Финансовый менеджмент в малом бизнесе (Казахстан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Сегодня малый бизнес испытывает большие трудности. Многие вопросы по-прежнему решаются прямыми административными методами. Многочисленные проверки, по поводу и без, серьезно тормозят развитие бизнеса.
«Накопилось избыточное количество проверяющих, контролирующих органов, а точнее людей, которые постоянно крутятся вокруг предпринимательских структур и делают на них свой черный бизнес»,– сказал Президент РК Н. Назарбаев на XIФоруме предпринимателей.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Развитие малого бизнеса в Казахстане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Характеристика Казахстанского малого бизнеса . . . . . . . 3
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .5

Специфика финансового менеджмента малого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.1. Риск в малом бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в Казахстане финансирование и инвестиционная поддержка. . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого бизнеса в странах Таможенного союза (РФ, РК, РБ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Работа содержит 1 файл

курсN5.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

   Если учредителем малого  предприятия является государственная  организация, то это отнюдь  не означает, что новое образование  будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду.

   В то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия,  названные так именно применительно  к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и  крупными свыше 500 человек. Малые и  средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых и средних  предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом  основного капитала до 100 млн. иен  в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

Прежде всего, следует  сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст. 10 Гражданского кодекса РК).

В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного показателя (месячный расчетный показатель устанавливается в республиканском бюджете, на 2013 год он определен в размере 1731 тенге).

 Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных критериев  выделения малых предприятий, позволяющих  безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно  на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Малый бизнес в Казахстане как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 20 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.

 

2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия

 

2.1. Риск  в малом бизнесе

 

Успех в мире бизнеса решающим образом  зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской  деятельности. При этом должны учитываться  вероятности критических ситуаций. Было бы в высшей степени наивным считать возможной предпринимательскую деятельность без риска.

Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение  и снижение его до минимального уровня.                          

Переход Казахстане на рельсы рыночной экономики в сложившихся условиях не имеет альтернативы, но чреват многими трудностями и противоречиями. О них необходимо знать широкому кругу населения и прежде всего предпринимателям, вырабатывающим стратегию и тактику организации и развития своего дела.

Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в  финансовой и производственной деятельности предприятий.         

    В словаре Вебстера "риск" определяется как "опасность, возможности убытка или ущерба". Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под "риском" принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие основные виды рисков:

1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;

2) финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых

обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга;

3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;

4) рыночный риск, связанный с возможным колебанием рыночных процентных ставок как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют.

Анализ риска производится в  последовательности, приведенной на рис.1.

Все участники проекта заинтересованы в том, чтобы  исключить возможность  полного провала проекта или  хотя бы избежать убытка для себя. В условиях нестабильной, быстро меняющиеся ситуации, участники, вынуждены учитывать все возможные последствия от  действия своих конкурентов, а также изменение рыночной ситуации.

Назначение анализа  риска — дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

Рис.1 Блок-схема анализа риска.

 

Когда говорят о необходимости  учета риска при управлении проектами, обычно имеют в виду основных его участников: заказчика, инвестора, исполнителя (подрядчика) или продавца, инвестора и покупателя, а также страховую компанию.                            

При анализе риска любого из участников проекта используются  критерии,  предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

  • потери от риска независимы друг от друга;

—потеря по одному направлению из "портфеля рисков" не обязательно  увеличивают вероятность потери по Другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

— максимальный возможный ущерб не должен Превышать финансовых возможностей участника.

Риск обычно подразделяется на два  типа — динамический и статический.

Динамический риск — это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала в следствии принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.

Статический риск — это риск потерь реальных активов вследствии нанесения ущерба собственности, а также   потерь   дохода   из-за   недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.

Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача—определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает и т. д., то есть, установить потенциальные области риска, после чего — идентифицировать все возможные риски.

Количественный анализ риска, т.е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в целом - проблема более сложная.

Все факторы, так или иначе влияющие на рост степени риска в проекте, можно условно разделить на две группы: Объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, наличия режима наибольшего благоприятствия, возможная работа в зонах свободного экономического предпринимательства и т.д.

К субъективным факторам относятся факторы, характеризующие непосредственно данную фирму; это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организации труда, уровень производительности, труда, степень кооперированных связей, уровень техники безопасности, выбор типа контрактов с инвестором или заказчиком и т.д. Последний фактор играет важную роль для фирмы, т.к. от типа контракта зависит степень риска и величина вознаграждения по окончании проекта.

Высокая степень риска  проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.

В практике управления проектами существует три способа снижения риска:

— распределение риска между  участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

— страхование;

— резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

 Распределение риска между участниками проекта.Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех расчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется  при разработке финансового плана  проекта и контрактных документов.

Как и анализ риска, его распределение  между участниками проекта может  быть качественным и количественным.

Для количественного распределения  риска в проектах предлагается использовать так называемую концептуальную модель (рис.2)

Рис.2. Общая концептуальная модель процесса распределения риска между заказчиком и подрядчиком 

 

Модель  базируется  на  стандартных  методах решений, основой которых  является дерево "вероятностей и решений", используемое для установления последовательности решений.

Последовательность решений по выбору того или иного заказа определяется на стадии формирования портфеля заказов. Эта проблема носит двойственный характер, обусловленный участием в  инвестиционном проекте по меньшей  мере двух сторон покупателя и продавца, или заказчика и исполнителя.

С одной стороны заказчик стремиться по возможности уменьшить стоимость контракта, при этом все требования по срокам и качеству должны быть выполнеными.   С   другой   стороны   исполнитель   при формировании портфеля заказов стремится к получению максимальной прибыли. Прибыль исполнителя, т.е. оценка портфеля заказов, может быть определена по следующей формуле:

П = (К + У1)P(Y1) -(К + Y2)P(Y2)... (К + Yn)P(Yn) (2.26)

где П — прибыль  фирмы с учетом неопределенности;

К — первоначальный капитал фирмы;

Yi — возможная прибыль фирмы;

i = 1, ... ,n;

n — число возможных исходов событий при выполнении проекта;

P(Yi) — вероятность каждого исхода.

Рост размеров и продолжительность  инвестирования, проектов, разнообразие и сложность, внедрение новых  методов и технологий в их реализацию, высокая динамичность внешней среды, окружающей любую фирму, конкуренция, инфляция и другие отрицательные, факторы приводят к росту степени риска в процессе осуществления проекта.

Качественное распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают ряд решений, которые  либо   расширяют,  либо  сужают  диапазон потенциальных инвесторов. Чем большую степень риска участники намериваются возложить на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь опытных инвесторов к финансированию проекта.

Поэтому участникам проекта рекомендуется  при ведении переговоров проявлять максимальную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять. Желание обсудить вопрос о принятии участниками проекта на себя большей доли риска может убедить опытных инвесторов снизить свои требования.

Информация о работе Финансовый менеджмент в малом бизнесе (Казахстан)