Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа
В современных условиях социально-экономического развития России важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающий платежи. От наличия или отсутствия доходов зависят, в конечном счете, возможность функционирования предприятия, его конкурентоспособность и финансовое состояние.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы финансового планирования и его роли в организации
5
1.1.
Сущность финансового планирования в организации
5
1.2.
Виды и этапы финансового планирования
11
1.3.
Методы финансового планирования в организации
19
Глава II. Организация финансового планирования на ООО «Максимум»
25
2.1.
Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Максимум»
25
2.2.
Анализ финансовой деятельности ООО «Максимум»
32
2.3.
Финансовое планирование в ООО «Максимум»
47
Заключение
53
Список используемой литературы
55
Приложения
Таким образом, с ростом оборачиваемости увеличиваются положительные финансовые потоки, выручка от реализации, а в конечном счете и прибыль, поэтому показатели оборачиваемости приравниваются к показателям деловой активности.
Таблица 12
Оценка деловой активности
Название показателя | Порядок расчета | Значение | Измене-ния | |
2008 г. | 2009г. | |||
Производительность или выработка на 1 работника | Стр.010 / ССЧ | 1132,85 | 1791,78 | 658,93 |
Фондоотдача | Стр.010/стр.120 | 23,79 | 20,26 | -3,53 |
Фондоемкость | Стр.120/стр. 010 | 0,04 | 0,05 | 0,01 |
Фондовооруженность, руб/чел. | Стр. 120/ССЧ | 47,62 | 88,44 | 40,82 |
Оборачиваемость запасов, в оборотах | Стр.020/стр.210 | 23,99 | 32,96 | 8,97 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах | Стр.010/стр.240 | 19,14 | 24,9 | 5,76 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, в днях | (Стр. 620/стр. 020)×360 | 18,36 | 18,36 | 0 |
Оборачиваемость собственного капитала | Стр.010/стр.490 | 6,56 | 7,42 | 0,86 |
Одним из основных показателей эффективности работы организации является рентабельность (уровень прибыли), которая показывает размер прибыли на единицу потребляемых ресурсов и рассчитывается как отношение прибыли к конкретным видам средств или результатам деятельности, обеспечивающим ее получение.
Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить в следующие группы:
1. Показатели рентабельности капитала;
2. Показатели рентабельности производства;
3. Показатели рентабельности продаж;
4. Показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков денежных средств.
Показатели рентабельности капитала включают показатели, характеризующие отношения прибыли к различным видам средств (капитала). К наиболее важным (определяющим) видам средств или авансированного капитала можно отнести активы предприятия (стоимость имущества); инвестиционный капитал, включающий собственные средства и долгосрочные обязательства; собственный (акционерный) капитал.
Динамика рентабельности предприятия рассмотрена в таблице 13.
Динамика рентабельности
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Изменение, (+,– ) | |
|
| показателя | в % | |
Чистая прибыль, тыс. руб., ЧП | 1666 | 2379 | 713 | 42,8 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб., П(У)оН | 2210 | 3126 | 916 | 41,45 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. ПР | 2266 | 3211 | 945 | 41,7 |
Выручка от реализации, тыс. руб. ВР | 38517 | 57337 | 18820 | 48,86 |
Рентабельность продукции, %, (ПР/СЗ)×100 | 6,25 | 5,93 | -0,32 | -5,12 |
Рентабельность продаж, % (ПР/ВР)×100 | 5,88 | 5,6 | -0,28 | -4,76 |
Валовая прибыль, тыс. руб., ВП | 2576 | 3841 | 1265 | 49,11 |
Рентабельность валовой прибыли, % (ВП/ВР) ×100 | 6,7 | 6,7 | 0 | 0 |
Сумма затрат (себестоимость + коммерческие и управленческие расходы), тыс. руб. СЗ | 36252 | 54126 | 17874 | 49,31 |
Среднегодовая сумма всех активов, тыс. руб. | 7516 | 9067 | 1551 | 20,64 |
Среднегодовая стоимость основных фондов , тыс. руб. | 1564 | 2225 | 661 | 42,26 |
Среднегодовая стоимость материальных оборотных активов, тыс. руб. | 4673 | 5181 | 508 | 10,87 |
Среднегодовая сумма собственного капитала, тыс. руб. | 5707 | 6801 | 1094 | 19,17 |
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. | 2843 | 3886 | 1043 | 36,69 |
Среднегодовая стоимость заёмных средств, тыс.руб. | 1809 | 2266 | 457 | 25,26 |
Рентабельность оборотных активов, ЧП/ОС ×100 | 35,7 | 46 | 10,3 | 28,85 |
Рентабельность внеоборотных активов, ЧП/ВоА×100 | 58,6 | 61,3 | 2,7 | 4,61 |
Рентабельность активов, ЧП/активы×100 | 22,17 | 26,24 | 4,07 | 18,36 |
Рентабельность собственного капитала, ЧП/собственный капитал×100 | 29,19 | 34,98 | 5,79 | 19,84 |
Рентабельность заемного капитала, ЧП/заемный капитал×100 | 92,1 | 105 | 12,9 | 14 |
Из таблицы видно, что чистая прибыль предприятия увеличилась с 2008 г. по 2009 г. на 42,8 %, прибыль от продаж на 41,7%. Рентабельность продукции в 2009 году снижается. Если в 2008 году организация с 10 затраченных рублей на производство и реализацию продукции получало 63 копейки, а в 2009 году - 59 копеек. Показатели рентабельности продаж также имеют отрицательную динамику. Отдача с одного рубля продаж снижается с 5,88% до 5,6%, но это снижение незначительное.Рентабельность валовой прибыли не изменилась, рентабельность оборотных активов увеличилась на 28,85%, внеоборотных на 4,61%, рентабельность собственного капитала выросла с 2008 по 20098 гг. на 19,84 %, а рентабельность заемного капитала на 14%. Показатель рентабельности активов находится на достаточно высоком уровне. В 2008 г. году рентабельность активов составила 22,17, а в 2009 году достигла 26,24%, т.е. с каждого рубля используемых активов организация получает 26 коп. чистой прибыли.
Показатели рентабельности характеризуют прибыльность деятельности организации, эффект в качестве прироста прибыли на вложенные ресурсы и произведенные затраты на производство и реализацию продукции. Исследуемая организация имеет достаточно высокие значения по данным параметрам. Это говорит об эффективности использования собственного капитала; активов, в т.ч. оборотных средств.
Таким образом, результаты финансового состояния ООО «Максимум» позволяют сделать вывод об устойчивом финансовом состоянии предприятия, хорошей ликвидности баланса и высокой рентабельности. Причем все финансовые результаты имеют положительную динамику.
2.3. Финансовое планирование в ООО «Максимум»
Т.к. главной целью коммерческой деятельности предприятия является получение прибыли, то для ее максимизации, необходимо максимизировать прибыль от реализации продукции.
В ООО «Максимум» практически отсутствует система планирования прибыли. Естественно руководство стремится увеличивать объемы продаж, снижать себестоимость, реализовывать по более выгодной цене, но это происходит без каких-либо предварительных расчетов.
В связи с этим нам видится необходимым продемонстрировать как можно использовать один из современных методов планирования прибыли в рамках операционного анализа для определения безубыточного объема реализации, достижения целевого значения прироста прибыли от продаж, принятия эффективного управленческого решения. Методы операционного анализа изучают зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и издержек производства.
В операционном анализе используют различные методы: операционного рычага, анализа безубыточности (порога рентабельности), запаса финансовой прочности, анализа чувствительности критических соотношений.
Анализ безубыточности (определение порога рентабельности) проводят с целью определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов организации. Также анализ безубыточности проводится с целью выявления оптимального для организации объем производства и темпов его развития, что важно для обеспечения платежеспособности и безубыточности организации.
Запас финансовой прочности показывает, насколько организация может снизить выручку от реализации своей продукции, обеспечивая при этом финансовую устойчивость организации.
Анализ чувствительности предполагает отслеживание того, как изменяется прибыль в ответ на изменения одного из параметров при условии, что другие останутся неизменными.
Операционный рычаг (левередж) - это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более сильному изменению прибыли. Уровень или силу воздействия операционного рычага выразим, как:
где МП - базовая маржинальная прибыль;
П - базовая прибыль от продаж.
Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного левереджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде организации необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левереджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.
В качестве базовых значений будем использовать данные 2009 года. Для проведения расчетов составим вспомогательную таблицу (табл. 14).
Таблица 14
Данные для расчета эффекта операционного рычага
№ п/п | Показатель | Сумма, тыс. рублей |
1 | Выручка от реализации продукции (ВР) | 57 337 |
2. | Полная себестоимость (ПС), в т. ч.: | 54 126 |
3. | постоянные затраты (ПЗ) | 8 119 |
4. | переменные затраты (ПрЗ) | 46 007 |
5. | Прибыль от реализации продукции | 3 211 |
Вычислим
1) Маржинальную прибыль:
МП = ВР - ПрЗ = 57337 - 46007 = 11 330 тыс. руб. (9)
Коэффициент маржинальной прибыли:
Кмп = МП: В = 11330: 57 337 = 0, 20
Порог рентабельности:
ПР = ПЗ: Кмп = 8119: 0,20 = 40595 тыс. руб. (11)
Запас финансовой прочности:
ЗПФ = ВР - ПР = 57337 - 40595 = 16742 тыс. руб. (12)
Запас финансовой прочности в%:
ЗПФ = (ВР - ПР): ВР * 100% = 16742: 57337 * 100 = 29,2% (13)
Эффект операционного рычага:
ЭОР = МП: П = 11330: 3 211 = 3,5
Таким образом, безубыточный объем продаж организации составляет 40595 тыс. руб., запас финансовой прочности 16742 тыс. руб., т.е. организация может снизить объем реализации на 29% прежде, чем начнет терпеть убытки.
Эффект операционного рычага составляет 3,5. Это значит, что при увеличении объема реализации на 1%, прибыль от продаж вырастет на 3,5%. Однако при снижении выручки от продаж произойдет обратный эффект.
Рассмотрим прогнозируемую ситуацию. Организация имеет возможность увеличить в будущем году цену на 1%, не теряя при этом конкурентоспособности на рынке. Желаемый прирост прибыли составляет 30%. Необходимо определить, какой объем реализации обеспечит такое изменение при заданных условиях.
Воспользуемся формулой для определения прироста прибыли:
где ∆П - прирост (уменьшение) прибыли от продаж;
Пб - базисная прибыль от продаж;
Иц - изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками "+" или "-");
Ин - изменение натурального объема продаж (аналогично величине "Иц").
Лц - ценовой операционный левередж, который определяется по формуле:
где Вб - базовая выручка от продаж;
Лн - натуральный операционный левередж (тоже, что и ЭОР, который мы вычислили ранее).
Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает размер прибыли от продаж, необходимый организации. Зная это сочетание, организация в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.
Информация о работе Финансовое планирование и его роль в деятельности организации