Этапы и методы финансового планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

цель: раскрыть тему «Этапы и методы финансового планирования на предприятии».Для ее достижения необходимо решить задачи, такие как:

1. Отразить теоретические основы финансового планирования на предприятии.

2.Провести анализ финансового планирования на предприятии.

3.Выявить проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятии.

Для раскрытия данной темы была использована литература по экономике предприятия, статьи из Интернета.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятиях…………………………………………………………….....5-18

1.1. Сущность и назначение финансового планирования на

предприятии....................................................................................................5-7

1.2.Этапы и методы финансового планирования……………………...….8-10

1.3. Классификация финансового планирования…………………...…….11-13

1.4. Разработка финансового раздела бизнес-плана………………..…….14-18

Глава 2. Финансовый анализ финансового планирования на
предприятии…………………………………………………………………19-26
2.1.Финансовыйианализ как существенный элемент финансового планирования………………………………………………………………..19-21

2.2 Методика финансового анализа на предприятии……………………. 22-26

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятии……………………………………………………………....27-35

3.1. Пути улучшения финансового планирования на предприятиях…….27-30

3.2. Проблемы совершенствования финансового планирования на предприятиях…………………………………………………………..…….31-35

Заключение………………………………………………………………..…36-38

Списиок использованной литературы………………………………...……

Работа содержит 1 файл

Копия КУРСОВАЯ.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
 

                        1.3. Классификация финансового планирования.

Различают три вида финансового внутрифирменного планирования: долгосрочное (перспективное),краткосрочное (текущее),и оперативное.8Долгосрочное (перспективное) финансовое планирование - это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбивкой по годам. Краткосрочное финансовое планирование - это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам.Оперативное финансовое планирование - это планирование на квартал c разбивкой на более короткий период: месяц, декаду, неделю, день.

Долгосрочное (перспективное) планирование. Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес - план. Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансового-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия.Бизнес-план может иметь различные формы представления. Основными моментами, которые должны быть в нем отражены, являются следующие: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект;оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информация о конкурентах;  описание основных элементов плана маркетинга; описание плана производства; описание организационной схемы реализации мероприятия и планирование работы персонала;проработка правовых аспектов реализации мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана коммерческого мероприятия и выработка стратегии его финансирования.Венцом бизнес- плана является разработка финансового плана коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования.Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении.

Краткосрочное (текущее) финансирование.

Распространенной  формой краткосрочного (текущего) планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента  планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год.В практике финансового менеджмента различают несколько видов бюджетов: общий,  оперативный,финансовый ,и денежных средств.Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период. Общий бюджет обычно подразделяют на  операционный и финансовый.Операционный бюджет включает следующие виды бюджетов:бюджет реализации;  бюджет производства;бюджет прямых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на труд;бюджет производственных накладных расходов;бюджет общих и административных расходов;прогнозный отчет о прибыли.Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса. Основными составляющими общего бюджета являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из четырех разделов:раздел поступлений, раздел расходов, раздел избытка и недостатка денежных средств, финансовый раздел.

Оперативное финансовое планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.Кредитный план - план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.Кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Составляется на квартал. Состоит из четырех разделов:

  • поступление наличных денег;
  • расход наличных денег;
  • расчет выплат заработной платы;
  • календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.

Платежный календарь - это план рациональной организации  оперативной финансовой деятельности компании. В календаре взаимосвязаны  все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета в банке. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.  

                1.4. Разработка финансового раздела бизнес-плана.

       Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. В документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана.9 Бизнес-план содержит три раздела:

1.Резюме.

2.Основная часть.

3.Стратегия финансирования.

В “Резюме” в краткой форме излагаются основные цели проекта, сумма требуемых для  его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.В “Основную часть  “ включаются следующие подразделы: описание вида деятельности; описание продукции (услуги); оценка отрасли; рынок; маркетинг; план производства; организационный план; юридический план; анализ рисков; финансовый план.

Финансовый  план - это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, какова прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата.Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:

  • прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);
  • план доходов и расходов;
  • план денежных поступлений и выплат;
  • баланс активов и пассивов;
  • план по источникам и использованию средств;
  • расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности);

Прогнозный  расчет объема реализации продукции.Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д..Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции (услуг) составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей. 10

План  доходов и расходов включает следующие  показатели: доходы от реализации продукции (услуг); себестоимость реализованной продукции; прибыль от реализации; общехозяйственные расходы (торговые издержки, представительские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата АУП, коммунальные расходы, страховка и др.);прибыль до уплаты налога;налоги; прибыль после уплаты налогов.11

Разработка  этого документа дает возможность  выявить такие важнейшие моменты  в деятельности предприятия, как  доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

План  денежных поступлений  и выплат (план движения денежных средств). Главная цель этого плана - оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств. В соответствии с этой целью план содержит следующие показатели:

  • наличные денег (на начало месяца);
  • поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления);
  • итого поступление наличности;
  • общая сумма имеющейся наличности;
  • денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.);
  • прирост (+), недостаток (-) денежной наличности на конец месяца);

План  доходов и расходов, а также  план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет; при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.12

Баланс  активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме:

Активы:

  • Текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.).
  • Фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).

Пассивы и собственный капитал предприятия: долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам),итоги пассивов, собственный капитал предприятия (активы-пассивы),итого пассивов и собственного капитала предприятия.13

План  по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.План по источникам и использованию средств включает следующие показатели:

  • средства из всех источников, в т.ч.: ссуды (долгосрочные, краткосрочные), чистая прибыль, амортизация, прочие собственные средства.
  • использование средств, в т.ч.: покупка оборудования , сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплата дивидендов и др.
  • прирост оборотного капитала.

Расчет  точки безубыточности (достижения самоокупаемости).Объем производства, обеспечивающий безубыточность продукции, рассчитывается на основе данных, прогнозируемых в соответствующих разделах бизнес-плана. Основным разработчиком финансового плана бизнес- плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер предприятия. 
 

Глава 2. Финансовый анализ финансового планирования на предприятии.       

   2.1.Финансовыйианализ как существенный элемент финансового планирования.                           
Финансовый анализ является существенным элементом финансового планирования и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. 
Прежде чем приступить к интерпретации, необходимо рассмотреть точки зрения сторон, для которых выполняется интерпретация. В качестве таких сторон
щобычнохвыступаютхследующие:. 
• Менеджмент. Руководство должно знать, насколько эффективно вкладывается капитал, какова
ботдача,бсравнениебсбконкурентами. 
• Держатели акций. Держатели как обычных, так и привилегированных акций обеспокоены надежностью своих дивидендов и прибыльностью бизнеса. Держатель обычных акций, в отличие от держателя привилегированных, особенно заинтересован в получении достаточной прибыли (дивидендов) по своим акциям. 
• Кредиторы должны быть уверены, что компания в состоянии выплатить свои долги, а это определяет сумму кредита, которую они могут предоставить
щфирме. 
• Владельцы долговых обязательств требуют регулярных платежей процентов
жпозсвоимъвкладам. 
Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась
.бы.комплексная.логическидцелостнаядпроцедурадфинансовогоданализа.14 
Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.  
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами-пользователями информации о деятельности
дпредприятия. 
Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого
ддлядцелейдуправления. 
Вторая группа пользователей финансовой отчетности- это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. 
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.15

Информация о работе Этапы и методы финансового планирования на предприятии