАВА III. Разработка мероприятий, обеспечивающих укрепление финансовой и рыночной устойчивости ООО "Мираж"
3.1 Оценка и диагностика доминирующих тенденций и факторов, выявленных при анализе финансового состояния ООО "Мираж" (2006-2008 гг.)
3.2 Разработка мероприятий, обеспечивающих оптимизацию источников финансирования текущих активов предприятия
3.2.1 Разработка мероприятий, направленных на снижение текущих финансовых потребностей
3.2.2 Снижение зависимости ООО "Мираж" от краткосрочных банковских заимствований
3.2.3 Разработка мероприятий, обеспечивающих рост чистого оборотного капитала
3.3 Рычажное управление финансовыми результатами ООО "Мираж" в проектном периоде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 225.43 Кб (Скачать)

Преимуществом политики фиксированных дивидендных выплат является ее надежность. Она создает  чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода, стабилизирует котировки  акций на фондовом рынке. Недостаток же этой политики - слабая связь с  финансовыми результатами деятельности предприятия. Поэтому в периоды  неблагоприятной конъюнктуры и  низкого размера прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена  к нулю.

В соответствии с умеренной (компромиссной) дивидендной политикой  в процессе распределения прибыли  текущие интересы акционеров по размерам дивидендных выплат стабильно балансируются с потребностями формирования собственных финансовых ресурсов для обеспечения развития предприятия.

Агрессивная дивидендная  политика предусматривает постоянный рост выплаты дивидендов (как правило, в твердо установленном проценте их прироста к размеру предшествующего  периода) вне зависимости от результатов  финансовой деятельности.

При проведении дивидендной  политики следует учитывать необходимость  компенсации инфляции ростом дивидендных  выплат. В открытых акционерных обществах  сторонние акционеры изменения  в размерах дивидендов рассматривают  как показатель рискованности вложения в данные акции. Но как показывает практика, акционеры - работники компании воспринимают дивиденды как "четырнадцатую  зарплату" и болезненно относятся  к их снижению.

Успешное ведение  коммерческой деятельности российскими  предприятиями в значительной степени  зависит от избранной ими ценовой  политики. К основным факторам, способствующим усилению роли цен, относятся: увеличение размеров предприятий и усложнение форм их деятельности в условиях рынка, неустойчивость макроэкономической конъюнктуры, усиление конкуренции на рынке, снижение рентабельности и общей экономической  эффективности промышленного производства. Состояние системы цен - уровень, динамика, соотношение цен - существенно  влияют на жизнеспособность предприятий, их финансовую устойчивость. Прежде всего, цены оказывают воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направления  денежных потоков, инвестиционную активность предприятий.

Ценовая политика рассматривается  в контексте финансовой краткосрочной  политики предприятия как его  первичный элемент. Иными словами, формирование финансовой политики предприятия  должно начинаться с определения  ценовой политики. Это обусловлено  тем, что финансовые отношения предприятия  возникают лишь после продажи  товара (услуги) по рыночным ценам. Ценовая  политика предприятия выступает  в качестве таргетированной (задающей) системы. Все последующие действия предприятия в финансовой области в значительной степени ориентированы на выбранные компанией цены. По мере усиления конкуренции влияние ценовой политики на финансовое состояние предприятия, его финансовую устойчивость усиливается.

Ценовая политика российских предприятий включает: выбор типа ценовой политики, выбор формы  цены реализации товара (услуги) с учетом особенностей его движения от производителя  к потребителю и особенностей налогообложения товара, выбор уровня цены товара (услуги) в зависимости  т конъюнктуры рынка и положения  предприятия на нем, выбор ценового метода формирования цены товара (услуги).

От правильного  понимания и формирования учетной  политики зависит экономическая  эффективность деятельности предприятия, его финансовая устойчивость. Выбранная  предприятием учетная политика оказывает  существенное влияние на величину балансовых статей, формирование себестоимости, величину собственного и заемного капитала. Грамотно сформированная учетная политика обеспечивает конкурентные преимущества на рынке.

Также при разработке краткосрочной финансовой политики предприятия важное значение имеют такие его элементы, как политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью предприятия.

Политика управления оборотными активами, как составная  часть общей финансовой политики предприятия, состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных  активов, оптимизации структуры  источников их финансирования для достижения целей предприятия и поддержания  высокого уровня финансовой устойчивости.

Политика управления кредиторской задолженностью предприятия  заключается в обеспечении своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав. Алгоритм управления кредиторской задолженностью предприятия состоит в следующем: анализ кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде, определение величины и состава кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде, установление периодичности выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности, оценка эффекта прироста кредиторской задолженности предприятия, обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Как показывает практика, управление движением кредиторской задолженности - это установление таких  договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры  платежей предприятия в зависимость от поступления денежных средств от покупателей. Управление движением кредиторской задолженности увязывается с динамикой дебиторской задолженности. Реструктуризация задолженности - предоставление предприятию-должнику новых, более "мягких" условий по погашению задолженности (пересмотр сроков платежей, списание части долга, предоставление возможности погашения долга ценными бумагами) в связи с ухудшением его финансово-экономического положения.

При осуществлении  финансовой политики предприятия в  условиях постоянной неопределенности возникает необходимость грамотного управления рисками на основе создания комплексной корпоративной системы  риск-менеджмента. Система риск-менеджмента предприятия способна анализировать внутренние и внешние факторы риска, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Она выявляет и классифицирует основные виды риска, оценивает их количественно и осуществляет контроль за ними. К основным методам снижения рисков в системе риск-менеджмента относятся страхование (предварительное резервирование финансовых ресурсов для компенсации возможного ущерба), хеджирование (снижение возможных потерь путем проведения специальных срочных операций - фьючерсных, форвардных и других), диверсификация (уменьшение совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами), избежание риска (отказ от связанного с риском проекта) или минимизация (управление активами и пассивами предприятия). Использование на предприятии риск-менеджмента является сильным конкурентным преимуществом, способствующим оптимизации и повышению стоимости предприятия.

Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, в составе финансовой политики выделяют финансовую стратегию и  тактику.

Стратегическими задачами финансовой политики являются:

- максимизация прибыли;

- оптимизация структуры  капитала и поддержка финансовой  устойчивости предприятия;

- достижение "информационной  прозрачности" предприятия для  собственников (участников, учредителей), инвесторов и кредиторов;

- обеспечение инвестиционной  привлекательности предприятия;

- использование рыночных  механизмов привлечения денежных  ресурсов (эмиссии корпоративных  ценных бумаг);

- эффективное управление  финансами (финансовый менеджмент) на основе диагностики финансового  состояния, выбора стратегических  целей деятельности предприятия,  адекватных рыночным условиям, и  поиска путей их достижения.

При разработке эффективной  системы управления финансами постоянно  возникает проблема гармонизации таких  противоречивых целей, как развитие предприятия и поддержание достаточно высокой ликвидности и платежеспособности.

Финансовая стратегия - финансовый ресурс, рассчитанный на долговременную перспективу и предлагающий решение  крупномасштабных задач развития предприятия.

В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую  политику) и партнерами. Стратегия  предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При  этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиций стратегии формулируют  конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности.

К важнейшим направлениям финансовой стратегии предприятия  относятся:

- анализ финансово-экономического  состояния;

- учетная и налоговая  политики;

- кредитная политика;

- управление внеоборотными активами и амортизационная политика;

- управление оборотными  средствами и кредиторской задолженностью;

- управление операционными  расходами, сбытом продукции и  прибылью;

- ценовая политика;

- дивидендная политика.

Финансовая стратегия  реализуется через перспективное  финансовое планирование, ориентированное  на достижение заданного уровня основных параметров деятельности предприятия: объема продаж и себестоимости, прибыли  и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности, ценовой конкурентоспособности.

Финансовая тактика  определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов.

Если финансовая стратегия  относительно стабильна, финансовая тактика  должна отличаться гибкостью, обеспечивая  быстрое реагирование на изменения  рыночной конъюнктуры (спроса и предложения  на ресурсы, товары и услуги). Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные  возможности для решения тактических  задач.

В настоящее время  для большинства предприятий  первоочередными стали задачи поддержания  устойчивого производства и стабилизация текущей финансовой деятельности.

Анализ финансовой политики предприятий, определяющий долгосрочные перспективы роста, включает в себя, с одной стороны, изучение основных источников формирования собственных  средств и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а с другой стороны, оценку приоритетов в направлениях использования имеющихся финансовых средств. В качестве основного направления  использования финансовых средств предприятия является формирование необходимых для текущего производства оборотных средств; на втором месте идет закупка и модернизация оборудования. Для среднего и крупного бизнеса третьим по значимости направлением вложения средств выступает ремонт помещений (вероятно, это связано с наличием излишков площадей и стремление сдать их в аренду или продать по высокой цене.

Большинство российских предприятий оценивают свое текущее  финансово-экономическое положение  как удовлетворительное или хорошее. В целом превалирует тенденция  к ухудшению финансового состояния  предприятия по сравнению с их общим положение.

Ключевой проблемой  снижения финансовой устойчивости предприятий  является дефицит денежных оборотных  средств. В качестве главного источника  на привлечения краткосрочных заемных  средств рассматриваются кредиты  российских банков.

 

ГЛАВА II. ОЦЕНКА, АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ  ООО "МИРАЖ" (2006-2008 гг.)

2.1. Организационно-правовые  и финансово-экономические характеристики ООО "Мираж"

Общество с ограниченной ответственностью "Мираж" образовано в 1998 году и зарегистрировано Администрацией г. Серова Свердловской обл. Свидетельство за № 147 выдано 12.12.1998 г.

Форма собственности ООО "Мираж" - частная. Местонахождение и адрес : 624980, Свердловская обл., г. Серов, ул.Ленина, 154. Численность работников составляет 93 человека.

ООО "Мираж" располагает  складскими помещениями, которые используются на 80%. Предприятие имеет специализированные участки, позволяющие выполнять  сортировку, расфасовку, упаковку продуктов, поступающих по опту.

Целью создания ООО "Мираж" является более полное насыщение  рынка товарами народного потребления  и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а  также создания дополнительных рабочих  мест и получения дополнительной прибыли.

Предметом деятельности ООО "Мираж" является:

- розничная и оптовая  торговля товарами народного потребления, включая продукты питания, хозяйственные товары и бытовую химию;

- осуществление хозяйственной,  коммерческой, торгово-посреднической  и торгово-закупочной деятельности,

- оказания дополнительных  услуг покупателям,

- иные виды деятельности, не запрещенные законом.

Деятельность общества осуществляется в соответствии с  законом РФ "О лицензировании".

Структура управления предприятия линейная (функциональная).

В составе годового бухгалтерского отчета предприятия  имеются следующие формы, представляющие информацию для анализа финансового  состояния:

- форма № 1 "Бухгалтерский  баланс" (приложение 1). В нем фиксируется  стоимость (денежное выражение)  остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассивы. Эта информация представляется "на начала года" и "на конец года", что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается подготовкой следующих форм отчетности:

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия и разработка предложений по его улучшению (на примере ООО "Мираж")