Финансовое планирование и его роль в деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях социально-экономического развития России важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающий платежи. От наличия или отсутствия доходов зависят, в конечном счете, возможность функционирования предприятия, его конкурентоспособность и финансовое состояние.

Содержание

Введение
3
Глава I. Теоретические основы финансового планирования и его роли в организации

5
1.1.
Сущность финансового планирования в организации
5
1.2.
Виды и этапы финансового планирования
11
1.3.
Методы финансового планирования в организации
19
Глава II. Организация финансового планирования на ООО «Максимум»

25
2.1.
Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Максимум»
25
2.2.
Анализ финансовой деятельности ООО «Максимум»
32
2.3.
Финансовое планирование в ООО «Максимум»
47
Заключение
53
Список используемой литературы
55
Приложения

Работа содержит 1 файл

фин планирование+.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

Таким образом, с ростом оборачиваемости увеличиваются положительные финансовые потоки, выручка от реализации, а в конечном счете и прибыль, поэтому показатели оборачиваемости приравниваются к показателям деловой активности.

Таблица 12

Оценка деловой активности

 

Название показателя

Порядок расчета

Значение

Измене-ния

2008 г.

2009г.

Производительность или выработка на 1 работника

Стр.010 / ССЧ

1132,85

1791,78

658,93

Фондоотдача

Стр.010/стр.120

23,79

20,26

-3,53

Фондоемкость

Стр.120/стр. 010

0,04

0,05

0,01

Фондовооруженность, руб/чел.

Стр. 120/ССЧ

47,62

88,44

40,82

Оборачиваемость запасов, в оборотах

Стр.020/стр.210

23,99

32,96

8,97

Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах

Стр.010/стр.240

19,14

24,9

5,76

Оборачиваемость кредиторской задолженности, в днях

(Стр. 620/стр. 020)×360

18,36

18,36

0

Оборачиваемость собственного капитала

Стр.010/стр.490

6,56

7,42

0,86

 

Одним из основных показателей эффективности работы организации является рентабельность (уровень прибыли), которая показывает размер прибыли на единицу потребляемых ресурсов и рассчитывается как отношение прибыли к конкретным видам средств или результатам деятельности, обеспечивающим ее получение.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить в следующие группы:

1. Показатели рентабельности капитала;

2. Показатели рентабельности производства;

3. Показатели рентабельности продаж;

4. Показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков денежных средств.

Показатели рентабельности капитала включают показатели, характеризующие отношения прибыли к различным видам средств (капитала). К наиболее важным (определяющим) видам средств или авансированного капитала можно отнести активы предприятия (стоимость имущества); инвестиционный капитал, включающий собственные средства и долгосрочные обязательства; собственный (акционерный) капитал.

Динамика рентабельности предприятия рассмотрена в таблице 13.

 

Таблица 13

Динамика рентабельности

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

Изменение, (+,– )

 

 

показателя

в %

Чистая прибыль, тыс. руб., ЧП

1666

2379

713

42,8

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.,  П(У)оН

2210

3126

916

41,45

Прибыль от реализации, тыс. руб. ПР

2266

3211

945

41,7

Выручка от реализации, тыс. руб. ВР

38517

57337

18820

48,86

Рентабельность продукции, %, (ПР/СЗ)×100

6,25

5,93

-0,32

-5,12

Рентабельность продаж, % (ПР/ВР)×100

5,88

5,6

-0,28

-4,76

Валовая прибыль, тыс. руб., ВП

2576

3841

1265

49,11

Рентабельность валовой прибыли, % (ВП/ВР) ×100

6,7

6,7

0

0

Сумма затрат (себестоимость + коммерческие и управленческие расходы), тыс. руб. СЗ

36252

54126

17874

49,31

Среднегодовая сумма всех активов, тыс. руб.

7516

9067

1551

20,64

Среднегодовая стоимость основных фондов , тыс. руб.

1564

2225

661

42,26

Среднегодовая стоимость материальных оборотных активов, тыс. руб.

4673

5181

508

10,87

Среднегодовая сумма собственного капитала, тыс. руб.

5707

6801

1094

19,17

Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.

2843

3886

1043

36,69

Среднегодовая стоимость заёмных средств, тыс.руб.

1809

2266

457

25,26

Рентабельность оборотных активов, ЧП/ОС ×100

35,7

46

10,3

28,85

Рентабельность внеоборотных активов,  ЧП/ВоА×100

58,6

61,3

2,7

4,61

Рентабельность активов, ЧП/активы×100

22,17

26,24

4,07

18,36

Рентабельность собственного капитала, ЧП/собственный капитал×100

29,19

34,98

5,79

19,84

Рентабельность заемного капитала, ЧП/заемный капитал×100

92,1

105

12,9

14

Из таблицы видно, что чистая прибыль предприятия увеличилась с 2008 г. по 2009 г. на 42,8 %, прибыль от продаж на 41,7%.  Рентабельность продукции в 2009 году снижается. Если в 2008 году организация с 10 затраченных рублей на производство и реализацию продукции получало 63 копейки, а в 2009 году - 59 копеек. Показатели рентабельности продаж также имеют отрицательную динамику. Отдача с одного рубля продаж снижается с 5,88% до 5,6%, но это снижение незначительное.Рентабельность валовой прибыли не изменилась, рентабельность оборотных активов увеличилась на 28,85%, внеоборотных на 4,61%, рентабельность собственного капитала выросла с 2008 по 20098 гг. на 19,84 %, а рентабельность заемного капитала на 14%. Показатель рентабельности активов находится на достаточно высоком уровне. В 2008 г. году рентабельность активов составила 22,17, а в 2009 году достигла 26,24%, т.е. с каждого рубля используемых активов организация получает 26 коп. чистой прибыли.

Показатели рентабельности характеризуют прибыльность деятельности организации, эффект в качестве прироста прибыли на вложенные ресурсы и произведенные затраты на производство и реализацию продукции. Исследуемая организация имеет достаточно высокие значения по данным параметрам. Это говорит об эффективности использования собственного капитала; активов, в т.ч. оборотных средств.

Таким образом, результаты финансового состояния ООО «Максимум» позволяют сделать вывод об устойчивом финансовом состоянии предприятия, хорошей ликвидности баланса и высокой рентабельности. Причем все финансовые результаты имеют положительную динамику.

 

2.3. Финансовое планирование в ООО «Максимум»

 

Т.к. главной целью коммерческой деятельности предприятия является получение прибыли, то для ее максимизации, необходимо максимизировать прибыль от реализации продукции.

В ООО «Максимум» практически отсутствует система планирования прибыли. Естественно руководство стремится увеличивать объемы продаж, снижать себестоимость, реализовывать по более выгодной цене, но это происходит без каких-либо предварительных расчетов.

В связи с этим нам видится необходимым продемонстрировать как можно использовать один из современных методов планирования прибыли в рамках операционного анализа для определения безубыточного объема реализации, достижения целевого значения прироста прибыли от продаж, принятия эффективного управленческого решения. Методы операционного анализа изучают зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и издержек производства.

В операционном анализе используют различные методы: операционного рычага, анализа безубыточности (порога рентабельности), запаса финансовой прочности, анализа чувствительности критических соотношений.

Анализ безубыточности (определение порога рентабельности) проводят с целью определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов организации. Также анализ безубыточности проводится с целью выявления оптимального для организации объем производства и темпов его развития, что важно для обеспечения платежеспособности и безубыточности организации.

Запас финансовой прочности показывает, насколько организация может снизить выручку от реализации своей продукции, обеспечивая при этом финансовую устойчивость организации.

Анализ чувствительности предполагает отслеживание того, как изменяется прибыль в ответ на изменения одного из параметров при условии, что другие останутся неизменными.

Операционный рычаг (левередж) - это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более сильному изменению прибыли. Уровень или силу воздействия операционного рычага выразим, как:

 

                                                                                                                        (8)

 

где МП - базовая маржинальная прибыль;

       П - базовая прибыль от продаж.

 

Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного левереджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде организации необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левереджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.

В качестве базовых значений будем использовать данные 2009 года. Для проведения расчетов составим вспомогательную таблицу (табл. 14).

 

Таблица 14

Данные для расчета эффекта операционного рычага

 

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. рублей

1

Выручка от реализации продукции (ВР)

57 337

2.

Полная себестоимость (ПС), в т. ч.:

54 126

3.

постоянные затраты (ПЗ)

8 119

4.

переменные затраты (ПрЗ)

46 007

5.

Прибыль от реализации продукции

3 211

 

 

Вычислим

1) Маржинальную прибыль:

          МП = ВР - ПрЗ = 57337 - 46007 = 11 330 тыс. руб.                       (9)

 

Коэффициент маржинальной прибыли:

                       Кмп = МП: В = 11330: 57 337 = 0, 20                                 (10)

 

Порог рентабельности:

                   ПР = ПЗ: Кмп = 8119: 0,20 = 40595 тыс. руб.                       (11)

 

Запас финансовой прочности:

                  ЗПФ = ВР - ПР = 57337 - 40595 = 16742 тыс. руб.               (12)

 

Запас финансовой прочности в%:

          ЗПФ = (ВР - ПР): ВР * 100% = 16742: 57337 * 100 = 29,2%       (13)

 

Эффект операционного рычага:

                            ЭОР = МП: П = 11330: 3 211 = 3,5                              (14)

 

Таким образом, безубыточный объем продаж организации составляет 40595 тыс. руб., запас финансовой прочности 16742 тыс. руб., т.е. организация может снизить объем реализации на 29% прежде, чем начнет терпеть убытки.

Эффект операционного рычага составляет 3,5. Это значит, что при увеличении объема реализации на 1%, прибыль от продаж вырастет на 3,5%. Однако при снижении выручки от продаж произойдет обратный эффект.

Рассмотрим прогнозируемую ситуацию. Организация имеет возможность увеличить в будущем году цену на 1%, не теряя при этом конкурентоспособности на рынке. Желаемый прирост прибыли составляет 30%. Необходимо определить, какой объем реализации обеспечит такое изменение при заданных условиях.

 

Воспользуемся формулой для определения прироста прибыли:

                                                         (15)

где ∆П - прирост (уменьшение) прибыли от продаж;

Пб - базисная прибыль от продаж;

Иц - изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками "+" или "-");

Ин - изменение натурального объема продаж (аналогично величине "Иц").

Лц - ценовой операционный левередж, который определяется по формуле:

 

                                                                                                                             (16)

 

где Вб - базовая выручка от продаж;

       Лн - натуральный операционный левередж (тоже, что и ЭОР, который мы вычислили ранее).

 

Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает размер прибыли от продаж, необходимый организации. Зная это сочетание, организация в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.

Информация о работе Финансовое планирование и его роль в деятельности организации