Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе была создана попытка ответить на вопросы кто, каким образом, на основании чего и вообще для чего занимается регулированием такого сложного механизма, как рынок ценных бумаг.

Содержание

Введение
1. Система регулирования рынка ценных бумаг
1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг
1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг
1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России
1.5 Регулирование рыка ценных бумаг за рубежом
1.6 Работа рынка ценных бумаг в США
1.7 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет

Кафедра финансов и банковского  дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: “Система регулирования  рынка ценных бумаг в России и  за рубежом”

Санкт-Петербург 2007г.

Содержание

Введение

1. Система регулирования рынка  ценных бумаг

1.1 Понятие, цели и задачи системы  управления рынком ценных бумаг

1.2 Государственное регулирование  рынка ценных бумаг

1.3 Саморегулируемые организации  рынка ценных бумаг

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

1.5 Регулирование рыка ценных  бумаг за рубежом

1.6 Работа рынка ценных бумаг  в США

1.7 Проблемы развития регулирования  рынка ценных бумаг в России

Заключение

Список литературы

Введение

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

В данной курсовой работе была создана попытка  ответить на вопросы кто, каким образом, на основании чего и вообще для чего занимается регулированием такого сложного механизма, как рынок ценных бумаг.

1. Система регулирования  рынка ценных бумаг

1.1 Понятие, цели и  задачи системы управления рынком  ценных бумаг

Регулирование рынка  ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [15]

Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. [10] Система регулирования рынка складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то общественным интересам. [11]

Ключевым  моментом в процессе управления любой  системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка. [10]

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:

  • эмитентов;
  • инвесторов;
  • профессиональных фондовых посредников;
  • организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть:

    1. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
    2. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:

      • эмиссионные;
      • посреднические;
      • инвестиционные;
      • спекулятивные;
      • залоговые;
      • трастовые и т.п.

Регулирование РЦБ осуществляется органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

        1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
        2. регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.
        3. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. [15]

В процесс регулирования рынка  входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

Совокупность государственных  и негосударственных методов  регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства. [10]

1.2 Государственное регулирование  рынка ценных бумаг

Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:

  1. Ценная бумага с позиций:
    1. юридического статуса;
    2. размещения (выпуска);
    3. обращения;
    4. использования в качестве основы для производных инструментов;
    5. налогообложения и др.
  2. Участники рынка в отношении их:
    1. отбора для работы на рынке в том или ином качестве;
    2. защиты в качестве инвесторов от мошенничества;
    3. налогообложения и т.п.
  3. Операции с ценными бумагами с позиций:
    1. разрешенных видов рыночных операций;
    2. совмещения разных видов операций с ценными бумагами;
    3. разрешения имущественных споров;
    4. налогообложения и т.п.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

  • создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
  • создание органов регулирования рынка;
  • организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
  • разрешение споров между участниками рынка. [11]

Задачами государственного регулирования являются:

  • реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
  • обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
  • создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. [10]

Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):

    1. Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:
      1. нормативно-законодательную деятельность;
      2. регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);
      3. разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);
      4. поддержание правопорядка на рынке;
      5. выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.
    • Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:
      1. определенной денежной политики;
      2. политики налогообложения;
      3. политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;
      4. политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

В отличие от государственного регулирования  рынка в целом, или регулирования  макроэкономических процессов, регулирование  РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.

На практике указанные способы  регулирования обычно дополняют  друг друга. [11]

1.3 Саморегулируемые организации  рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться  государством, так как один и тот  же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя  или более однотипными органами. [15]

Задачи саморегулируемой организации:

  1. Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.
  2. Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.
  3. Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.
  4. Защита интересов клиентов профессиональных участников.
  5. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением. [11]

Права саморегулируемой организации:

  1. разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
  2. осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
  3. контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
  4. информационная деятельность на рынке;
  5. обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников. [15]

Положительные стороны саморегулирования:

    1. Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.
    2. Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.
    3. Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.
    4. Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ. [13]

1.4 Система управления  рынком ценных бумаг в России

Принципы регулирования российского  РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических  условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

  1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.
  2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.
  3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.
  4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.
  5. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.
  6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.
  7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.
  8. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления. [15]

Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом