Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - выявить пути совершенствования рентабельности предприятия ОАО «Самарский хлебозавод»
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рентабельности предприятия, а именно: понятие, сущность и значение рентабельности, методы и приёмы анализа, а также рассмотреть информационную базу рентабельности;
2) дать технико-экономическую характеристику ООО «Самарский хлебозавод», провести факторный анализ использования основных средств деятельности данного предприятия;
3) обобщить результаты исследования и разработать рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия на основе проведённого анализа.
Предметом исследования являются финансовые отношения ОАО «Самарский хлебозавод».мОбъектом изучения - ОАО «Самарский хлебозавод».

Содержание

Теоретические основы анализа рентабельности предприятия 5
Понятие, сущность и значение рентабельности предприятия 5
Методы и приёмы анализа рентабельности предприятия 8
Информационная база анализа рентабельности предприятия 24
Анализ рентабельности на примере предприятия ОАО «Самарский хлебозавод». 27
Технико-экономическая характеристика ОАО «Самарский хлебозавод». 34
Факторный анализ рентабельности на предприятии ОАО «Самарский хлебозавод» 34
Пути совершенствования деятельности предприятия на основе анализа рентабельности предприятия ОАО «Самарский хлебозавод» 34
Рекомендации по автоматизации рентабельности предприятия 34
Рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия на основе анализа рентабельности 35

Заключение 37

Библиография 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

      (26) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.. Информационная база финансового анализа

В условиях рыночной экономики бухгалтерская  отчётность хозяйствующих

субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчётности.

К ним  относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово- хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчётного периода; нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода. Непосредственно по данным формы № 2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль (убыток) от прочей реализации (основных средств и иного имущества); прибыль (убыток) от внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных платежей (чистая прибыль); брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

В форме  № 2 по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.

Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается  в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное  требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

-Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.

-Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания

экономического  содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

-Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

-Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

-Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были

сопоставимы с аналогичной информацией о  деятельности других фирм.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

-Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на

составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

-Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

-Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия. Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны. Также различных пользователей бухгалтерской отчётности

интересуют  только определённые показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и её структура, факторы, воздействующие на её величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т. е. устойчивости и надёжности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, Для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации. Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена различными способами , однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры. В соответствии со статьей 13 III главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ все организации «...обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:

•бухгалтерского баланса;

•отчёта о прибылях и убытках;

•приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

•аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской

отчётности, если она в соответствии и Федеральным  законом подлежит

обязательному аудиту;

•пояснительной  записки».

В том  же Законе отмечено, что пояснительная  записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный период и

предшествующий  ему году и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ рентабельности на примере предприятия ОАО «Самарский хлебозавод»

2.1.Технико-экономическая  характеристика ОАО «Самарский хлебозавод» 

     ОАО «Самарский хлебозавод»

     Отраслевая  принадлежность – хлебопекарная.

     Юридический адрес – РБ, 450027 г. Самара, ул. Индустриальное шоссе – 28

     Форма собственности – собственность  субъектов Федерации.

     Доля  государственной собственности  – 49%

     Доля  ОАО «Самарский хлеб» -2 акции

     Доля  физических лиц – 51%

     Организационно-правовая форма – Открытое Акционерное  общество.

     Руководитель  предприятия – Сафаров Айрат  Талгатович.

     Главный бухгалтер – Михеева Валентина Витальевна.

     Главный инженер – Губаев Фаниль Рашитович.

     Зав, производством – Хаванова Наталья  Егоровна

     Наличие подъездных путей – автомобильный  транспорт.

     Дочерних  предприятий нет.

     Основной  вид деятельности – хлебопечение.

     Прочие  виды деятельности:

     Торговля  хлебобулочными изделиями:

     – магазин «Горячий хлеб», расположенный на территории завода, 2 киоска на ТСК «Военкомат».

     Полное  фирменное наименование Общества –  открытое акционерное общество «Самарский Хлебозавод №7», сокращенное фирменное наименование Общества – ОАО «Самарский Хлебозавод №7». Место нахождения Общества: РБ, г. Самара, ул. Индустриальное шоссе, 28.

     Открытое  акционерное общество «Самарский Хлебозавод №7», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208 – ФЗ «Об акционерных обществах» Общество является юридическим лицом, правопреемником Государственного предприятия «самарский Хлебозавод №7» в отношении прав и обязанностей, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

     Основной  целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

     – производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий;

     – организация торгово-посреднической и закупочной деятельности;

     – автоуслуги по доставке хлебобулочных изделий в торговую сеть согласно договоров.

     Имущество Общества составляют активы приватизированного государственного предприятия «Самарский хлебозавод» (основные фонды, оборотные средства), полученные Обществом в результате хозяйственной деятельности, иные источники, не запрещенные законодательством. Имущество Общества может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам своих обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения обязательств Общества могут также служить принадлежащие ему имущественные права и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым действующим законодательством[21].

     Уставный  капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 1960671 (один миллион девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят один) рубль. Уставный капитал Общества состоит из обыкновенных акций в количестве 1960671 (один миллион девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят один) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая. Права по объявленным акциям те же, что и по размещенным обыкновенным акциям. Все акции являются именными, форма выпуска бездокументарная.

     Уставный  капитал Общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

     Прибыль Общества подлежит налогообложению  в порядке, предусмотренном действующим  законодательством Российской Федерации  и Республики Башкортостан. Прибыль, остающаяся у Общества после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется Обществом самостоятельно. Для обеспечения обязательств Общества, его производственного и социального развития из чистой прибыли создается резервный фонд.

     Резервный фонд формируется в размере пять процентов уставного капитала Общества. Он предназначен для покрытия убытков  Общества, а также для погашения  облигаций Общества и выкупа акций  Общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

     Высшим  органом управления Общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое  общее собрание акционеров. Годовое  общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании Совета директоров, ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора Общества. 
 
 
 
 

2.2 Факторный анализ рентабельности предприятия 

     Для того чтобы проанализировать рентабельность данного предприятия, необходимо провести полный анализ финансовой деятельности предприятия.

     Анализ  финансовой деятельности предприятия  производится по следующим параметрам:

     1) Основные технико-экономические  показатели приведены в таблице  1. 

     Таблица 1 – Основные технико-экономические  показатели предприятия

Показатели 2008 г. 2009 г. Темп роста, %
Объем выработанной товарной продукции, тыс. руб. 186043 202679 109
Выпуск  продукции в натуральном выражении, т. 8608,4 8026,0 93
Среднесуточная  выработка изделий, т. 23,52 21,99 93
Среднесписочная численность, чел. 218 243 111
Производительность  труда, тыс. руб./чел. 853,41 834,07 98

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия