Базовые концепции финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Финансовый менеджмент основывается на следующих фундаментальных концепциях:
1. Концепция денежного потока.
В основе обоснования финансовых решений лежит оценка денежных потоков, которые с ними связаны. Денежные потоки характеризуются по объему; по продолжительности; по времени. Для их сравнения требуется дисконтирование.
2. Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 145.85 Кб (Скачать)

1.Базовые  концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент основывается на  следующих  фундаментальных  концепциях:

1.      Концепция денежного потока.

В основе обоснования финансовых решений лежит оценка денежных потоков, которые с ними связаны. Денежные потоки характеризуются по объему;  по продолжительности; по времени. Для их сравнения требуется дисконтирование.

2.      Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

Одни  и  те же суммы  денежных  средств, полученные в разное время не  равномерны (не равноценны), это связано с инфляцией, риском.

3.      Концепция компромисса между риском и доходностью (эффективностью).

Получение связано с риском и    между ними существует прямо  пропорциональная  зависимость (чем  больше  доходность, тем больше  риск).  Необходимо  выбирать компромисс.

4.      Концепция стоимости   капитала.

Активы  предприятия  должны  быть  профинансированы  за  счет  накопительных источников. Обслуживание  различных источников финансирования  обходится предварительно неодинаково, стоимость капитала - это стоимость  привлечения  источников финансирования: для кредита - проценты, для эмиссии акций - дивиденды.  

5.      Концепция эффективности рынка капитала.

Предприятие выступает на рынке капитала в качестве  инвестора, кредитора, заемщика. Степень эффективности рынка капитала зависит от его информационной  насыщенности  и доступности информации.  Информация  влияет  на  ценовой курс  акций.

6.      Концепция асимметрии  показателей, связана с предыдущей концепцией. Отдельные лица (менеджеры, некоторые собственники) могут владеть информацией, недоступной для других (конфиденциальная  информация). Информация может быть использована по  разному, в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) дает  ее  обнародование.

7.      Концепция агентских отношений.

Связана с тем, что в большинстве случаев одни лица владеют предприятием, а другие  им  управляют. Собственники  не  обязаны управлять, для этого они нанимают  профессиональных  менеджеров, которые должны  представлять и защищать их интересы.  При этом собственники  несут агентские издержки (зарплата  менеджерам).   

8.      Концепция альтернативных затрат.

Управление  финансами  связано с выбором альтернативных решений. Этот  выбор основывается  на  сравнении альтернативных  затрат (оценке  упущенной выгоды). Альтернативные  затраты - это доход, который можно было бы получить, выбрав иной вариант вложения  средств.

9.      Концепция времен неограниченной  деятельности  предприятия.

Предприятие  создано на неограниченный  срок.

2. Виды фин.планирования.

Сложность и многоаспектность функционирования предприятия обусловили существование разнообразных видов  финансового планирования (табл. 1.1). 

Таблица 1.1

Классификация видов финансового  планирования

Классификационный признак

Виды финансового планирования

По уровню планирования

стратегическое, тактическое, оперативное

По уровню структурной  иерархии объекта планирования

общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений,

По особенностям разработки финансовых планов

Скользящее планирование Периодическое планирование

Предмет планирования

Целевое планирование Планирование действий Планирование ресурсов

По горизонту планирования

долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

По степени детализации  плановых решений

агрегированное и детализированное

По степени централизации  плановых функций

централизованное, децентрализованное и круговое  планирование

По обязательности выполнения плановых заданий

директивное, индикативное планирование и смешанное планирование

По особенностям постановки целей

реактивное, инактивное, преактивное  и     интерактивное


Каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации.

Прежде всего, следует  отличать классификацию видов финансового  планирования по уровням структурной  иерархии предприятия, по уровням планирования и по уровню субъекта планирования.

По уровням структурной  иерархии предприятия можно выделить:

  • общефирменное финансовое планирование, в рамках которого разрабатываются сводные и консолидированные финансовые планы, обеспечивающие достижение целей предприятия - самостоятельного субъекта хозяйствования;
  • финансовое планирование деятельности бизнес-единицы, в рамках которого разрабатываются финансовые планы по конкретному направлению бизнеса, организационно выделенному в дочернее предприятие;
  • финансовое планирование деятельности подразделений – структурных единиц предприятия, не обладающих хозяйственной самостоятельностью  и входящих в состав бизнес-единицы или материнского предприятия.

По уровням субъекта планирования выделяют

  • финансовое планирование на высшем уровне, при котором плановые решения разрабатываются высшими исполнительными органами управления и централизованными отделами планирования и, при необходимости, утверждаются собственниками предприятия;
  • финансовое планирование на среднем уровне, при котором планы разрабатываются на уровне бизнес-единиц;
  • финансовое планирование на нижнем уровне - планы разрабатываются на уровне  подразделений предприятия.

Уровни финансового планирования

  • 1 уровень – стратегическое финансовое планирование
  • 2 уровень - тактическое финансовое планирование
  • 3 уровень - оперативное финансовое планирование.

Стратегическое финансовое планирование осуществляется в условиях высокой неопределенности, недостаточности  информации, дефицита знаний. Процессы стратегического планирования  и сам стратегический план с трудом подвергаются структуризации. Обширный опыт функционирования предприятий доказал неэффективность разработки жестких формализованных процедур разработки стратегических планов. В то же время, разработка стратегии снижает неопределенность при осуществлении тактического финансового планирования, а соответственно разработка тактических планов снижает неопределенность оперативного планирования,       позволяя сделать его формализованным и поддающимся автоматизации.

Все три уровня планирования тесно связаны между собой. Стратегическое планирование обеспечивает реализацию стратегического плана, а оперативное  планирование – тактического плана.

По степени централизации  плановых функций можно выделить централизованную, децентрализованную и круговую формы финансового  планирования.

Централизованное финансовое планирование (сверху вниз) предполагает нахождение  субъекта принятия плановых решений  на более высоком уровне иерархии, чем объект планирования. Например, при централизованном планировании финансовый бюджет  бизнес-единицы разрабатывается централизованной финансово-экономической службой предприятия. Децентрализованное планирование (снизу вверх) предполагает делегирование полномочий по разработке планов на уровень объекта планирования. При децентрализованной форме финансовый бюджет будет разрабатываться бизнес-единицой самостоятельно.

На передовых зарубежных предприятиях активно используется скользящее планирование.

На первые полгода планы  составляются помесячно. На первый месяц  осуществляется разбивка по декадам. На остальной период (из 15 месяцев) осуществляется поквартальное планирование. В конце  каждого месяца период планирования увеличивается на месяц.

При периодическом планировании на предприятии составлялся бы за данный период только один финансовый план с горизонтом планирования пятнадцать месяцев.

По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное, индикативное планирование и смешанное  планирование.

Директивное планирование требует  безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана.  Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование. В настоящее время понятие «индикативное планирование» используют не только на макро-, но и на микро-уровне.. 

При смешанном планировании часть планов носят директивный  характер, а часть – индикативный. Причем, при оперативном планировании чаще используются директивы, а при  стратегическом планировании – индикаторы.

По особенностям постановки  целей выделены четыре вида планирования: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение  предприятия. Например, известный резерв снижения себестоимости выпускаемой  продукции  составляет 2%. Тогда в плановом периоде будет запланировано снижение себестоимости данной продукции на 2%.

Преактивное планирование предполагает установление желаемых целей без  учета существующих возможностей организации. Это приводит к  осуществлению непрерывных изменений в различных сферах деятельности организации, а также частому невыполнению плановых заданий.

3. Содержание финансовой стратегии в системе управления предприятием.

Определяющая роль финансовой стратегии обусловлена природой и сущностью главных экономических  категорий: финансов, денег, кредита, выступающих  фундаментом ее построения. Движение этих категорий, подчиненное законам  развития рынка, их характер, роль в  развитии бизнеса определяют статус финансовой стратегии. 
 
Финансовая стратегия предприятия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей в рамках корпоративной стратегии путем координации, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия. 
К перечню основных финансовых целей, формируемых в рамках соответствующей стратегии, относят: 
 
• рост доходов; 
 
• увеличение доходов на инвестиционный капитал; 
 
• рост дивидендов; 
 
• повышение кредитного и облигационного рейтингов; 
 
• рост потоков наличности; 
 
• повышение курсов акций; 
 
• оптимизация структуры источников доходов. 
 
Необходимость вычленения финансовой составляющей при разработке общей стратегии организации обусловлена следующими моментами: 
 
1) диверсификацией деятельности крупных предприятий в плане охвата ими различных рынков, в том числе и финансовых; 
 
2) потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов и всего комплекса производственно-хозяйственной деятельности; 
 
3) наличием единой для всех организаций системы конечных целей при выборе стратегических факторов; 
 
4) интенсивным развитием международных и внутренних национальных финансовых рынков, используемых для извлечения или заимствования финансовых ресурсов и единовременно прибыльного размещения капитала. 
Финансовые цели должны быть связаны с общими целями предприятия. 

4.Основные этапы формир. фин. стратегии.

 Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность  деятельности экономических субъектов  в значительной степени определяется их финансовой стратегией. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам финансовой стратегии, оказываются  более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования финансовой стратегии  актуальны как для крупных, так  и для малых организаций, как  для государственных предприятий, общественных организаций, так и  для коммерческих структур.

Разработка финансовой стратегии  – это круг финансового планирования. Как составная порция общей стратегии  экономического развития, она должна согласовываться с целями и направлениями  последней.

Проблема выбора финансовой стратегии деятельности предприятия  является актуальной в связи с  необходимостью принятия решений в  рыночных условиях. Здесь основное внимание отводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной  деятельности. Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогноз направлений  развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных  ошибок и просчетов и констатирование  фактического состояния дел. Прежде всего, нужно определить финансовую стратегию деятельности, как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния в долгосрочной перспективе на базе количественных характеристик фактического финансово-хозяйственного состояния в текущем и последующих периодах.

Финансовая стратегия  – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными  средствами. Она охватывает вопросы  теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии  исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает  способы и формы выживания  в новых условиях подготовки и  ведения стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия, главной  задачей которой является достижение полной самоокупаемости и независимости  предприятия, строится на определенных принципах организации и включает в себя следующее:

  • текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;
  • централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;
  • формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;
  • безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами;
  • разработку учетно-финансовой и амортизационной политики предприятия;
  • организацию и ведение финансового учета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;
  • составление финансовой отчетности по предприятию и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами с соблюдением требований стандартов;
  • финансовый анализ деятельности предприятия и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географических сегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);
  • финансовый контроль деятельности предприятия и всех его сегментов.

Информация о работе Базовые концепции финансового менеджмента