Сущность оценки фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Процветание бизнеса, в который вы вложили деньги, — одно из лучших средств от невроза. Иначе говоря, чем дороже фирма оценивается рынком и чем устойчивее эта оценка, тем выше экономическое благосостояние и покой ее владельцев. Итак, один из фундаментальных вопросов к финансовой науке и практике: "Сколько стоит фирма?"

Содержание

Реферативная часть………………………………………………………..3
Введение……………………………………………………………………..3
1. Сущность оценки фирмы……………………………………………....3
2. Подходы и методы при оценке стоимости фирмы…………………..9
2.1. Доходный подход………………………………………………………9
2.2. Затратный подход…………………………………………………….12
2.3. Сравнительный подход……………………………………………...14
3. Согласование результатов…………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………...17
Расчетно-аналитическая часть…………………………………………21
1. Анализ соотношения выручки и капитализации………………….21
2. Анализ рентабельности продаж и цены капитала…………………23
3. Анализ дивидендной политики………………………………………26
4. Расчет достижимого роста отдельных компаний с применением модели SGR……………………………………………………………………...30
5. Операционный анализ как инструмент снижения уровня предпринимательского риска………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………...36
Список рекомендуемой литературы……………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 111.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Реферативная  часть………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………..3

1. Сущность оценки  фирмы……………………………………………....3

2. Подходы и  методы при оценке стоимости  фирмы…………………..9

2.1. Доходный подход………………………………………………………9

2.2. Затратный подход…………………………………………………….12

2.3. Сравнительный  подход……………………………………………...14

3. Согласование  результатов…………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………...17

 Расчетно-аналитическая  часть…………………………………………21

1. Анализ соотношения  выручки и капитализации………………….21

2. Анализ рентабельности  продаж и цены капитала…………………23

3. Анализ дивидендной  политики………………………………………26

4. Расчет достижимого  роста отдельных компаний с  применением модели SGR……………………………………………………………………...30

5. Операционный  анализ как инструмент снижения  уровня предпринимательского риска………………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………...36

Список рекомендуемой  литературы……………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферативная  часть

Введение

Желая продать свою компанию – всю или часть – или  объединить ее с другой, собственники задаются вопросом: сколько она стоит? А когда они торгуются с покупателем, неизбежно задумываются, из чего складывается стоимость, какими ее элементами покупатель интересуется больше всего, на что по тем или иным причинам не обращает внимания?

Процветание бизнеса, в который  вы вложили деньги, — одно из лучших средств от невроза. Иначе говоря, чем дороже фирма оценивается рынком и чем устойчивее эта оценка, тем выше экономическое благосостояние и покой ее владельцев. Итак, один из фундаментальных вопросов к финансовой науке и практике: "Сколько стоит фирма?"

 

1. Сущность оценки фирмы

Современные компании, как  правило, сложные организмы, и оценить  их на глазок не всегда возможно. Потребность  в оценке могут удовлетворить  специалисты, работающие по детально разработанным  стандартам, процедурам и методам. Владельцам компании, если они по тем или  иным причинам не желают привлекать профессиональных оценщиков и оплачивать их услуги, а хотят просто прикинуть стоимость  своей компании, не вдаваясь в нюансы, не мешает знать, какие подходы и  методы используют профессионалы. Эти  знания пригодятся и в случае, если все-таки решено пригласить оценщиков, для того чтобы понимать логику их работы, правильно с ними взаимодействовать  и на выходе получить оптимальный  результат.

Приступая к оценке, важно  видеть различие между компанией  как бизнесом и компанией как  имущественным комплексом. Второе понятие значительно уже, чем первое. Компания как бизнес предполагает, что в ней работают управленцы и специалисты, приводящие совокупность имущества в движение, благодаря чему производятся товары или услуги, которые покупаются клиентами. Например, если вид деятельности, которым занимается компания, требует разрешений, лицензий, то без них невозможна работа имущественного комплекса.

От стадии роста, на которой  находится компания, налаженности бизнес-процессов, сложившихся позиций на рынке, имеющихся  обязательств во многом зависит объем  денег и сил, которые придется затрачивать новому собственнику на развитие.

Все эти моменты «движения» имущественного комплекса в оболочке работающей компании должны быть оценены, если компания продается или соединяется  с другой как бизнес, а не как  имущество.

Оценка дает представление  о стоимости компании или ее части (например, доли конкретного собственника) на момент ее проведения. В зависимости  от целей оценки может быть определена различная стоимость: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и другие виды, определенные в стандартах оценочной деятельности.

Чем точнее определена цель оценки, тем успешнее будет проект, ради которого она производилась. Оценка стоимости фирмы может производиться:

  • как оценка стоимости подарка, состояния, имения с целью налогообложения;
  • как основа планов участия работников фирмы в ее акционерном капитале;
  • при купле-продаже фирмы или пакета ее акций;
  • при ликвидации фирмы;
  • при слиянии и разъединении фирм;
  • при финансовых захватах и реконструкции собственности на фирму;
  • при подаче заявки на банковский кредит под залог активов фирмы;
  • при разводах;
  • при заключении договоров страхования;
  • при наступлении страховых случаев;
  • при объявлении банкротств;
  • при выпуске новых акций и других ценных бумаг.

Сама стоимость фирмы  может иметь разные формы:

1) справедливая рыночная стоимость — т. е. стоимость, принимаемая государственными органами, одинаково выгодная и мелким, и крупным акционерам и близкая к средней рыночной стоимости аналогичных объектов;

2) инвестиционная стоимость — т. е. стоимость данной фирмы для инвестора со всеми его планами, предпочтениями, налоговыми особенностями, возможной синергетикой и ограничениями;

3) внутренняя, или фундаментальная, стоимость, определяемая как оценка, полученная в результате внимательного и согласованного изучения всех характеристик фирмы и рыночных факторов;

4) стоимость продолжающегося бизнеса, при получении которой оценщик полагает, что фирма будет продолжать работать неопределенно долго;

5) ликвидационная стоимость ;

6) балансовая или бухгалтерская  стоимость получаемая на основе бухгалтерских документов об активах фирмы и ее обязательствах;

7) реальная рыночная стоимость, т. е. цена за которую в разумные сроки можно продать фирму на фактически доступном в настоящее время рынке.

Сосредоточим свое внимание на рыночной стоимости, оценка которой необходима в большинстве случаев купли-продажи бизнеса. Российские стандарты оценочной деятельности определяют ее как наиболее вероятную цену, «по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах…» (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Применение на практике методов оценки сопряжено со сложными и скрупулезными расчетами. Постараюсь изложить их максимально доступным языком, не утяжеляя текст различными формулами, а лишь пытаясь показать действительный экономический смысл и алгоритм применения различных методов.

Следует иметь в виду и  те различия, которые существуют между  фирмами различной легальной  формы: частные фирмы оцениваются  иначе, чем малые акционерные  фирмы, и иначе, чем огромные корпорации, акции которых постоянно продаются  на фондовых биржах.

Для финансовых аналитиков и для большинства практиков  особенно важна внутренняя стоимость  акций фирмы. Ибо обладание акциями  — это и есть владение фирмой.

При расчете внутренней стоимости  аналитик старается быть реалистичным, не завышая и не занижая своих  оценок против реальной рыночной обстановки спроса и предложения на акции  Ему приходится учитывать следующие  факторы, способные повлиять на стоимость  акций:

  • Стоимость активов фирмы. Фирме принадлежит различное имущество, которое может быть продано, а поступления от продаж распределены между акционерами. При оценке с позиций продолжающегося бизнеса эта величина обычно не учитывается, если только у фирмы не обнаруживаются активы, не нужные для продолжения основного производства. Но и в этом случае излишнее продается, а затем уже фирма оценивается. Хотя излишние активы не всегда удается продать в ограниченные сроки проекта, под который производится оценка. В последнем случае эта часть активов включается в оценку.
  • Вероятные будущие проценты и дивиденды. Если фирма должна выплатить проценты по взятому ранее кредиту или она уже объявила выплату дивидендов, то это сказывается на стоимости акций.
  • Вероятные будущие доходы. Это основа оценки, самый сильнодействующий фактор.
  • Вероятная будущая ставка роста. Если у фирмы светлое будущее надежного, быстрого и устойчивого роста, то ее акции определенно пойдут вверх.

Внутреннюю стоимость  рассчитывают для того, чтобы сравнить ее с текущей рыночной стоимостью или с ценой, которую серьезный  покупатель предлагает за фирму. Рынок  несовершенен, т. е. он не моментально  реагирует на изменения в фирме, ее акции могут оказаться как  недооцененными, так и переоцененными. Главная задача аналитика как  раз и состоит в обнаружении  несоответствий этого типа для того, чтобы выгодно использовать их при  покупке-продаже фирмы, или для  того, чтобы обратить внимание руководства  и собственников на опасности  финансового захвата или банкротства. Ситуации недооценки и переоценки фирмы  рынком носят временный характер, поэтому любая оценка сохраняет  свою правильность лишь некоторое время, продолжительность которого неизвестна. Иногда рынок моментально реагирует  даже на слухи о той или иной фирме, а иногда не признает даже очень  перспективных изменений в фирмах на протяжении длительного времени. Почему это так? Это одна из проблем, на которые финансовая наука пока не нашла однозначного ответа.

Методика внутренней стоимости  работает не всегда из-за следующих основных причин:

  • Рынок несовершенен, он не всегда сразу адекватно реагирует на изменения в фирмах.
  • Существуют фирмы, успех которых сильно зависит от спекулятивных факторов и удачи, а не от глубины и тщательности расчетов. Некоторые виды торговли таковы.
  • Некоторые фирмы быстро растут, и рост этот трудно предсказать и оценить, потому что на него влияют такие факторы, как мода. Можно вспомнить бум продаж кубика Рубика и электронной игрушки Тамагочи. Весь мир, казалось, свихнулся из-за них! И с чего бы?
  • На рынке время от времени появляются новые продукты, технологии и секторы. Экономические параметры этих новых явлений, определенное время не поддаются формальному анализу.
  • Иногда на рынке происходят "черные" вторники, четверги и пятницы, когда курсы акций всего рынка просто летят в пропасть без видимых причин. Хорошо, что эти периоды относительно коротки, хотя и непредсказуемы.
  • Не всегда циклические колебания в экономике легко включить в рациональный анализ. Эти явления слишком многомерны и сложны.
  • Революционные потрясения в некоторых странах способны поколебать и даже изменить структуру рынка.

Так или иначе, финансовые выгоды, связанные с владением  фирмой или ее частью (акциями), происходят из следующих источников:

  • доходы или денежные потоки от основных операций;
  • доходы или денежные потоки от инвестиций (проценты от купленных заемных инструментов или дивиденды от паевых инструментов);
  • поступления от продажи активов;
  • поступления от залога активов;
  • продажа акций.

Основные финансовые переменные при оценке величины этих источников:

  • прибыли (доходы);
  • денежные потоки;
  • дивиденды или способность выплачивать дивиденды;
  • заработки;
  • выручка (поступления);
  • активы;
  • стоимость капитала (уровень банковских процентных ставок).

В некоторых случаях особенности  сделок, под которые производится оценка и прочие дополнительные обстоятельства, могут существенно повлиять на результат. Среди этих факторов:

  • размеры пакета акций, с позиций и в интересах которого оценивается фирма (контрольный, доминирующий, существенный, малый);
  • право участия в управлении (право голоса);
  • возможность легко, быстро и без существенных потерь продать акции, их ликвидность, т. е. наличие оборудованного и активного рынка для них;
  • законодательные ограничения на операции с акциями (по размеру сделки, по праву на контрольный пакет, антимонопольные правила, ограничения в принятии некоторых видов решений, ограничения прав иностранцев и т. п.);
  • ограничения на права собственности;
  • ограничения на смену основной деятельности фирмы;
  • и пр.

 

2. Подходы и методы при оценке стоимости фирмы

Наиболее распространены три подхода к определению  стоимости компании: доходный, затратный и сравнительный. Каждый предполагает использование специфических методов. Коротко рассмотрим их суть и содержание.

2.1. Доходный подход

Доходный подход базируется на признании непосредственной связи стоимости бизнеса компании с текущей стоимостью ее будущих доходов, которые возникнут в результате дальнейшей работы. При оценке стоимости с помощью доходного подхода используют метод капитализации и метод дисконтирования денежных потоков.

Смысл расчета с использованием доходного подхода в том, что  стоимость определяется на основе не прошлых, уже полученных, а будущих  денежных потоков. Эти денежные потоки обратным счетом с помощью специальных  коэффициентов приводятся к величине, характеризующей текущую стоимость  компании. Специальные коэффициенты в методе капитализации называются коэффициентами капитализации, в методе дисконтированных денежных потоков – ставкой дисконтирования.

Информация о работе Сущность оценки фирмы