Концепция функционального управления Анри Файоля

Автор: Ольга Боровкова, 01 Ноября 2010 в 11:42, реферат

Описание работы

теория администрирования,принципы и функции управления

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3
Личность Анри Файоля ………………………………………………….….…5
Управление как администрирование………………………………….………6
Функции управления…………………………………………………….……..8
Принципы управления………………………………………………………..14
Значение теории администрации…………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

БОРОВКОВА.docx

— 47.69 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                           ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ  ГУ КузГТУ В г.НОВОКУЗНЕЦКЕ 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «Функциональный финансовый менеджмент»

На тему «Концепция функционального управления Анри Файоля» 
 
 
 

                Выполнила: студентка гр. ФК 061-2

                Боровкова Ольга Александровна (106163)

                Проверила:

                Петрова Марина Николаевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Новокузнецк, 2010г.

     Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3

  1. Личность Анри Файоля ………………………………………………….….…5
  2. Управление как администрирование………………………………….………6
  3. Функции управления…………………………………………………….……..8
  4. Принципы управления………………………………………………………..14
  5. Значение теории администрации…………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список используемой литературы……………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Первый  этап развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему  управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка  в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние  на развитие экономики. Однако системный  анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система  Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания  ее сути рыночными структурами, фирмами  и их руководителями.

     Следующий этап развития менеджмента связан с  новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

     Если  научный управленческий подход в  основном был нацелен на эффективность  производства, то административный управленческий подход (1920-1950) был направлен на совершенствование  управления организацией в целом. Целью  приверженцев административного подхода  было создание универсальных принципов  управления. Представители административной школы в управлении, а именно –  А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей  высшего звена управления в большом  бизнесе.

     Один  из наиболее видных представителей административного  подхода Анри Файоль (1841-1925) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование  и контроль. Кроме того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко используются в современной теории и практике управления. Файоль считал, что управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научить, а менеджеры могут развиваться посредством тренировки. Файоль первым перестал рассматривать управление как “исключительную привилегию” высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей. По существу Файоль создал основы общей теории управления.

     Развитие  современного менеджмента подтверждает сохранение актуальности принципов, разработанных  Файолем и в наше время. Таким  образом, тема реферата является актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Личность  Анри Файоля (1841 - 1925)

     Подобно американцу Ф. Тейлору, А. Файоль был  по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г.Эмерсону, Файоль являл  собой личность неординарную, творческую, с разнообразными  интересами и  широкой эрудицией. Его, как и  Эмерсона, больше притягивали философские  и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной  роли в развитии современного общества, общие принципы организации и  управления персоналом.

     Файоль  является автором книг по борьбе с  пожарами на угольных шахтах, исследованию геологических формаций угольных месторождений, а также по искусству администрирования. В течение 30 лет от возглавлял крупную  горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции. Приняв ее в крайне неблагополучном экономическом  состоянии, фактически на грани банкротства, Файоль к 1918 году вывел фирму в  число самых могучих и процветающих предприятий.

     В своей главной книге «Общая промышленная администрация» (1916) Файоль обобщил  управленческий опыт и создал логически  стройную систематическую теорию менеджмента. Своей практикой в качестве эффективного лидера и своими работами, написанными  живым и в то же время академически изящным стилем, Файоль доказал, что  управлению можно научиться только в том случае, если теория строго сформулирована. Именно поэтому, выйдя  в отставку, он посвятил свое время  популяризации теории администрирования: выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский  Центр административных исследований и пытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они  освещены в другой его книге - «Административная  теория государства» (1923). 
 
 
 

  1. Управление  как администрирование

     Файоль  намерено употребляет термин «администрирование»  вместо «менеджмент». Дело не только в  том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование»  привычнее французам. Хотя и в  этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало  ослабление роли государства в регулировании  экономики.

     Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время  были сильны административные институты  феодализма, где капиталистическая  экономика вы пестовалась самим  государством, управление неизбежно  носило иной оттенок. Термин «администрация»  в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние  римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация»  относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

     Другая  причина заключается в том, что  административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно  более широкой сферой. Управлять, по Файолю, означало вести предприятие  к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжение ресурсов. Но вести к цели - значит, маневрировать  на рынке сбыта продукции, следить  за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

     У Файоля же администрирование образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после  пяти других видов деятельности - технической, коммерческой, финансовой, страховой  и учетной. Администрирование воздействует только на коллектив предприятия, не оказывая никакого влияния на материальные и экономические факторы производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Функции управления

     В теории администрирования Файоля две  части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая - с пониманием его принципов. У Файоля функция  определяет сферу деятельности, ответственности  и компетенции управленца. Она  отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

     Файоль  выделяет пять функций администрации. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления:

    1. Предвидение (планирование) - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

     Предвидению Файоль уделял особое значение. По его  мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть - ... означает исчислять будущее и  подготавливать его; предвидеть – это  уже почти действовать».

     Основное  место в предвидении отводится  разработке программы действий, под  которой он понимал «конечную  цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина  будущего не всегда может быть четко  представлена, зато ближайшие события  могут быть проработаны достаточно детально.

     Для разработки программы действий необходимо знание:

  1. ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы. величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);
  2. ведущих направлений развития предприятия;
  3. возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

     Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

    - искусства управлять людьми;

    - известного нравственного мужества;

    - большой активности;

    - достаточной устойчивости;

    - известной компетенции в производственной  области;

    - наличия достаточного опыта в  делах.

     Планирование  основано на соединении целей организации  и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем  планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и  эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение  которых обусловливает принятие координирующих решений.

    2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

     Управление  людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

  1. установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;
  2. наблюдение за выполнением программы;
  3. осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;
  4. правильный подбор персонала административного аппарата;
  5. точное определение функций;
  6. согласование усилий для выполнения намеченной работы;
  7. ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
  8. поощрение ответственности и инициативы;
  9. справедливое вознаграждение за труд;
  10. предупреждение ошибок и недоразумений;
  11. обязательное соблюдение дисциплины;
  12. подчинение личных интересов интересам предприятия;
  13. единство распорядительства;
  14. всеобщий контроль;
  15. борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Информация о работе Концепция функционального управления Анри Файоля