Финансовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Работа содержит 1 файл

Финансовая система РФ(2).docx

— 24.40 Кб (Скачать)

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчёта, при котором расходы  должны покрываться за счёт собственных  доходов. Главным источником производственного  и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали  обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют  производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Предприятия стали  свободны от мелочной опеки со стороны  государства, но вместе с тем резко  повысилась их ответственность за экономические  и финансовые результаты работы.

Финансовое положение  товаропроизводителей в октябре 2000 г. хотя и омрачено некоторым снижением  рентабельности и ростом просроченной кредиторской задолженности, всё же остаётся достаточно устойчивым. Это  сохраняет базу для возобновления  экономического подъёма. Так, расширение объёмов производства в первом полугодии 2000 г. заметно ослабило долговую нагрузку на предприятия: уровень кредиторской задолженности снизился с 7-9 месяцев  оборота в 1997-1998 годах до 4,3 в июле 2000 года.

Финансовые результаты деятельности предприятий в конце  прошедшего года оставались достаточно устойчивыми. За этим, однако стоит дальнейшее закрепление дифференциации отраслей по финансовому положению. Речь идёт о концентрации прибыли в узкой группе экспорториентированных сырьевых отраслей, прежде всего в нефтяной промышленности и металлургии. Как следствие, доминирующей тенденцией конца прошлого года стало дальнейшее наращивание масштабов собственного оборотного капитала. Его значения в данных отраслях к концу года достигли рекордных (по меньшей мере за последние 5-6 лет) величин в 1,5-2,5 месяца производства. Одновременно финансовое положение многих подотраслей машиностроения, а также лёгкой и пищевой промышленности трудно признать удовлетворительным.

2. Проблемы финансов  страны при переходе  к рыночным отношениям.

Реорганизуя финансовую систему страны в период перехода к рынку, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода.

Изменения в  финансовой системе страны: три самостоятельных  уровня бюджетной системы (можно  сказать и три уровня налоговых  доходов); два достаточно самостоятельных  уровня банковской системы; многочисленная система государственных и негосударсвенных внебюджетных фондов вместо единой централизованной финансовой системы, в которой главенствующая роль принадлежала единому государственному бюджету, а государственный банк был единым расчётным и кассовым центром. Всё это привело к распылению финансовых ресурсов, сокращению и распылению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.

Переход от экономики, представляющей собой единый народнохозяйственный комплекс, к предприятиям различных  форм собственности и форм организаций, при коренном изменении их взаимоотношений  с бюджетной и банковскими  системами, при достаточно тяжёлой  налоговой системе и высоком  уровне банковского процента, при  ослаблении и потере государственного финансового контроля за деятельностью как предприятий, так и финансовых учреждений, сопровождался возникновением и чрезмерным развитием теневой экономики.

Формирование  финансового рынка (не существовавшего  в советской финансовой системе) и массы всевозможных небанковских учреждений (чековых, приватизационных, инвестиционных, паевых и подобных им фондов) сопровождалось созданием  различных финансовых пирамид, крушение которых обездолило значительную часть  населения.

Возрастание бюджетного дефицита (и государственного долга  как основного источника его  покрытия) при сокращении собираемости налогов (как с юридических, так  и физических лиц) привело к чрезмерному  обороту государственных ценных бумаг, захлестнувших финансовый рынок  и отвлёкших финансовые ресурсы  от реального сектора экономики.

Принципы устройства новой бюджетной системы утверждают самостоятельность, единство каждого  звена бюджетной системы, но принципы распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной  системы на обеспечивают реализацию принципов, декларируемых законом о бюджетном устройстве. В результате обостряются проблемы бюджетного федерализма. Путь к их решению: законодательное перераспределение функций каждого уровня государственной власти, изменение структуры распределения налогов между тремя уровнями бюджетной системы и совершенствование механизма бюджетного регулирования.

Слабость бюджетной  системы современной России в  том, что функции государства, а следовательно, и расходы переданы в значительной мере региональным и местным бюджетам, но структура распределения доходов осталась доперестроечной.

Таким образом, к концу 1999 г. в России сформирована, можно сказать, только инфраструктура финансовой системы государства  с рыночной экономикой. Её нужно  наполнять соответствующим содержанием, но чрезвычайно обострившийся финансовый кризис может изменить и финансовую политику, и сам ход исторического  развития финансов. 
 
 

Заключение.

Переход к новым  экономическим отношениям – рыночной экономике – длительный и болезненный  процесс. Об этом свидетельствует мировой  опыт.

Финансы Российской Федерации находятся в состоянии  глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, большой  внутренней и внешней задолженности  страны.

Задача состоит  в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения  структурной перестройки народного  хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения  и все финансовые отношения в  целях достижения финансовой стабильности.

Список  литературы

Финансы: Учебник  для вузов/ Под ред.проф. Л.А.Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

Журнал «Эксперт»  №№ 41, 43 (2000) и 6, 8 (2001)

Финансы: Учебник  для вузов/ Под ред. В.М.Родионовой – М.: Финансы и статистика.

Закон о федеральном бюджете на 2003 год от 27 декабря 2001 г. № 150-ФЗ

Ресурсы мировой  компьютерной сети Internet.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации