Факторинговые операции

Автор: z*********@list.ru, 25 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В финансовой системе Казахстана банковская система выступает регулятором денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных денежных средств. Взаимоотношения между предприятиями по поводу поставки продукции, выполнения работ или оказания услуг не всегда строятся на оплате в момент продажи, в отдельных случаях возникает отсрочка платежа, признание дебиторской задолженности (задолженности покупателей и заказчиков) и лишь потом – фактическая оплата (зачисление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия).

Содержание

Введение

Глава 1. Организация и проведение факторинговых операций коммерческими банками

1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников

1.2 Виды факторинговых операций

1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании

1.4 История возникновения факторинга

Глава 2. Факторинговые услуги в Казахстане

2.1 Развитие факторинга в РК

2.2 Перспективы и проблемы развития факторинга в Казахстане

Глава 3. Казахстанские компании, оказывающие услуги факторинга

3.1 ТОО «First Factoring Company»

3.2 Казахстанская Факторинговая Группа

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Факторинговые операции.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

     Глава 2. Факторинговые  услуги в Казахстане

     2.1 Развитие факторинга  в РК

В связи с  расширением внешнеэкономической  деятельности казахстанские предприниматели  и банки второго уровня в современных  условиях активно занимаются поисками новых направлений надежного  возврата вложенных средств, новых  способов привлечения клиентов. Эти  обстоятельства обусловили возникновение потребности в факторинге как способе эффективного финансирования бизнеса.

Факторинг является самым быстрорастущим сегментом  международной финансовой индустрии - за последние 15 лет обороты по факторингу в мире увеличились в 10 раз и  достигли 1 трлн. долларов. При этом традиционные кредитные организации  в своей стандартной форме  не сильно преуспели в области  факторинга. Наибольшие обороты и  доходы демонстрирую факторинговые  компании, работающие не как кредитные  организации, а как специализированные факторинговые компании. Обусловлено  это прежде всего идеологическими  расхождениями, связанными с подходом к клиенту, между кредитными институтами  и факторинговыми компаниями.

Общемировым трендом  является выделение факторинговых  операций из универсальных коммерческих банков, на худой конец в форме  факторинговой компании, как специализированного банка (если это требуется законом). Связано это также и с тем, что в банках, где факторинг, не является основным видом бизнеса, факторинговыми операциями обычно занимаются специалисты кредитных отделов. Как правило, они не имеют соответствующей квалификации и знаний, отдают предпочтение кредитованию, считают неэффективными вложения средств в развитие факторинга из-за его сложности, в том числе в части бухгалтерского учета, а также из-за большей, по их мнению, рискованности операций.

Спорным моментом в развитии факторинга являемся отношение  факторинговых операций к услугам, т.e. определение факторинговых услуг  к финансовым или торговым.

В создавшихся  условиях развития рынка факторинговых  услуг в Казахстане будет идти по нескольким направлениям. Первое направление связано с определением стратегических вариантов развития факторингового бизнеса: создание департамента факторинга в банке или специализированно факторинговой компании. Сторонники этого подхода связывают развитие факторинга в рамках банков с рядом обстоятельств, в частности: необходимостью управления ликвидностью; возможностью банка предложить клиенту целый комплекс финансовых услуг, в том числе факторинг: использованием краткосрочных кредитных ресурсов. Однако данный вариант имеет свои недостатки, связанные, во-первых, с особенностями системы принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего - факторинговых систем оценки, которыми большинство банков в полной мере не владеют. В настоящее время банки при осуществлении факторинга используют кредитные технологии, что негативно сказывается на оперативности. Отметим, что, например, лизинговый бизнес казахстанских банков нередко выделен в отдельные компании, так как это самостоятельный продукт со своей специфической технологией. Во-вторых, сложности связаны с наличием внутренней конкуренции с кредитными подразделениями. Факторинг для банков оказывается привлекательным лишь в тактической перспективе - как расширение продуктовой линейки: в более долгосрочной перспективе невыгодным из-за высоких рисков и, соответственно, высокой себестоимости этого инструмента по сравнению с кредитом. До сих пор руководство многих банков рассматривает залог как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования. В действительности же риски факторинга не столь высоки при использовании факторинговых систем оценки и функционирования бюро кредитных историй.

Практика показывает, что факторинговые отделы банков, сформировавшись, выделяются в отдельные  от банков-учредителей формально  независимые структуры, специализированные филиалы или дочерние компании. Кроме того, в мире наметилась тенденция отхода банков как владельцев факторингового бизнеса на второй план. В последние годы все больше факторинговых фирм создается страховыми компаниями.

С факторинговыми подразделениями крупных банков, имеющих разветвленную сеть филиалов, аналитики связывают освоение региональных рынков. Учитывая возникающие технические  проблемы при передаче подлинников  документов (накладных, счетов-фактур), в случаях, когда факторинговая  компания и клиент находятся в  разных городах или регионах, необходима филиальная сеть. Появление самостоятельной  структуры свидетельствует о  том, что для бизнес-направления  факторингового обслуживания региональный факторинг является одним из приоритетных направлений.

Следующее направление  развития рынка факторинговых  услуг  в Казахстане связано с появлением модификаций факторинговых операций, среди которых внутрифирменный  факторинг, факторинг с рефинансированием, факторинг в сочетании с электронной  коммерцией, факторинг без реп  росса.

Так, внутрифирменный  факторинг представляет собой финансирование комплектующих на условиях товарного  кредита. Опыт учреждения подобных факторинговых компаний имеют крупнейшие западные промышленные холдинги, например, General Electric, Fiat. На III ежегодной конференции Восточно-европейской факторинговой ассоциации (Бухарест, апрель 2003 г.) были рассмотрены новые продукты - факторинг с рефинансированием и факторинг в сочетании с электронной коммерцией. Реализация такой услуги, как рефинансирование дебиторской задолженности по экспортным поставкам, позволит существенно снизить стоимость услуг по экспортному факторингу для российских поставщиков.

Следует отметить и тенденцию расширения сферы  внутреннего факторинга за счет новых  отраслей, предоставления более гибкого  и полного набора услуг в области  факторинга на уровне межстрановых отношений  и, как следствие, модификаций вариантов  факторингового обслуживания. Для факторинговых  услуг в Казахстане характерны национальные особенности, существенно расширяющие  сферу применения этой услуги. Расширение перспектив международной торговли и, соответственно, факторинга на уровне межстрановых отношений обусловлено увеличением экономической взаимозависимости разных стран. Учитывая, что потенциальный выход на международную арену все большего количества мелких и средних предприятий-экспортеров вызовет повышенно конкуренции, прежде всего - неценовой (в том числе в области условий продажи продукции и оказания услуг), увеличение доли экспорта, осуществляемого на условиях открытого счета, потребность в факторинге в этих условиях возрастет.

Другим важным направлением развития рынка факторинговых  услуг в Казахстане является диверсификация деятельности факторинговых компаний. Сочетание факторинговых операций с оказанием других нетрадиционных услуг связано с резким увеличением  в последнее время предложения  коммерческими банками услуг, типичных для инвестиционных финансовых институтов. К таковым относятся: определение  наиболее привлекательных объектов для слияния; финансирование приобретений других компаний; операции с ценными  бумагами клиента (например, страхование  ценных бумаг); оказание консультативной  помощи в разработке стратегии маркетинга; предложение услуг по хеджированию риска, связанного с колебанием процентных ставок и курсов мировых валют. Перспективными в данной связи, по нашему мнению, являются следующие направления деятельности факторинговых компаний: предоставление гарантий, поручительств; рисковое (венчурное) кредитование (инвестирование в акции  поставщика и предоставление срочных  кредитов); продажа страховых услуг; оказание консультационных услуг как  поставщикам, с которыми факторинговые  компании заключили соглашения об агентском (оптовом) факторинге или соглашение об учете счетов-фактур, так и  предприятиям, не связанным с ними договорными отношениями (в том  числе крупными компаниями и ТНК); помощь поставщикам в планировании их сбыта и кредитов; предоставление информации об оценке платежеспособности участников рынка, их традициях, обычаях, об относительно оптимальном представительстве на рынке, правовых аспектах и органах, осуществляющих контроль за рынком; аутсорсинг; представление в судебных и налоговых органах; проведение PR-акций и рекламных кампаний, в том числе совместных семинаров и конференций, публикации статей и прочее.

Таким образом, казахстанский рынок факторинга претерпевает значительные изменения  под влиянием жесткой конкурентной борьбы между факторами, их стремления диверсифицировавать набор предлагаемых услуг и повысить качество сервиса. Это не представляется возможным  без дальнейшего совершенствования  правовой базы факторинга (национальной и международной), а также унификации практики проведения факторинговых  операций и их бухгалтерского учета.

Следующая тенденция в развитии факторинговых услуг в Казахстане носит перспективный характер, так как связана с увеличением количества факторов. На факторинговом рынке Казахстана практически отсутствуют специализированные факторинговые компании. В связи, с чем интересен российский опыт расширения рынка факторинговых услуг.

В 2005 г. - 2007 г. рост рынка в России был обусловлен наращиванием оборотов, прежде всего  компаний, пришедших в 2003 г. и ранее  и в последние годы занимающих лидирующие позиции. Это - Национальная факторинговая компания (НФК), "Еврокоммерц", "Петрокоммерц", Промсвязьбанк, Номос - банк, Пробизнес - банк, Средневолжская факторинговая компания, Региональная факторинговая компания.

Тенденция возрастания  интереса влиятельных иностранных  факторинговых компаний к российскому  рынку факторинговых услуг обусловлена  следующим. Во многих странах мира, в особенности в Центральной  и Восточной Европе, факторинговая  индустрия переживает стадию роста. Объем международного рынка факторинга в 2006 г. составил 860 млрд. евро и увеличивался на 11 - 3% ежегодно. Однако по сравнению  с Россией такие темпы кажутся  более чем умеренными. Именно поэтому  российский факторинговый рынок  становится все более привлекательным  для иностранных факторов, главное  конкурентное преимущество которых - мощные финансовые ресурсы, недоступные пока для подавляющего большинства российских компаний.

Однако экспансия  иностранного капитала на отечественный  факторинговый рынок России сопряжена  с определенными проблемами, среди  которых: специфика операционной деятельности факторинговых компаний в России и за рубежом; различия в законодательной  базе, налоговом учете, бизнес-культурах  и в ведении бизнеса как  такового. В связи с этим покупка  иностранцами уже существующих и успешно работающих отечественных факторов представляется наиболее вероятным сценарием развития в ближайшие годы. По нашему мнению, это им выгодно еще и за счет снижения издержек, связанных с развитием региональной факторинговой сети, так как отечественные факторы уже осваивают данное направление. Характерные для российского рынка факторинговые услуги, в будущем вполне возможно найдут свое отражение и в Казахстане.

Следующее направление  развития факторинговых услуг в  Казахстане непосредственно связано  с подписанием межфакторных договоров, призванных активизировать услуги экспортного  факторинга для казахстанских экспортеров  в соответствующие страны. Но данное направление, как и предыдущее, носит  перспективный характер, в связи, с чем определенные исследования по данному направлению развития факторинговых услуги в Казахстане находятся только на стадии разработки и могут быть в дальнейшем предметом  научного исследования. 
 

     2.2 Перспективы и проблемы развития факторинга в Казахстане

     Факторинг как финансовый инструмент для бизнеса  начал свое становление в Казахстане не так давно. Данный вид операции предусматривает инкассацию дебиторской  задолженности клиента, кредитование и гарантию от валютных и кредитных  рисков. Практика показала, что факторинг  зарекомендовал себя как эффективный  инструмент для финансирования малого и среднего бизнеса. По оценкам экспертов International Factors Group, объем казахстанского рынка факторинга можно оценить  в $2 млрд. Услуги факторинга предполагают быстрое получение большей части  платежа по задолженности, снижение расходов по ведению счетов, улучшение  контроля дебиторской задолженности. При этом факторинговая структура (банк или компания) играет роль кредитного менеджера, управляя рисками по данной услуге, учету и инкассации кредиторской задолженности и контролю над  платежной схемой должника. 
 
К сожалению, пока казахстанский рынок факторинга отстает от российского. По данным Российской ассоциации факторинговых компаний, оборот российского рынка факторинга по итогам I квартала 2011 года составил 158 млрд рублей, в этот период факторингом воспользовались около 3 500 компаний. Российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 127 млрд рублей, свыше 800 тыс. поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга. В Казахстане Национальный банк не регулирует данный вид деятельности, крайне сложно получить отчетные данные по факторингу по банкам второго уровня, поскольку размеры факторинговых портфелей не декларируются.

     На  сегодняшний день специализированными  компаниями, которые предоставляют  весь спектр факторинговых услуг  на рынке Казахстана, можно выделить ТОО «KazCommerce Factor», ТОО «Кредитное товарищество «Национальная Факторинговая  Компания», Казахстанская Факторинговая  Группа на западе Казахстана и ТОО  «First Factoring Company». Ряд отечественных  банков также предоставляет факторинговые  услуги корпоративным клиентам по линии  кредитных операций – «БТА», «АТФБанк», «Банк ЦентрКредит», «Темiрбанк», «Альянс  Банк». Отечественные банки разработали  соответствующие факторинговые  продукты: открытый факторинг с регрессом, закрытый факторинг с регрессом  и открытый факторинг без регресса. 
 
Однако лишь часть казахстанских банков готова к такому виду финансирования. Так, «Банк ЦентрКредит» предъявляет серьезные требования к своим клиентам по факторингу по сроку деятельности, условиям оплаты по контрактам. Лейла Битабарова, начальник управления и развития банковских продуктов департамента корпоративных финансов «Банка ЦентрКредит»,  что задолженность по факторинговым операциям на 1 января 2010 года составила 2,2 млрд тенге. «Основными проблемами, с которыми столкнулся факторинг в Казахстане, являются слабая осведомленность бизнеса о наличии такого продукта и незначительное количество компаний, чья платежеспособность не вызывает сомнения. В результате основными должниками по факторинговым операциям являются государственные компании, с которыми крайне сложно заключить дополнительные соглашения», – резюмирует г-жа Битабарова. 
 
Некоторые банки рассматривают факторинг как рискованный инструмент вложений, поскольку залог представлен в виде дебиторской задолженности, которая не всегда имеет большую стоимость. Топ-менеджмент банка видит залоговый актив как фактор снижения риска, и порой он более ценен, нежели наличие требования к оплате. Факторинг является конкурирующим на фоне того же овердрафта и прочих банковских инструментов, которые приносят неплохой доход. Есть и другое различие в факторинге и срочном займе: кредит лимитирован на основе платежеспособности заемщика, при факторинге лимит устанавливается по платежеспособности дебиторов. Если сумма кредита фиксирована, то в факторинге лимит финансирования увеличивается вместе с ростом объемов продаж. 
 
Нуржан Байбалиев, начальник управления региональной координации МСБ департамента малого и среднего бизнеса «Альянс Банка», сказал следующее: «По факторингу наш банк финансирует только качественную дебиторскую задолженность. Нужно признать, что спросом он не пользуется, о чем свидетельствует и статистика банка – за 2010 год проходила только одна факторинговая сделка на сумму 50 млн тенге. Необходимо отметить отсутствие стабильных и надежных контрагентов/дебиторов, что, в свою очередь, может повлечь в будущем риск возникновения сомнительной дебиторской задолженности». 
 
Практически все банки, занимающиеся факторингом, признают, что основной причиной слабости факторинговых позиций является недоверие предпринимателей к данному виду инструментов, а также отсутствие существенной поддержки государства. Именно государственное регулирование способно дать толчок для дальнейшего развития факторинга на финансовом рынке Казахстана. 
Бахтияр Ильясов, директор департамента корпоративного бизнеса АО «Темiрбанк», констатирует, что в настоящее время «Темiрбанк» оказывает факторинговые услуги неактивно. «Это связано с общей стагнацией рынка вследствие экономического кризиса, а также с тем, что факторинг – довольно высокорисковой инструмент, так как он не предполагает залогового обеспечения, что для большинства банков неприемлемо. При этом, должен сказать, мы придерживаемся творческого подхода к развитию бизнеса и находимся в постоянном поиске новых идей, способствующих совершенствованию факторинга как инструмента». 
 
Как заявил  Жомарт Есентугелов, председатель правления ТОО «First Factoring Company», «в отличие от стандартного овердрафта, факторинговое финансирование привязано не к календарным срокам, а непосредственно к срокам сделки – факторинг возникает ровно в момент поставки товара и погашается ровно в момент оплаты за товар. Учитывая возможность получения денег в оборот сразу и снижение риска неплатежей со стороны дебиторов, факторинг приносит ощутимую пользу на фоне стандартного коммерческого кредита». 
 
Г-н Есентугелов также акцентировал внимание на необходимости пропаганды преимуществ факторингового финансирования в предпринимательской среде, для которой пока факторинг как инструмент остается непонятным. Он считает, что рост факторинга зависит от повышения образованности менеджмента предприятий, стабильной обстановки в стране, фиксирования торговыми сетями и предприятиями все более длительной отсрочки.

Информация о работе Факторинговые операции