Инвестиционная политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:44, дипломная работа

Описание работы

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Измене-ния в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание инвестиций
1.1.Инвестиции и их классификация…………………………………………………5
1.2.Инвестиционная деятельность и ее институты………………………………...14
Инвестиционная политика России в современных условиях
2.1.Инвестиционная политика государства и её роль в российской экономике...27
2.2.Инвестиционный климат России ………………………………………………33
2.3.Иностранные инвестиции в России…………………………………………….40
3. Инвестиционная политика регионов Российской Федерации
3.1.Проблемы и задачи инвестиционной политики регионов……………………48
3.2.Инвестиционная привлекательность регионов России для частных
инвесторов…………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Диплом, окончательная версия.doc

— 749.00 Кб (Скачать)

Несмотря на впечатляющую динамику и масштабные социальные преобразования в стране, в работе по привлечению инвестиций остается ряд проблем, требующих  решения. Необходимо существенное повышение оперативности межведомственного взаимодействия. Территориальные федеральные органы не полномочны решать многие текущие вопросы, а ряд нормативно-правовых актов, регламентирующий их деятельность, требует пересмотра. Считаю весьма своевременной идею создания агентства по привлечению инвестиций. Такой орган-интегратор сможет с учетом инвестиционных стратегий регионов разработать комплексный план инвестиционного развития России и сформировать на этой основе полноценную систему общероссийского «единого окна».

По мнению Савченко Евгения Степановича, губернатора  Белгородской области56, уникальные возможности для привлечения инвестиций раскрывают приоритетные национальные проекты, особенно в строительстве жилья и агропромышленного комплекса. Благодаря национальным проектам в прошлом году в области преодолели исторический максимум по вводу жилья, его сдано более 900 тысяч квадратных метров, а в текущем ввод жилья увеличится еще на 200 тысяч квадратных метров и составит 0,75 квадратных метра на человека, причем три четверти вводимого жилья индивидуальное.

В текущем году более 20 миллиардов рублей капитальных  вложений, или третья часть от общеобластных  инвестиций, будут освоены по национальному  проекту на объектах АПК, где за последние  два года созданы мощности по производству сотен тысяч тонн мяса и молока, 1 миллион тонн комбикормов. Строятся современные перерабатывающие центры. Создаются тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. Растут доходы сельского населения.

Серьезным фактором, сдерживающим инвестиционную активность, является отсталость инфраструктуры и, прежде всего, дорог. Примерно 10 процентов валового внутреннего продукта мы ежегодно теряем из-за отсутствия или плохого качества автомобильных дорог. Другими словами, один год из десяти мы приносим в жертву бездорожью, деньги в объеме годового объема российского валового внутреннего продукта. А это ни много ни мало 1 триллион долларов. Так, может, лучше вложить эти деньги в строительство дорог и больше их не терять?

Он считает, что, конечно, может быть, это предложение выглядит несколько шутливым, но оно имеет под собой экономический смысл. Думаю, что сам факт появления в стране качественных дорог нисколько не отразится на инфляции. А если говорить серьезно, то стране необходимо, на наш взгляд, объявить семилетку по строительству дорог. И было бы разумно, если бы все затраты по строительству и реконструкции дорог до районных центров взял бы на себя федеральный бюджет, а дальше до поселений и внутри их – региональные и местные. Уверен, что через семь лет мы бы увидели другую Россию, как другой она стала по отношению к семи предыдущим годам – и не только в плане инвестиционной привлекательности.

Основными принципами построения инвестиционного политики в Калининградской области поделился Боос Георгий Валентинович57.

Первый принцип  – это принцип долгосрочного  перспективного развития региона. Второй принцип – это принцип равного  доступа к ресурсам всех участников инвестиционного процесса. Третий принцип – это доступность инфраструктуры. Четвертый – снижение административных барьеров. Пятый – ускорение подготовительного процесса реализации инвестиционных проектов. Шестой – оказание поддержки участникам инвестиционного процесса, особенно при начальном этапе инвестирования. И седьмой – это формирование и поддержка рынка труда. Все принципы в области успешно работают.

Что касается объема инвестиций. В 2006 году был принят и  вступил в действие новый закон  об особой экономической зоне в Калининградской  области. В результате этого существенно  изменились экономические правила ведения бизнеса в области. Если предыдущие правила декларировали таможенные преференции участнику особой экономической зоны и преимущественно были направлены на развитие импорта в Российскую Федерацию через Калининградскую область, то новый закон стимулирует инвестиционное развитие Калининградской области.

В силу такого изменения, естественно, происходит переструктурирование и промышленности. Соответственно в 2006 году в сопоставимых ценах у нас произошел небольшой спад инвестиций по сравнению с 2005 годом. Но за первое полугодие 2007 года мы полностью компенсировали это, имеем рост объема инвестиций – 46,2 процента. По соотношению к валовому региональному продукту мы превысили показатель 0,3 в объемах инвестиций, что в результате позволяет нам говорить об устойчивом экономическом развитии и приросте в среднесрочной перспективе валового регионального продукта на уровне не ниже 10 процентов.

Из выступления  Богомолова Олега Александровича, губернатора  Курганской области58, следует, что одним из первых шагов по государственной поддержке инвестиционной деятельности стало принятие бюджета развития Курганской области, направленного на прямую бюджетную поддержку высокоэффективных, социально значимых инвестиционных проектов.

Ориентируясь  на достигнутые результаты и осознавая тот факт, что собственных источников инвестиций в бюджете области недостаточно, он у нас не так велик, правительство области перешло от прямой бюджетной поддержки инвестиционной деятельности к субсидированию части процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами для реализации своих проектов. Это принесло позитивные результаты, особенно в сфере  малого предпринимательства, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.

За последние  два года объем кредитов, привлекаемых объектами малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, увеличился более чем в два раза, а к десятому году возрастет в 4,5 раза и превысит 5 миллиардов рублей. При этом созданные условия позволили малому бизнесу направлять высвобождаемые средства на собственное развитие в гораздо больших объемах.

За 6 лет инвестиции в Курганской области выросли  более чем в два раза, а в 2006 году область впервые вошла  в первую десятку регионов России по темпам роста – 133,2 процента инвестиций в основной капитал. Общий объем инвестиций в прошлом году составил 12,5 миллиарда рублей, в этом году планируем пройти отметку 15 миллиардов. Может быть, на фоне соседних, более экономически мощных регионов объем инвестиций не так уж и велик, но он для нас сопоставим с доходной частью консолидированного бюджета области. И для нас это, конечно же, позитивный результат. К 10-му году мы поставили себе задачу еще как минимум в два раза увеличить объемы привлекаемых инвестиций. Но все же, несмотря на положительные изменения, остаются проблемные вопросы, решить которые необходимо в ближайшем будущем.

Ткачев Александр  Николаевич, глава администрации  Краснодарского края59 считает, что нам давно уже нужна структура, подобная Комитету по реформам и развитию в Китае, которая формирует деловой имидж страны, занимается привлечением и размещением инвесторов. Кстати, в Краснодарском крае этот китайский опыт прекрасно прижился и дает хорошие всходы.

За шесть  лет в регион вложено около 580 миллиардов рублей инвестиций, при  этом более 70 миллиардов – это иностранные инвесторы. Сегодня по общему объему инвестиций мы занимаем шестое место в России, по объему иностранных – десятое.

В крае создано 125 тысяч дополнительных рабочих  мест. Заработная плата выросла в 4,5 раза. У себя в Краснодарском крае мы сократили срок согласований по инвестпроектам с трех лет до трех месяцев, но для этого нам понадобилось 4 года беспощадной борьбы с бюрократией и коррупцией. Весь авторитет и административные ресурсы региональной власти были направлены на наведение в этой части порядка. Мы добились с помощью многих коллег и министров, которые поддерживали нас, увольнения десятков федеральных чиновников. Систему «одного окна» и проектного сопровождения, через которую ежегодно успешно проходит более двух тысяч инвестиционных проектов, мы создали только на правильно выстроенных отношениях четырьмя десятками федеральных контролирующих органов на территории края. Эта эффективная система не подкреплена ни одним федеральным нормативным актом, и далеко не у всех регионов, я знаю, получается ее выстроить в таких условиях.

Он предлагает на федеральном уровне принять единый кодекс по инвестиционной деятельности, доминирующий над всеми остальными нормативными актами, передать полномочия по распоряжению федеральными землями территориальным органам Росимущества или субъекту Федерации, устранить дублирующие функции федеральных контролирующих структур, принять законодательные акты, предоставляющие инвесторам реальные льготы по возмещению из бюджета части затрат на строительство инженерной инфраструктуры, внести изменения в федеральный закон об особых экономических зонах, позволяющие субъектам Федерации создавать на своей территории особые экономические зоны регионального уровня.

Из выступления  Маркелова Леонида Игоревича, Президента Республики Марий Эл60 следует, что Республика Марий Эл – это один из динамично развивающихся регионов России, об этом свидетельствует статистика: за 8 месяцев текущего года рост инвестиций в экономику составил 145,6 процента.

Каждый регион имеет свою инвестиционную привлекательность. К сожалению, Республика Марий Эл не тот регион, который может выбирать инвесторов. Мы, наоборот, делаем все, чтобы этих инвесторов искать. И создаем им благоприятный экономический климат. Административный ресурс региона работает именно на то, чтобы строить заводы за инвесторов. Например, одну фабрику в течение 2007 года мы ввели за 7 месяцев, что вообще удивило даже самого инвестора и поставщика нашего партнера, итальянского поставщика оборудования.

Правительство составило программу по 100 крупным предприятиям, и уже с 2001 года наблюдался устойчивый рост инвестиций во все отрасли производства. Например, в 2002 году – 31 процент, 2003 год – 31 процент, 2004 год – 19, 2005-й – 16, 2006-й – 19,8 и сейчас, за этот год, – 145 процентов. 59 инвестиционных проектов сегодня находится на контроле Правительства.

Он считает, самым действенным механизмом привлечения  инвестиций является компенсация двух третей процентных ставок, которые  согласно бюджету Республику Марий  Эл мы ежегодно компенсируем.

Республика  Марий Эл – регион дотационный, и  наша задача ежегодно наращивать объемы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики. Сегодня это главная  задача правительства. Это позволило  в течение трех последних лет  быть лидером в Приволжском федеральном округе республики по темпам роста объемов выпускаемой продукции. Так, например, в 2005 году рост объемов выпускаемой продукции составил 14,5 процента, в 2006 – 17,1 процента и за 9 месяцев текущего года – 122,8 процента темп роста к 2006 году. Считаю, что такую работу Правительство не только должно продолжать, но это прямая обязанность. Планируем за 5 лет привлечь в реальный сектор экономики более 1,5 миллиарда евро, что позволит увеличить кратно объем выпускаемой продукции промышленного производства.

Решая экономические  проблемы, по сути, мы решаем и главный  политический вопрос, но, как известно, деньги любят тишину. Инвестиции идут в тот регион, где есть устойчивая и стабильная политическая ситуация. Сегодня в России сбалансированная налоговая система, а самое главное – политическая предсказуемость. И наша первейшая задача – сохранить эти положительные достижения, поскольку это главный фактор притока инвестиций в реальный сектор экономики.

На совете выступил и Губернатор нашей, Ульяновской области, Морозов Сергей Иванович.61 За 2007 год, объём инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий Ульяновской области вырос почти на 22% в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. Стабильно растут и другие основные показатели развития экономики региона.  
        По словам Министра инвестиций и внешних связей Ульяновской области Дмитрия Рябова, все инвестиционные проекты, курируемые Правительством области, включены в специальный реестр. По состоянию на начало 2007 года, в него входят. 72 инвестиционных проекта с общим объёмом инвестиций 66 млрд. руб. Структура реестра составляет 33%, доля проектов в сфере промышленности - 37% а в сфере переработки –  7%. Бюджетная эффективность от реализации проектов – 2,25 млрд. руб. 
О повышении интереса инвесторов к региону в 2007 году говорят не только цифры, но и уровень пришедших в регион инвесторов. В этом году в рамках международных форумов в Санкт-Петербурге и Сочи Правительством области подписан ряд инвестиционных соглашений с такими компаниями, как «MARS», «SABMiller», «Henkel», «САХО», «SKLOstroj», «Quarzwerke». Объём инвестиций по данным проектам превышает 20 млрд. руб. Кроме того, в регионе начали реализовывать свои проекты «Моравский нефтяной дом», «Юнис», «Нижегородский Масложировой комбинат», «АПК Черкизовский» и многие другие.

Для усовершенствования инвестиционной политики он внес свои предложения: обеспечить доступ к ресурсам инвестиционного фонда проектов, которые не дотягивают до установленной планки в 5 миллиардов рублей. Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Первое– снизить этот норматив до 1 миллиарда рублей. Есть и другой вариант– норматив оставить, но собрать в регионе проекты среднего уровня и объединить их в единый пул. К примеру, проект по созданию инфраструктуры двух промышленных зон на территории Ульяновской области стоит порядка 3 миллиардов рублей. Нам нет нужды раздувать запрашиваемый объем инвестиций до 5 миллиардов. Но можно сформировать единый портфель из 5–6 проектов среднего уровня, объединенных по территориальному признаку, и проблема будет решена.

В развитие идеи, высказанной в докладе рабочей  группы, распределять на конкурсной основе не только средства на подготовку инвестиционных площадок в регионах, но и на предпроектную подготовку наиболее значимых инвестиционных проектов.

Информация о работе Инвестиционная политика России в современных условиях