Финансовое планирование и методы прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Содержание

Введение 3
1. Виды планов, содержание и последовательность их разработки 5
2. Финансовые показатели в системе бизнес - планирования 7
3. Финансовое планирование в системе бюджетирования текущей деятельности. 9
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

контрольнаяФинансовое планирование и методы прогнозирования.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

       Финансовый  план – обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два – три года. В России он обычно составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

       Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет).

       Основные  типы бюджета:

  • бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее — к руководству организации.
  • бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

       Классификация бюджетов:

  1. Долгосрочные и краткосрочные
  2. Постатейные бюджеты
  3. Бюджеты с временным периодом
  4. Гибкие и статические бюджеты
  5. Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем

       Задача  бюджета: контроль положительного конечного  сальдо БДДС. Составляется на весь бюджетный период с помесячной (или более подробной) разбивкой. Бюджет отражает потребность в дополнительных источниках средств (кредиты, инвестиции).

       В бюджете реализации определяется сумма  денежных средств, которые фирма может получить от клиентов.

       Бюджет  материальных запасов определяет потребности  в них и служит основой планирования закупок.

       План - более объемное понятие, поскольку  под планом понимается весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение  целей, причем данные действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализованных процедур. Бюджет – это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий,  как правило, в стоимостном выражении. Таким образом, акцент делается, во-первых, на доминанту стоимостной составляющей в бюджетировании; во вторых,  на существенно большую определенность, проработанность и детализированность бюджета.

     Генеральный бюджет – это план прибыли, который связывает воедино все результаты и затраты процесса производства. Он разрабатывается на основе различных самостоятельных и взаимосвязанных бюджетов и смет.

     Генеральный бюджет (план прибыли и убытков) - это группа взаимосвязанных частных бюджетов, охватывающий все виды деятельности предприятия на определенный период. Он объединяет вопросы снабжения, производства, сбыта, финансирования. Все типы бюджетов условно делят на три группы - бюджет продаж, операционные бюджеты и проекты финансовой отчетности.

     Составные элементы генерального бюджета:

     1. Основные бюджеты:

     -доходов  и расходов;

     -движения  денежных средств;

     -расчетный  баланс.

     2. Операционные бюджеты:

     -объем  продаж;

     -запасов  готовой продукции;

     -производственный  бюджет:

     а) бюджет производства;

     б) бюджет материальных затрат;

     в) бюджет прямых затрат труда;

     г) бюджет прямых операционных затрат;

     д) бюджет накладных (общепроизводственных) расходов;

     -управленческих  расходов;

     -коммерческих  расходов.

     3. Вспомогательные  бюджеты:

     -план  капитальных (первоначальных) затрат;

     -кредитный  (инвестиционный) план.

     Для предприятия, имеющего несколько видов  бизнеса (без права юридического лица), составляется сводный, или обобщенный, основной бюджет, суть которого сводится к механическому суммированию одноименных статей в трех основных документах: доходов и расходов, движения денежных средств и прогнозного баланса.

     

     

     

     

       

 

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       Операционные  бюджеты представляют собой детализированный план использования основных факторов производства - материалов, труда, производственных накладных расходов - для производства продуктов и услуг. Бюджет денежных средств разрабатывается каждым предприятием, в нем отражаются плановые поступления денежных средств за реализованную продукцию и услуги и расчеты предприятия с поставщиками и подрядчиками. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.

       Почти у всех компаний разработка бюджета  продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов

     Следующим этапом в разработке генерального бюджета  является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода. Бюджет запасов товаров непосредственно связан с бюджетом реализации товаров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным т. к. при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования товаров на складах с просроченными сроками их реализации, что приведет к неоправданным потерям при их списании, поскольку это продовольственные товары. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.

       Бюджет  закупок товаров является третьим  этапом формирования общего бюджета.

     Четвертый этап генерального бюджета - бюджет коммерческих затрат для составления бюджета затрат на предстоящий период следует рассмотреть структуру затрат и найти возможности для их снижения, это главное, что волнует любого руководителя. Следующим этапом является бюджет себестоимости реализованных товаров. Завершающим моментом формирования операционного бюджета является план прибылей и убытков.

     Финансовый  бюджет включает в себя бюджеты капитальных  затрат и денежных средств организации  и подготовленные на их основе совместно  с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозный бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.

     Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивает  вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный бухгалтерский баланс. Все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

     Бюджет  денежных средств представляет собой  план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств на всех фазах формирования общего бюджета. Этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца или периода, на который он рассчитывается.

     Для определения ожидаемых поступлений  используется информация из бюджета  продаж, данные о предстоящих поступлениях средств по счетам к получению, приток средств из других источников, таких, как займы, продажа долгосрочных и иных активов.

     Расходная часть бюджета состоит из расходов на приобретение товаров, материалов необходимых для текущей хозяйственной деятельности, выплаты заработной платы, уплаты налогов, приобретения основных средств, погашение кредитов или займов, других выплат.

       Операционные бюджеты, составляющие первый блок генерального бюджета, могут быть "привязаны" к деятельности какого-либо сегмента предприятия. Так, бюджетом продаж планируется деятельность коммерческого отдела, бюджетом производства - деятельность производственных подразделений организации, бюджетом административных расходов предусматриваются расходы административно-управленческих служб. Эти бюджеты могут разрабатываться в любых единицах измерения - как стоимостных, так и натуральных.

       Прогнозный  баланс отражает стоимость имущества, которым владеет предприятие (активы), и источники средств для формирования этого имущества (пассивы). Баланс показывает, как изменяется капитал компании, его структура, за счет каких источников финансирования компания живет.

       Первый  вариант генерального бюджета редко  оказывается окончательным. Если в результате составления бюджета выявятся проблемы, вызванные принятием того или иного курса действий, бюджетный цикл начинается заново.

       Для результативного функционирования бюджетной системы на промышленном предприятии необходима привязка частных  бюджетов к центрам финансовой ответственности. В противном случае ситуация оценивается только на уровне предприятия в целом и не дает возможности понять, чем она вызвана.

     Таким образом, процессы планирования, анализа и составления бюджетов сливаются в единый оперативный процесс управления, а генеральный бюджет предприятия - в оперативную финансовую модель.

 

Заключение

     Изучив  теоретические основы финансового  планирования, можно заключить, жизнедеятельность  фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению  прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия  необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.

     Основой планирования является план сбыта, так  как производство ориентировано  в первую очередь на то, что будет  продаваться, то есть пользоваться спросом  на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в  свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

       Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они  быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично.

     Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

       Список литературы

  1. Гридчина М. В. Финансовый менеджмент: Курс лекций. - 3-е издание, стереотипное, Киев 2004
  2. Тихонов Ю. А. Финансовый менеджмент: курс лекций. - Самара: изд. Самар.гос.экон.ун-та, 2009
  3. Михайлушкин А.И. , Шимко П. Д. Финансовый менеджмент : ростов н/д, Феникс,2004
  4. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия : Учебное пособие, 2005
  5. Александр Кочнев Что важно знать о бюджетировании Генеральному Директору// Генеральный Директор №1- 2006

Информация о работе Финансовое планирование и методы прогнозирования