Финансовая среда предпринимательства как сфера реализации экономических интересов предприятия (на примере ЗАО "Топливные гранулы")

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель - раскрыть сущность финансовой среды предпринимательства как сферы реализации экономических интересов ЗАО «Топливные гранулы»

Задачи:

изучить современные подходы к понятию финансовой среды предпринимательства
провести анализ финансовой среды предпринимательства на примере ЗАО «Топливные гранулы»
оценить финансовую среду ЗАО «Топливные гранулы» методом СВОТ.
выявить, каким образом финансовая среда предпринимательства способствует реализации экономических интересов ЗАО «Топливные гранулы»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой среды предпринимательства как сферы реализации экономических интересов предприятия
1.1. Финансовая среда предпринимательства и её составляющие: микросреда и макросреда………………………………………………………………………….5
1.2.Методы анализа среды…………………………………………………… 20
Глава 2. Финансовая среда предпринимательства - сфера реализации экономических интересов ЗАО «Топливные гранулы»

2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «Топливные гранулы» и его экономических интересов…………………………………………………………26

2.2.Компоненты финансовой среды ЗАО «Топливные гранулы»……………28

2.3. Анализ финансовой среды ЗАО «Топливные гранулы» методом СВОТ(составление профиля среды)…………………………………………….30

Глава 3. Предложения по усовершенствованию финансовой деятельности ЗАО «Топливные гранулы»……………………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………………35
Библиография………………………………………………………………………36

Приложения ………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

00072182 соликамск финансы и кредит цыганова ольга николаевна.docx

— 85.67 Кб (Скачать)
 
 

Продолжение Таблицы 1. 

    Признаки  классификации Группы контактных аудиторий Характеристика
    По  характеру воздействия на интересы предприятия Искомые группы, в которых

     заинтересовано  само предприятие, но не всегда  их находит (СМИ, депутаты)

    Нежелательные группы, интерес  которых предприятие не должно привлекать, но вынуждено считаться с ним, если он проявляется (налоговые органы)
    По  содержанию Финансовые  круги Кредитные учреждения, банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, акционеры.
    Группы  средств информации Телекомпании, радиостанции, газеты, журналы
    Группы  контактных аудиторий Характеристика
    Группы  государственных учреждений Требуют своевременного отклика при изменениях в государственной  сфере
 
 
 

Продолжение Таблицы 1.

    Признаки  классификации Группы контактных аудиторий Характеристика
    По  содержанию Группы государственных  учреждений Требуют своевременного отклика при изменениях в государственной  сфере
    Гражданские группы действий Союзы потребителей, защитники окружающей среды, национальные меньшинства
    Местные группы Окрестные жители,    общинные организации
    Широкая  публика Обычно не выступает  в качестве организованной силы, но влияет на результаты коммерческой деятельности
    Внутренние  группы Собственные рабочие  и служащие предприятия
 

     Важным  моментом в исследовании контактных аудиторий предприятия является его взаимодействие с налоговыми органами.

      Предприятия могут применять различные системы  налогообложения:

    1. общий режим, при котором предприятия уплачивают в бюджет налоги, предусмотренные законодательством (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество)
    2. упрощенная система налогообложения
    3. налогообложение единым налогом на вменённый доход для определенных видов деятельности [13,с.12]

     Взаимодействие  предприятия с государственными учреждениями включает финансовые взаимоотношения с внебюджетными фондами. Внебюджетные фонды — это обособленная часть финансовых ресурсов органов государства и местного самоуправления, формируемая за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. Для организации финансирования целевых общегосударственных задач используются соответствующие внебюджетные фонды.

     В настоящее время в Российской Федерации предприятия осуществляют платежи в следующие внебюджетные фонды:

       1. Социальные внебюджетные фонды: пенсионный фонд Российской Федерации, фонды обязательного государственного медицинского страхования, Фонд социального страхования.

     2. Специальные фонды: дорожные фонды, природоохранные фонды, фонды развития территорий, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.

     3. Негосударственные фонды (негосударственные пенсионные фонды, общественные фонды и т.п.).

     Социальные  внебюджетные фонды формируются, как  правило, за счет отчислений предприятий-работодателей. Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования устанавливаются федеральным законом в процентах от выплат в пользу работников, начисленных по всем основаниям.

     Отчисления  предприятий в негосударственные  пенсионные фонды, общественные фонды, на необязательное страхование и  т.д. производятся предприятиями добровольно за счет собственной прибыли. [16,с.30]

Макросреда  – это более широкое окружение, которое оказывает влияние на конъюнктуру рынка в целом. Она включает в себя  факторы: природный, технический, политический, экономический, демографический, культурный. [14,с.42]

     Полная  характеристика факторов макросреды дана в таблице 2.

     Характеристика  факторов макросреды.                         Таблица 2.

Факторы Характеристика  фактора Воздействие фактора  на среду предпринимательства
Природный определенный дефицит некоторых видов сырья, Поиск замены дефицитного  сырья
наличие тенденций к удорожанию энергоносителей Проблемы экологического плана, связанные с истощение  возобновляемых природных ресурсов, поиск альтернативных источников энергии
  рост загрязнения окружающей среды Проблемы удаления отходов производств, увеличение озоновых дыр
вмешательство государства в процесс использования  и воспроизводства природных  ресурсов Государство активно  вмешивается в процесс использования  предприятием природных ресурсов с  целью сохранения благоприятной  экологической обстановки
Технический Ускорение научно-технического прогресса, возможности новых технологий, внедрение небольших усовершенствований в  готовую продукцию Новые технологии коренным образом преобразовывают  производственные процессы и готовую  продукцию
ужесточение государственного контроля за качеством и безопасностью товаров. Растущие требования к качеству и  безопасности товаров, необходимость избегания техногенных  катастроф
Экономический Уровень покупательной  способности населения, текущие  доходы населения, сбережения населения, цены на готовую продукцию, доступность  кредитов, экономические спады, финансовые кризисы, наличие безработицы Определяет  величину доходов предприятия
Политический Увеличение  числа законодательных актов, Защита  предприятия от недобросовестной конкуренции  и предотвращение возможности сговора  на рынках сбыта готовой продукции
повышение требований государственных учреждений, следящих за соблюдением законов
Демографический Повышение и снижение рождаемости, повышение  образовательного уровня и числа  служащих
Культурный Приверженность  большинства населения основным традиционным культурным ценностям, наличие  субкультур
 
 

     Таким образом, мы  изучили различные  подходы к понятию «финансовая  среда предпринимательства» и рассмотрели  некоторые исследования составляющих предпринимательской среды.

     Финансовая  среда предпринимательства состоит  из макросреды и микросреды. Совокупность этих сред представляет собой внешнее  окружение, которое питает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать.

     Эффективное функционирование предприятия, реализация им как можно больших экономических  интересов возможно при условии  достижения баланса между организацией и внешней средой. 
 
 

     1.2. Методы анализа среды

     Анализ  среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.

     Применяемый для анализа среды метод СВОТ — сила (strength-англ.), слабость(weakness-англ), возможности (opportunities-англ.) и угрозы (threats-англ.) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

     Томпсон и Стрикланд предложили примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде. Данные характеристики перечислены в Приложении.

     Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

     После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а  также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис.1):

     Матрица СВОТ                                                           Рисунок 1.

  Возможности

1.

2.

3.

Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны

1.

2.

3.

    ПОЛЕ   СИВ
    ПОЛЕ    СИУ
Слабые стороны

1.

2.

3.

    ПОЛЕ   СЛВ
    ПОЛЕ    СЛУ
 

     Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также  выделяется два блока (возможности  и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и  угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и  возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

     В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организация для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

     Вырабатывая стратегии, следует помнить, что  возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может  открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту  же угрозу. [10,с.65]

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства как сфера реализации экономических интересов предприятия (на примере ЗАО "Топливные гранулы")