Государственные финансы сущность и функции

Автор: Николай Беззубенко, 22 Сентября 2010 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической роли государства – одна из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Современное рыночное хозяйство невозможно представить без государственного вмешательства. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не должна отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Для осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Для становления российской бюджетной системы, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя функционирующие бюджетные органы.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Содержание

Введение 3
1 Государственные финансы: сущность и функции 4
1.1 Понятие о государственных финансах 4
1.2 Роль государственных финансов в экономике 5
2 Финансовые ресурсы Российской Федерации 10
2.1 Государственного бюджет как основной ресурс финансовых отношений 10
2.2 Внебюджетные фонды Российской Федерации 20
2.3 Государственный кредит, как одна из составляющих финансовых ресурсов Российской Федерации 27
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Государственные финансы сущность и функции.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

      В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный  банк, который, в свою очередь, может  уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить  официальными дилерами или маркетмейкерами  конкретного выпуска государственных бумаг.

      Функции по проведению государственной политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных его участников через определение  порядка их деятельности, а также  по определению стандартов эмиссии  ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

      В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлении  совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону  удлинения сроков и удешевления  займов, вовлечения новых категорий инвесторов. В июне 2001 г. Министерство финансов РФ выпустило государственные ценные бумаги со сроком погашения в 2004 г. Эти бумаги будут иметь четыре купона в год, и процентная ставка по ним будет более высокой, чем по ГКО, находящимся сейчас обращении. В настоящее время готовится проект постановления правительства, в соответствии с которым Минфин России выпустит ценные бумаги для институальных инвесторов — пенсионных и инвестиционных фондов со сроком обращения до 30 лет.

      Кризис 1998 г. нанес серьезный удар по финансовому рынку России. Он привел к ряду дефолтов регионов, невозможности обслуживать займы за счет собственных ресурсов. Причинами этого стало снижение бюджетных доходов, отсутствие возможности рефинансировать долг в силу кризиса доверия и падения котировок займов, а также резкого роста их доходности. Этому способствовало и то, что часть средств резервных фондов для погашения субфедеральных облигаций была размещена администрациями районов в ГКО — ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократил финансовые возможности региональных властей. Лишь три субъекта Федерации — Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область — продолжали обслуживать свои обязательства. Санкт-Петербург даже разместил новые бумаги, но раскупалось не более 10—16% эмиссии.

      В силу сложившихся обстоятельств и сократившегося спроса инвесторов в 1999—2002 гг. многие субфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чему способствовало также увеличение доходов бюджетов всех уровней и соответственно — временное снижение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. Так, в 1999 г. в Министерстве финансов были зарегистрированы эмиссии 8 субъектов Федерации (в 3 раза меньше, чем в 1998 г.) и 6 муниципальных образований (в 1,5 раза меньше), в 2004 г. прошли регистрацию эмиссии облигации девяти субъектов Федерации и трех городов.

      Некоторому  «затишью» на рынке субфедеральных облигационных заимствований способствовало также известное ужесточение  законодательства, регулирующего субфедеральные займы, которое наложило ряд ограничений на привлечение регионами заемных средств. В качестве причины этого ужесточения можно считать дефолт 1998 г., а также попытку правительства сориентировать территории на активизацию резервов и возможностей оздоровления доходной части бюджета, особенно в сфере неналоговых доходов.

      Оживлению государственных и муниципальных  заимствований может способствовать и ряд особенностей современного российского финансового рынка. С одной стороны, это возросшая  ликвидность банковской системы, которая  нуждается в новых инструментах и объектах для инвестирования. С другой стороны, снижение процентных ставок на финансовых рынках страны делает облигационные заимствования выгодными для эмитентов и позволяет проводить их на более длительный срок (сейчас прослеживается интерес к вложениям на срок до 3—5 лет против сроков вложений до одного года в докризисный период).

      Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом — получателем гарантии — своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Назначение гарантии — обеспечение исполнения (обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

      Переоформление  долговых обязательств третьих лиц  в государственный долг Российской Федерации — еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ. Так, в 2001 г. Правительство РФ и Центральный банк РФ переоформляют принадлежащие по состоянию на 1 января 2001 г. Центральному банку РФ векселя Минфина РФ со сроками погашения до 31 декабря 2001 г. и причитающиеся к оплате по ним проценты, исчисленные на 1 января 2001 г., в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2019 по 2004 г. с выплатой дохода один раз в год начиная с 2002 г. в размере 1% годовых.

 

Заключение 

      Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.

      Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.

      Вместе  с тем, сосредоточивая в своих  руках и расходуя огромнее финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным  участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансах различных стран аккумулируется от 25 до 50% ВВП, органы государственного управления выступают в роли крупнейших (15—25% ВВП) покупателей на рынке товаров и услуг.

      Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

      - государственную бюджетную систему;

      - внебюджетные специальные фонды;

      - государственный кредит;

      Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

      Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

      Второе  звено финансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных и остальные фонды производственного назначения.

      Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

      Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

      Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение  в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических  лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

      В начале XXI столетия человечество стоит  перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

 

Список использованной литературы 

     
  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2001.
  3. Берлин С.И. Теория финансов. – М.: Приор,2003.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Общество Знание, 2003.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2000.
  6. Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. – М.: Финансы, 2003.
  7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики. 2004. №4.
  8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2004 году //Вопросы экономики. 2005. №4.
  10. Деревянченко Т. Казначейство – государственный контролер исполнения федерального бюджета //Финансы. 2004. №4.
  11. Комягин Д. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов //Право и экономика. 2003. №3.
  12. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. //Финансы, 2004, № 5. - С. 7-8.
  13. Парамонова Т. Денежно-кредитная политика ЦБ и его роль в достижении макроэкономической стабилизации //Деньги и кредит. 2004. №10.
  14. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы //Экономист. 2003. №7.
  15. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения //Вопросы экономики. 2000. №1.
  16. Суник Б. Государственная политика и бюджетный кодекс //Встреча. 2004. №2.
  17. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива; Юрайт, 2006.
  18. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбузова В. Ф. – М.: Финансы и статистика, 2007
  19. Финансы. /Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007
  21. Финансы: Учебное пособие. /А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2006

Информация о работе Государственные финансы сущность и функции