Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:51, лекция

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Работа содержит 1 файл

Банковский менеджмент.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

      Относительно  готовности банка принимать на себя определенные риски и учитывать при калькуляции возможное невыполнение обязательств со стороны контрагента (непогашение кредита) существуют различные гипотезы.

      Согласно  тезиса о возмещении риска при  принятии банком на себя рисков по кредитным  операциям допускается включение  в процентную ставку по кредиту специфической  премии за риск для погашения возможных потерь. Теория нормирования риска базируется на том, что банки не следуют принципу компенсации увеличивающегося кредитного риска путем увеличения содержащихся в процентных ставках премий за риск, а осуществляют селекцию кредитов таким образом, что они сохраняют готовность принять на себя риски по кредитным операциям до определенного уровня. Таким образом, банки хотя и принимают на себя отдельные риски, но лишь в том случае, если вероятность непогашения кредита не превышает определенной, общепризнанной нормы, причем эта норма не зависит от уровня процентной ставки[5, с.123].

      Банки в России особых премий за риск, как  правило, не взимают, а в большей  степени следят за наличием достаточного обеспечения. Следует отметить, однако, тот факт, что часть процентной ставки по кредиту неявно содержит премию за риск, которая отдельно нигде не оговаривается, но обеспечивает банку создание достаточных резервов. Размер неявной премии за риск должна учитывать индивидуальную платежеспособность заемщика и зависит от рыночной позиции банка с одной стороны и репутации заемщика - с другой.

      Основная  идея распределения риска заключается  в диверсификации кредитных операций по самым различным критериям таким образом, чтобы в случае убыточность отдельных кредитов не имела для банка катастрофических последствий. Согласно этому принципу кредиты должны выдаваться по возможности большому количеству заемщиков, при этом причины возможного несоблюдения с заемщиками условий кредитного договора должны находиться под влияниями различных факторов.

      Распределение рисков кредитных операций может  осуществляться по вещественному, временному и региональному принципам. Вещественное распределение рисков может происходить по-разному. На первом месте стоит дисперсия кредитных операций в зависимости от размеров, вида кредита и отраслевой принадлежности заемщиков. Временное распределение рисков имеет место тогда, когда банк диверсифицирует свой кредитный портфель на кратко-, средне- и долгосрочные кредиты. Региональное распределение кредитных рисков осуществляется таким образом, что при выдаче кредитов по возможности исключается концентрация операций банка на определенном регионе, для того, чтобы избежать кумулятивного воздействия негативных изменений экономики региона на кредитные операции банка в целом. Существуют однако определенные ограничения в смысле того, что не все банки в равной степени способны проводить такое распределение рисков. Обычно те банки, которые специализируются на определенных группах клиентов и отраслей народного хозяйства, или чья коммерческая деятельность связана с относительно жестким ограничением, не имеют достаточно возможностей проводить активные мероприятия в плане распределения рисков[8, с.197].

      Ограничение кредитных рисков важно как при  выдаче отдельного кредита, так и для процесса кредитования в целом. Оно конкретизируется в установлении лимитов, которые в зависимости от вида, группы заемщиков ограничивают размеры кредита сообразно готовности банка осуществить выдачу кредита.

      Уменьшение  рисков путем хеджирования в принципе достигается тем, что банк создает в своем балансе так называемые контрапозиции, риски и возможности получения прибыли по которым имеют отрицательную корреляцию с рисками и возможностями получения прибыли по хеджируемым позициям. Их возможная реализация зависит от наступления одних и тех же событий, при чем положительное изменение стоимости одной позиции компенсируется отрицательным изменением стоимости другой.

      При так называемом «совершенном» хеджировании банк полностью избегает убытков, но и не получает никакой прибыли, в противном случае возможна лишь частичная компенсация рисков[13, с.205].

      В качестве хеджирования - с точки  зрения воздействия на кредитора - может  рассматриваться посредничество по кредитам, так в данном случае активные и пассивные балансовые позиции однозначно сопоставимы и соответствуют друг другу относительно размеров, процентных ставок и сроках, а в случае непогашения кредита банк-посредник не обязан к выплате по соответствующим пассивам. Однако так как при подобных операциях инициатива по противопоставлению риска непогашения кредита шансам на прибыль по контрапозиции исходит не от кредитора, а является характеристикой посреднического кредита, такая операция не представляет собой мероприятия по компенсации риска согласно вышеприведенному определению.

      Отсюда  можно сделать вывод, что компенсация  рисков кредитных операций банка путем хеджирования невозможна. Однако подобные мероприятия имеют большое значение в сфере международного кредитования, если для рефинансирования кредитором заключается «контрсделка», соответствующая исходной по валюте, сумме и срокам. Такие меры служат в большей степени защите от валютных рисков при кредитовании.

      Еще одним из методом снижения рисков является организация работы с проблемными  кредитами. Несмотря на элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят о том, что возникли определенные трудности:

      - необычные или необъяснимые причины  задержки предоставления финансовой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка;

      - любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли;

      - реструктурирование задолженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика;

      - неблагоприятные изменения цены  на акции заемщика;

      - наличие чистых убытков в течение  одного или нескольких лет,  измеренных с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов;

      - неблагоприятные изменения структуры  капитала заемщика (показателя соотношения  акционерного капитала и долговых  обязательств), ликвидности (коэффициент "критической" оценки) или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов);

      - отклонение объема фактических  продаж или потока наличности  от планируемых при подаче кредитной заявки;

      - неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента[9, с.97].

      Зарубежные  эксперты по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств банка в случае возникновения проблемной ситуации - предлагают следующие основные шаги:

      - всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств;

      - крайне важными являются быстрое  выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию;

      - отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора;

      - оценить, какой суммой средств  нужно располагать для взыскания  проблемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и размеры депозитов).

      - сотрудники банка должны оценить  качество, компетентность и честность  руководства фирмы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.

      - нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве[11, с.99].

      Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту возможность возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.

      Таковы  основные стратегии активной политики управления кредитными рисками. Хочется подчеркнуть, что основной идеей в исследовании этого вопроса в работе является систематический подход, необходимость которого очевидна, когда речь идет о таких комплексных проблемах как кредитные риски. В банковской практике управляющие обязаны иметь четкое представление, как о структуре специфических кредитных рисков, так и о методах управления ими. Только в этом случае можно говорить о способности банка держать характерные для него риски под постоянным контролем.

      Таким образом, банк должен определить все  возможные риски, которые могут  быть связаны с каждым кредитом и  выработать меры по их снижению. 

 

       Заключение 

      На  основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

      Финансовый  менеджмент в коммерческом банке  позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом - управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового менеджмента.

      Одна  из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в создании продуктового ряда банка (можно отметить, что на это же направлен и банковский маркетинг). Эта особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

      Банковский  менеджмент - управление банком в условиях рыночной экономики - строится на использовании следующих основных принципов:

      - ориентация любого банка на  спрос и потребность рынка,  на запросы клиентов и организацию  таких банковских продуктов и  услуг, которые пользуются спросом  и могут принести банку планируемую прибыль;

      - постоянное стремление к повышению  эффективности банковской деятельности  с целью уменьшения издержек  и получения оптимальных результатов;

      - корректировка целей, задач и  программ банка в зависимости  от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

      - учет окончательного результата  работы банка и его отделений  (филиалов) в процессе деятельности  на рынке;

      - обязательное использование современной  информационной базы (компьютерных  сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

      - рациональный подбор персонала  и его эффективное использование.

      В заключение необходимо отметить, что  еще одной сферой банковского  менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе. 
 
 

 

       Список использованных источников 

Информация о работе Банковский менеджмент