Финансовая среда предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 69.00 Кб (Скачать)
  1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
 
    1. Анализ  современного состояния коммерческих банков.
  

 Коммерческие  банки представляют собой главные  «нервные» центры кредитно-денежной системы.     

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные.      

Универсальный банк осуществляет все или почти  все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и тому подобное.     

Специализированный  банк, напротив, специализируется на одном  или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.     

Коммерческим  банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено Законом РФ.     

Банк - это организация, созданная для  привлечения денежных средств и  размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.     

Основное  назначение банка - посредничество в  перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов  к покупателям. Наряду с банками  перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.     

Во-первых, для банков характерен двойной обмен  долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.      

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных  обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими  лицами. Этим банки отличаются от различных  инвестиционных фондов, которые все  риски, связанные с изменением стоимости  ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.      

Сегодня коммерческий банк представляет собой  универсальный, многофункциональный кредитно-финансовый комплекс, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционные, консультационные и другие банковские операции. Через лизинг, факторинг, проектное финансирование, концентрацию передовой технологии, использование в банковской практике последних достижений науки и техники банки фактически управляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессе производства. Кроме того, широкое кредитование бюджетного дефицита и государственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансами и позволяет банкам влиять на денежную (и не только денежную) политику страны.

В настоящее время состояние банковского  сектора во многом определяется процессами, происходящими в экономике после финансово-экономического кризиса 1998 года. Осуществление мер по реформированию банковского сектора, а также улучшения макроэкономической ситуации позволили достичь восстановления основных параметров банковской деятельности по отношению к предкризисному уровню. Существенно улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций, улучшается структура и качество их активов, что нашло отражение в росте кредитов реальному сектору экономики, уменьшению просроченной задолженности, повышению качества кредитного портфеля. 

В структуре  банковских активов усилилась доминирующая роль кредитных операций, но возросли и кредитные риски. Сейчас примерно четверть российских сограждан прибегают к банковским кредитам. Наибольшей популярностью пользуется кредитование покупок электробытовой техники и автомобилей.     

Немаловажным  моментом является сохранение доверия  населения к коммерческим банкам, а также увеличился интерес инвесторов к банковским облигациям.     

В состоянии  коммерческих банков в Российской Федерации, выделяются следующие проблемы, связанные  с ролью и местом малых и  средних банков в банковской системе и экономике страны; пути укрепления их ресурсной базы; а также механизмы взаимодействия малых и средних банков с крупными банками и с органами государственного управления.      

В условиях глобализации финансовых рынков, сопровождающейся усилением зависимости российских хозяйствующих субъектов от иностранного капитала, едва ли не самым актуальным вопросом развития банковской системы является повышение уровня ее конкурентоспособности.      

Ещё одна важная проблема - диспропорция в размещении банков и банковского капитала. Ситуация усугубляется тем, что в некоторых регионах России недостаточно банков, через которые должны идти ресурсы для реализации всех национальных проектов.      

Основным направлением повышения эффективности деятельности коммерческих банков является увеличение капитала банков, улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков.      

Прирост капитала банков обеспечивается в основном за счет капитализации их прибыли, а  также за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов. Ключевым фактором решения данной задачи является рост вкладов населения.      

Предпосылками увеличения вкладов населения в  банках являются:

  1. Повышение реальных доходов населения;
  2. Реализация положений Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";
  3. Укрепление устойчивости кредитных организаций и банковского сектора в целом;
  4. Развитие правовых основ защиты интересов кредиторов и вкладчиков;
  5. Повышение доверия клиентов и вкладчиков к финансовым посредникам;
  6. Сохранение института банковской тайны, в том числе тайны вклада;
  7. Расширение состава банковских продуктов для привлечения средств населения.
 

     Серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.      

Таким образом, следуя этим направлениям, коммерческим банкам удастся выйти на качественно новый уровень функционирования и обслуживания клиентов. 

    1. Особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков.

     Правовое  регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.

     В Федеральном Законе от 27.06. 2002 г. «О Центральном  Банке РФ (Банке России) в главе X "Банковское регулирование и  банковский надзор" в статье 56 сказано, что: "Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций". Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

     Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных  банковских комитетов. Система банковского  надзора обычно включает:

     1. типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

     2. процедуру выдачи лицензий на  совершение банковских операций;

     3. стандарты бухгалтерского учета,  банковской и статистической  отчетности;

     4. порядок аннулирования лицензий  на банковскую деятельность или  ограничения банковских операций;

     5. обязательность аудиторских проверок;

     6. порядок назначения временной  администрации по управлению  банком;

     7. объявление банков неплатежеспособными.

     Первым  этапом надзорной деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

     Второй  этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль деятельности, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

     Можно выделить следующие виды контроля деятельности коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый.

     Государственный контроль деятельности коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.

     Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью  коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

     Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.

     Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

     Важнейшими  показателями финансового состояния  банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

     1. достаточность капитала (отношение  собственных средств к ликвидным активам);

     2. качество его активов с точки  зрения риска ликвидности;

     3. доходность, или прибыльность (уровень  прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

     4. ликвидность (способность банка  своевременно оплачивать свои  обязательства).

     В ст. 74 ФЗ "О Центральном Банке РФ" указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России: "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев".

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства