Финансы и финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:30, лекция

Описание работы

Финансы – категория историческая и экономическая.
Как экономическая категория отражает отношения конкретного общественно-экономического строя.
Как историческая категория финансы возникли на определенном этапе развития общества. Их возникновение связано с появлением государства.

Работа содержит 1 файл

4.Финансы_и_финансовая_система.ppt

— 304.50 Кб (Скачать)

Курс ФОДК  
 
Тема 4. Финансы и финансовая система

I. Социально-экономическая  сущность финансов, их функции.

 

Финансы – категория  историческая и экономическая.

Как экономическая категория  отражает отношения конкретного  общественно-экономического строя.

Как историческая категория  финансы возникли на определенном  этапе развития общества. Их возникновение  связано с появлением государства.

Финансы на начальном этапе их существования, представляли собой совокупность экономических отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов для решения экономических, политических и социальных задач.

Финансовые отношения  приобретают особые черты к XVII веку:

  • исключительно денежный характер;
  • субъекты финансовых отношений обладают разными правами, один из них – государство - наделяется особыми полномочиями;
  • в процессе этих отношений создавался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, а сами отношения стали носить фондовый характер;
  • регулярное поступление средств в бюджет можно было обеспечить путем придания налога, сборам, другим платежам государству принудительного характера, что потребовало создания соответствующей законодательной и нормативной базы, аппарата для сбора налогов.

Изменение характера финансовых  отношений связано с появлением  предпосылок:

  • буржуазные революции привели к ограничению власти монархов, ее отторжению от государственной казны;
  • формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникла система государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой.

Государственные финансы – система перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанная с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Финансы хозяйствующих  субъектов – наука, изучающая наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга собственников (акционеров), а не общества в целом.

Государственные финансы  – единый комплекс финансовых  операций, органов государственного  управления, с помощью которого  аккумулируются денежные средства  и осуществляются денежные расходы

Государственные финансы  отражают взаимоотношения между  государством, с одной стороны  и юридическими лицами и домашним  хозяйством, с другой, по поводу  обязательных платежей в денежные  фонды государства и использование  этих средств в интересах налогоплательщиков

Общегосударственные финансы  – централизованные фонды денежных  ресурсов, которые создаются путем  распределения  и перераспределения  национального дохода, созданного  в отраслях материального производства.

Концентрация ресурсов  в руках государства – материальная  основа экономического и социального  развития страны.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

 

Финансовая система РФ

 

Централизованные фонды

 

Децентрализованные фонды

 

Бюджеты всех уровней  бюджетной системы РФ

 

Внебюджетные фонды

 

Гос. кредит 

 

Фонды хозяйствующих субъектов

 

Бюджеты семей

Государственные финансы  – система экономических отношений между государством с одной стороны, и юридическими лицами и домашним хозяйством, с другой стороны по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

Государственные финансы  – инструмент мобилизации всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

Финансы государственные включают в себя следующие виды отношений :

  • между государством и гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей;
  • между гражданами и государством при внесении платежей в различные социальные фонды;
  • между организациями и государством при уплате налогов и сборов и финансировании их деятельности из бюджета;
  • между отдельными звеньями бюджетной системы РФ;
  • государством (Правительством) и ЦБ по регулированию денежно-кредитной системы, фондового рынка.

Финансы хозяйствующих  субъектов – это отношения между :

  • организациями в процессе приобретения товароматериальных ценностей, реализации продукции, услуг;
  • организациями и вышестоящими органами при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
  • предприятиями (организациями) и гражданами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов организации (предприятия).

Функции финансов:

 

  • распределительная
  • аккумулирующая
  • контрольная
  • регулирующая

Роль финансов в расширенном  воспроизводстве:

1. Финансовое обеспечение  потребностей расширенного воспроизводства.

2. Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование  эффективного использования всех  видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение  потребностей расширенного воспроизводства  означает покрытие затрат за  счет финансовых ресурсов.

Основные источники финансовых  ресурсов:

  • собственные средства (уставной капитал, прибыль и т.д.);
  • заемные средства (кредиты, займы);

- привлеченные средства,  т.е. денежные средства, не принадлежащие  организации, но используемые  в ее обороте (кредиторская  задолженность)

 

Регулирование экономики  – изменение темпов роста отдельных  структурных подразделений для  перестройки производства  в соответствии  с потребностями общества

 

Три вида регулирования  экономики:

  • Саморегулирование – регулирование экономики самим рынком

2. Государственное регулирование  – вмешательство государства  в развитии экономики

3. Регулирование экономики  через финансы организаций –  самостоятельное определение пропорций  между накоплений и потреблений,  других пропорций развития производства

Методы финансового стимулирования  эффективного использования всех  экономических ресурсов:

  • Изменение порядка инвестирования финансовых ресурсов с целью повышения эффективности вложений.

2. Создание поощрительных  фондов.

3. Использование финансовых  санкций.

4. Представление налоговых  льгот.

Финансовый механизм –  совокупность организационно –  экономических и правовых норм  регулирования финансовой системы

Три составляющих финансового  механизма:

 

  • Мониторинг за состоянием финансов
  • Правовое регулирование финансовой политики

- Контроль за финансовой  деятельностью

II. Финансовая система

 

Финансовая система –  совокупность различных сфер  финансовых отношений, в процессе  которых формируются и используются  фонды денежных средств.

Финансовая система включает  в себя 2 подсистемы : финансы хозяйствующих  субъектов и государственные  и муниципальные финансы.

Финансовая система

 

Государственные и муниципальные  финансы

 

Финансы хозяйствующих  субъектов

 

Бюджеты всех уровней

 

Бюджеты внебюджетных  фондов

 

 

Гос. кредит

 

 

Финансы коммерческих  организация

 

Финансы некоммерческих  организаций

 

Финансы финансовых посредников

Внебюджетный фонд – совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и имеют целевое назначение. Это – форма образования и расходования фондов денежных средств вне системы бюджета государства для защиты социальных интересов отдельных групп населения и решения конкретных задач экономического характера.

Формы внебюджетных фондов :

1. По правовому положению

     - государственные

     - местные

2. По целевой направленности

     - фонды социального назначения

     - экономические

 

3. В зависимости от  периода функционирования:

  • Бессрочные
  • Долгосрочные
  • Краткосрочные

4. По степени охвата  проблем:

  • Общего пользования

- Конкретного характера

 

Государственный кредит  – экономические отношения, связанные с получением или предоставлением ссуд на возвратной, платной основе или предоставление гарантий на возврат.

Источники финансирования  федеральных внебюджетных фондов:

  • Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • Отчисления от прибыли хозяйствующего субъекта;
  • Средства бюджета;
  • Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
  • займы, полученные  в Банке России или коммерческих банках;
  • Другие источники.

Государственный кредит – совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица. Государство может выступать как заемщик, кредитор и гарант.

III. Финансовая политика

 

Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Финансовая политика включает  в себя:

  • бюджетную;
  • налоговую;
  • таможенную;
  • денежно-кредитную;
  • валютную политику.

Цель финансовой политики :

  • Увеличение объема и повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
  • Оздоровление и структурная перестройка экономики.
  • Обеспечение высокого уровня жизни населения.
  • Снижение темпов инфляции.
  • Сглаживание колебаний экономических циклов.

Типы финансовой политики:

Информация о работе Финансы и финансовая система