Банковская система России: структура, функции, качество, проблемы на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:07, реферат

Описание работы

Современная банковская система в России стала формироваться в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Этот процесс продолжается и сейчас. За прошедшие с тех пор годы, в течение которых российский банковский сектор сумел в целом достойно преодолеть последствия тяжелейшего кризиса 1998 г. и преодолевает последствия мирового экономического и финансового кризиса, начавшегося в 2007—2008 гг

Содержание

Введение………………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Что представляет собой банковская система
1.1 Место и роль банковского сектора в экономической системе…….стр…... 4-6
1.2 Банковская система России : природа, структура, основы управления
…………………………………………………………………………………стр. 7-9
Глава 2. Современная банковская система России
2.1 Качество российской банковской системы и основные задачи его повышения…………………………………………………………………стр. 10-12
2.2 Характеристики современного банковского сектора России……….стр.13-16
2.3 Актуальные проблемы российской банковской системы и пути их решения.
………………………………………………………………………………стр. 17-22
Заключение…………………………………………………………………стр.23-24
Список использованной литературы…………………………………….......стр. 25

Работа содержит 1 файл

Реферат..doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное бюджетное государственное образовательное

 учреждение  высшего профессионального образования 

« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ » 

Институт национальной и мировой экономики

Кафедра политической экономии 
 

Реферат по дисциплине «Политэкономия»

на тему:

«Банковская система России: структура, функции, качество, проблемы на современном этапе» 
 

Выполнила студентка 1 курса 

очно - заочной формы обучения

специальности «Бух. учет, анализ и аудит»

Ремизова  Н.В. 
 
 

Проверил  преподаватель 

К.э.н., доцент 

__________  Новиков В.А. 

Москва 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...стр. 3

Глава 1. Что представляет собой банковская система

1.1 Место  и роль банковского сектора  в экономической системе…….стр…... 4-6

1.2 Банковская система России : природа, структура, основы управления

…………………………………………………………………………………стр. 7-9     

Глава 2. Современная банковская система России

2.1 Качество российской банковской системы и основные задачи его повышения…………………………………………………………………стр. 10-12

2.2 Характеристики современного банковского сектора России……….стр.13-16

2.3  Актуальные проблемы российской банковской системы и пути их решения.

………………………………………………………………………………стр. 17-22

Заключение…………………………………………………………………стр.23-24

Список  использованной литературы…………………………………….......стр. 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Банковская  система, будучи одним из важнейших  звеньев рыночной экономики, оказывает  огромное и разностороннее воздействие  на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает экономический оборот необходимыми платежными средствами (наличными и безналичными деньгами), межотраслевое и межрегиональное перераспределения денежных ресурсов, но и является ключевым элементом расчетно-платежного механизма страны и механизма обеспечения субъектов национальной экономики кредитными ресурсами. От состояния банковской системы государства существенным образом зависят защищенность и устойчивость национальной валюты, соблюдение интересов клиентов банков – отечественных производителей и продавцов товаров (работ, услуг), населения, вообще экономический рост и социальный прогресс в стране. В то же время сама банковская система тоже существенно зависит от состояния и тенденций развития всего реального сектора экономики, а также других (небанковских) секторов финансового рынка.

Современная банковская система в России стала  формироваться в конце 1980-х –  начале 1990-х годов. Этот процесс продолжается и сейчас. За прошедшие с тех пор годы, в течение которых российский банковский сектор сумел в целом достойно преодолеть последствия тяжелейшего кризиса 1998 г. и преодолевает последствия мирового экономического и финансового кризиса, начавшегося в 2007—2008 гг. [4] 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Что представляет собой банковская система

1.1 Место и роль банковского сектора в экономической системе 

Место и роль банков в экономике можно  конкретизировать, показав их функции в хозяйственной жизни общества. Между элементами любой органической (естественной) системы осуществляется эффективное взаимодействие, причем каждый элемент (подсистема) выполняет свою особую функцию (функции), в результате чего реализуются все необходимые функции системы. Банковский сектор — это элемент (подсистема) экономической системы страны. Какие же особые функции он выполняет или должен выполнять?

Для начала следует отметить, что, во-первых, фундаментальные  движущие силы экономического развития общества лежат вне банковской системы, во-вторых, господствующий в стране тип банков может значительно  ускорять либо задерживать экономическое развитие, в-третьих, функции или роли центрального и коммерческих банков в экономике страны должны быть разными. С учетом отмеченного и не акцентируя внимания на различиях между центральным и коммерческими банками, можно считать, что у них две комплексные функции.

Первая  функция — это обеспечение субъектов экономики деньгами, необходимыми для текущих расчетов и платежей (деньги как средства предоплаты, средства обращения, средства платежа, средства для выполнения налоговых и иных обязательств), а также для развития экономики (денежные кредиты и прямые инвестиции в форме приобретения паев или акций хозяйствующих субъектов, включая государственные, а также их облигаций и иных ценных бумаг). С этой точки зрения аккумулирование банками временно свободных денег предприятий, организаций и населения предстает не как функция (цель, задача), а как необходимый (для коммерческих банков — единственно возможный) способ ее выполнения.

Эта первая функция банков позволяет рассматривать  их как организации для финансового посредничества. В этом качестве коммерческие банки, в частности:

1) концентрируют  у себя финансовые (денежные) средства  большинства участников хозяйственного  оборота, объединяя разрозненные  суммы, в том числе мелкие, принадлежащие  предприятиям, организациям, учреждениям, физическим лицам, в общие денежные фонды, которые уже в силу своих значительных размеров представляют весьма серьезный экономический инвестиционный ресурс;

2) опосредуют  расчеты и платежи по большинству  хозяйственных сделок, которые заключают между собой субъекты экономики, без чего был бы практически невозможен нормальный товарооборот в обществе;

3) проводят налоговые и иные обязательные платежи своих клиентов за их счет, стараясь оптимизировать такие платежи;

4) обеспечивают сохранность и даже приращение (начисление процентов, конвертация в более доходные валюты) сумм, доверенных им клиентами;

5) проводят  валютообменные операции;

6) оказывая  клиентам перечисленные выше  и другие услуги, банки тем  самым: проводят в жизнь денежную политику Центробанка, а потому — экономическую политику государства, способствуют стабилизации денежного обращения в стране; формируют денежное предложение;

7) канализируют  собираемые средства в наиболее  перспективные отрасли экономики  (разнообразные формы кредитования кредитоспособных заемщиков);

8) часть  собственных средств непосредственно  или через свои дочерние компании  вкладывают в уставные капиталы  некредитных предприятий и организаций  в целях совместного с ними  хозяйствования и получения соответствующих дивидендов. В этом случае банки нельзя рассматривать как посреднические организации.

Сфера, где действуют банки и иные КО, — это сфера (часть сферы) нематериального производства, где полезный труд воплощается в особом результате, имеющем, как правило, собственную стоимость, где вырабатываются свои особые продукты — услуги. У материального производства в принципе нет иной функции, кроме производства материальных благ. Равным образом функцией нематериального производства является производство (оказание) услуг. В этом смысле банки и иные КО производят совершенно уникальную продукцию — банковские или денежные (финансовые) технологии, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования и которые бесконечно разнообразны в разных банках, даже когда проводятся стандартные, казалось бы, операции. Во всех случаях банковского производства речь идет о разнообразных сочетаниях условий, правил, процедур, работ, регламентов взаимодействия, каждый раз составляющих единый технологический процесс обслуживания клиента. Соответственно вторая функция банков как раз и состоит в обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с деньгами).

Как было показано выше, банковский продукт  можно понимать как потенциальную  услугу, а банковскую услугу — как реализованный (воплощенный в действительность) его продукт. Термин «банковский продукт» адекватно отражает суть происходящего — производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги. Последние, как известно, бывают двух видов: материальные и чистые (личные). Оказывая материальные услуги, организация производит новую стоимость (увеличивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги. Таким образом, банки — организации производящие, в ходе своей полезной специфической деятельности увеличивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие.

Рассмотренные функции банков в экономике являются объективно необходимыми (в литературе можно найти и другие их перечни, на наш взгляд, неубедительные). От них следует отличать:

■ вменяемые банкам органами государственной власти объективно не- 
свойственные им контрольные функции
в отношении клиентов (контроль за кассовой дисциплиной клиентов, валютный контроль, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обеспечение выполнения налогоплательщиками — клиентами банков обязанности уплачивать налоги и сборы и т.п.). Расходы, связанные с исполнением данных публичных функций, покрываются за счет доходов коммерческого банка. Доля таких расходов весьма значительна, и они повышают стоимость банковских услуг;

■ так называемые ролевые функции, которые банки подчас добровольно или вынужденно берут на себя и которые отражают намерения владельцев или иных лиц («карманный банк», «семейный банк», «банк этноса», «банк криминала», «авантюрный банк», «банк олигарха», «банк-дублер» или «банк-мост», «банк-двойник», «банк-пират», «банк-лис» и др.).

Как было показано выше, банковский продукт  можно понимать как потенциальную услугу, а банковскую услугу — как реализованный (воплощенный в действительность) его продукт. Термин «банковский продукт» адекватно отражает суть происходящего — производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги. Последние, как известно, бывают двух видов: материальные и чистые (личные). Оказывая материальные услуги, организация производит новую стоимость (увеличивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги. Таким образом, банки — организации производящие, в ходе своей полезной специфической деятельности увеличивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие.

Банковский  сектор — это такая социально-экономическая  отрасль хозяйства и общественной жизни в целом, которая весьма остро и гибко реагирует на любые изменения как в экономической, так и социально-политической жизни страны. При этом важно иметь в виду, что в силу вовлеченности в сферу банковской деятельности и связанных с ней интересов предельно большого числа действующих лиц и значительных денежных сумм происходящие в ней процессы приобретают, как правило, глобальный (в масштабах страны, а подчас и шире) характер и по степени воздействия на общество нередко сопоставимы с влиянием государства [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Банковская система   России: природа,  структура, основы  управления 

Банковская  система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций (сделок), в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

В структурном  плане  это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те, и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ РФ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных КО: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).

Информация о работе Банковская система России: структура, функции, качество, проблемы на современном этапе