Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

15. Особенности государственной инновационной политики в Российской Федерации.
16. Маркетинг инноваций, его методы
17. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации

Работа содержит 1 файл

15.docx

— 53.11 Кб (Скачать)

15. Особенности государственной  инновационной политики в Российской  Федерации.

     В современных условиях хозяйствования  ограниченность и недостаточность  ресурсов, которые можно выделить  на развитие инноваций порождает  проблему государственных приоритетов  инновационной политики.

      Экономика России по-прежнему  остается преимущественно сырьевой, характеризуется структурными диспропорциями, а также низкой инновационной  активностью предприятии.

      Инновационная политика – часть  социально-экономической политики, определяющая цели и приоритеты  инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти РФ.

      Инновационная политика тесно  связана с научной и научно- технической политикой, включая  государственное регулирование  науки и научно-технического развития.

      Первые попытки формирования  национальной инновационной политики  России были предприняты в  конце 90-х годов, когда был  подготовлен проект федерального  закона «Об деятельности в Российской Федерации». И хотя этого закона в России до сих пор нет, сама попытка его разработки свидетельствовала о том, что проблемы инновационной деятельности попали в поле зрения государства.

      В последние годы принят ряд программных документов, декларирующих необходимость перехода страны к инновационной модели развития, достижения устойчивых темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. В них отмечается, что основной причиной технологического отставания и неконкурентоспособности России является состояние научно-технологического комплекса, не удовлетворяющего потребности экономики в новых технологиях. Наряду с этим признается низкая инновационная активность отечественной промышленности, спрос которой на результаты отечественных исследований и разработок в целом незначителен. Это позволяет выделить ключевые характеристики современной инновационной политики России, в значительной степени предопределяющие и ее перспективы.

      Нормы и требования действующего  законодательства в ряде случаев  не только не стимулируют участие  государственных научных организаций  в распространении и коммерциализации  знаний, но и фактически блокируют  его. Возможности их участия  в инновационном процессе в  России жестко ограниченны. В  связи с этим существует настоятельная  необходимость расширения спектра  возможных организационно-правовых  форм, в которых могут функционировать  государственные научные организации.

      Первым шагом в этом направлении  стало принятие Федерального  закона «Об автономных учреждениях» (2006 г.). Их создание в сфере  науки и технологий можно рассматривать  как одно из направлений совершенствования  государственной инновационной  политики, поскольку автономные  научные учреждения будут иметь  широкие возможности участия  в инновационной деятельности, коммерциализации  результатов своей работы, кооперации  и взаимодействия с частными  компаниями.

      В России до сих пор не  устранены основные барьеры и  ограничения на пути интеграции  образования и науки. Это в  значительной степени обусловлено  исторически сложившимся институциональным,  правовым, имущественным, финансовым  и иным разделением этих двух  сфер, поддерживаемым интенсивной  в по­следние годы эволюцией норм и требований отечественного законодательства (прежде всего, бюджетного и налогового).

      Так, действующее законодательство  допускает образовательную деятельность  научных организаций только по  программам послевузовского профессионального образования, то есть фактически незаконными оказываются такие традиционные для России формы интеграции образования и науки, как базовые кафедры вузов и научно-образовательные центры. Лишь 38% отечественных вузов выполняют исследования и разработки, доля которых в общих затратах России на науку возросла в последние годы до 4,8% (для сравнения - в США этот показатель составляет 17%).

     Несмотря на то, что эффективная  интеграция образования и науки  является сегодня одним из  необходимых условий перехода  России к инновационному развитию  и роста национальной конкурентоспособности,  каких-либо позитивных сдвигов  в государственной поддержке  и стимулировании этого процесса  пока не произошло. Об этом, в частности, свидетельствует  тот факт, что проект федерального  закона, предусматривающий устранение  некоторых барьеров и ограничений,  легитимизацию традиционных для России форм и механизмов интеграции образования и науки, находится в процессе подготовки и обсуждения уже несколько лет.

      Отечественный рынок интеллектуальной  собственности характеризуется  тем, что государство является, скорее, его ключевым игроком,  чем регулятором, призванным задать  систему правил, стимулов и ограничений,  регламентирующих соответствующие  отношения. Это, несомненно, связано  с тем, что в России практически  вся интеллектуальная собственность  создавалась и до сих пор  создается в рамках госсектора  экономики и за счет средств  федерального бюджета, а права  на нее до недавнего времени  могли принадлежать только государству.  Кроме того, правовое регулирование  этой сферы ориентировано преимущественно  на охрану прав интеллектуальной  собственности. Хорошо известно, что для достижения устойчивого  экономического роста и конкурентоспособности  национальной экономики необходимо  обеспечить не только и не  столько такую охрану, сколько  эффективное использование интеллектуальной  собственности, т.е. коммерциализацию  результатов интеллектуальной деятельности, их трансформацию в новые технологии, их распространение и использование  в реальной экономике.

      В последнее время в России  произошли определенные подвижки  в этом направлении. Теперь  права на результаты интеллектуальной  деятельности, полученные за счет  государства, могут быть закреплены  за исполнителем. Правда, решение  этого вопроса по-прежнему зависит  от государства и соблюдения  определенных условий.

      Ряд правовых новаций в этой  области, представленных в Четвертой  части Гражданского кодекса РФ (например, возможность безвозмездной  передачи разработчику прав на  результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных  средств), «обесцениваются» и блокируются  положениями других отраслей  отечественного законодательства. Например, если разработчик осуществляет  свою деятельность в организационно-правовой  форме государственного (бюджетного) учреждения, то его возможности  по коммерциализации полученных  результатов (через создание малых  наукоемких фирм или участие  в них и др.) весьма жестко  ограничены бюджетным законодательством.  Это снижает заинтересованность  основных игроков рынка интеллектуальной  собственности в его развитии  и расширении, лишает их мотивации  и стимулов к участию в инновационной  деятельности.

      Как уже отмечалось, подавляющее  большинство результатов научной  деятельности получено российскими  научными организациями и вузами, функционирующими в форме бюджетных  учреждений. Бюджетные учреждения  в принципе не заинтересованы  в закреплении за собой прав  на интеллектуальную собственность.  Это порождает дополнительные  расходы (включая налог на имущество), но не позволяет получать дополнительные  доходы (от распоряжения этими  правами). Эти доходы (лицензионные  платежи, роялти и др.) подлежат  зачислению в федеральный бюджет.

      Очевидно, что устранение подобных  ограничений также должно стать  одним из направлений совершенствования  государственной инновационной  политики России. Уже упоминавшийся  Федеральный закон «Об автономных учреждениях» предусматривает создание нового типа государственных учреждений, отличающихся от бюджетных большей самостоятельностью в распоряжении финансовыми ресурсами, имуществом и др.

      Слабая эффективность мероприятий  инновационной политики по стимулированию  инновационной активности предприятий  блокирует возможности преодоления  технологического отставания страны  и реализации имеющихся у нее  конкурентных преимуществ. Несмотря  на то что необходимость стимулирования инновационной активности промышленности признается не только экспертами в данной области, но и политическим руководством страны, каких-либо значимых реальных сдвигов в этом вопросе пока не произошло.

      Возможности воздействия на инновационную  активность через налоговые и  иные экономические инструменты  объективно ограничены природой  этой активности, основным стимулом  и мотивом которой является  конкуренция. Именно накал конкурентной борьбы вынуждает предприятия осуществлять инновации.

      Существенной характеристикой современной  инновационной политики России  представляются наиболее крупные  государственные инициативы последних  лет, предпринятые в целях стимулирования  инновационной деятельности. К ним,  в частности, можно отнести  решения о создании особых  экономических зон (как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих); организации  восьми технопарков в регионах  страны и их финансовой поддержке  со стороны государства; развитии  наукоградов.

       Отсутствие значимых позитивных сдвигов в активизации инновационной деятельности, технологической модернизации промышленности и национальной конкурентоспособности свидетельствует о том, что государственная инновационная политика России нуждается в поиске и реализации нестандартных подходов и решений (при безусловной ценности усвоения и переработки опыта других стран). Одним из возможных направлений этого поиска представляется некоторая переориентация этой политики на приоритетную поддержку эффективного взаимодействия и партнерства лучших компаний, научных организаций, вузов и других элементов национальной инновационной системы России.

16. Маркетинг инноваций,  его методы

Инновационный маркетинг – это обязательная часть инновационного менеджмента. Появление этой экономической дисциплины вызвано увеличением роли нововведений в деятельности фирм. Маркетинг позволяет повысить результат от коммерциализации инноваций.

Инновационный маркетинг объединяет в себе:

  • стратегию маркетинга,
  • оперативный маркетинг,
  • анализ рынка.

Маркетинг инноваций преследует основную цель – проведение исследований возможностей и конкурентоспособности фирмы с целью проведения успешных инновационных проектов в определенных условиях.

Задачи инновационного маркетинга изменяются в зависимости  от этапа процесса инноваций:

  1. Этап поиска новых идей – здесь формируется «портфель инновационных идей».

Маркетинговые исследования дают информацию для проведения анализа определения спроса и  предложения на рынке и свободных  рыночных ниш. Эти результаты являются исходным материалом для разработки инновационных идей.

  1. Этап разработки – здесь делается выбор замыслов, и воплощение опытных образцов. Цель, преследуемая при изучении рынка: определение приоритетного направления и альтернатив. Далее проводятся зондаж рынка на основе опытных образцов, апробация и выявление недоработок.
  2. Этап внедрения – здесь стоит задача распространения информации о нововведении. Формируется потребительский спрос, определяется ценовая политика, оптимизируются схемы сбыта. Ценообразование зависит от множества обстоятельств, например от стратегии маркетинга, которую проводит фирма, которая обусловливается или ценой спроса, или ценой предложения.
  3. Этап роста – здесь расширяются сегмент рынка и область потребителей, происходит увеличение темпов роста развития рынка в результате реактивных инноваций, проводимых конкурентными фирмами. Фирма теряет свои монопольные преимущества, и для стимуляции продвижения инноваций, получения максимальной прибыли применяют широкую рекламу.
  4. Этап зрелости – здесь происходит стабилизация объемов сбыта продукции, это связано с потребительскими предпочтениями к определенной торговой марке. Инновация переходит в стадию рутинизации. Теперь задачами маркетинга становятся разработка и последующая реализация мероприятий по удержанию сегмента фирмы на рынке.
  5. Этап спада – для уменьшения понесенных затрат при удержании желаемых объемов сбыта продукции необходимо без промедления, своевременно выводить утративший своё потребительское качество неконкурентоспособный товар с рынка и производить его замещение наиболее востребованным новшеством. Именно на этом этапе возобновляются поиск и подготовка новых замыслов для проектов инноваций.

17. Патентно-лицензионная  деятельность инновационной организации

Право на интеллектуальную собственность  определено в III Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Наше государство с целью обеспечения отечественного приоритета на изобретения присоединилось к Парижской конвенции 1 июля  1965 г.

Оформление  права на новое изобретение осуществляется путем получения патента.

Патент – это документ, который удостоверяет авторство и предоставляет его владельцу исключительное право на изобретение. По существу он является титулом собственника на изобретение и подкрепляется регистрацией товарного знака. Его действие длится в течение 20 лет с даты поступления заявки в Роспатент.

В России все вопросы защиты патентов регулируются Федеральной службой  по интеллектуальной собственности, патентам (Роспатент), которая в соответствии с четвертым разделом Гражданского кодекса РФ осуществляет единую политику в области охраны объектов собственности, принимает на рассмотрение заявки и  т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"