Управление дебиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Развитие предприятия во многом зависит от спроса на продукцию, поскольку высокий объем реализации ведет к увеличению прибыли, а следовательно, и к росту рыночной стоимости предприятия. Объем реализации, в свою очередь, зависит от многих факторов, часть которых находится под контролем предприятия: цена товара, его качество, реклама и кредитная политика.

Продавая товары, предприятие может потребовать оплату или до, или в день поставки, или же предоставить кредит своим клиентам и позволить оплатить позднее. Например, если предприятие производит продукцию по специальному заказу покупателя или несет существенные затраты по доставке товаров, в этом случае разумно потребовать предоплату до поставки. Если товар изготавливается предприятием на заказ и является дорогим, уникальным, то целесообразно предусмотреть поэтапную оплату по мере выполнения работы. Если предприятие поставляет продукцию широкому кругу непостоянных покупателей, то, возможно, имеет смысл требовать оплату в момент поставки. Однако, в целом, реализация товаров, работ, услуг с отсрочкой платежа — это повсеместно распространенная практика.

Работа содержит 1 файл

Глава I Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Глава I Теоретические основы управления дебиторской задолженностью  предприятия 

    1.   Сущность управления дебиторской задолженностью
 

     Развитие  предприятия во многом зависит от спроса на продукцию, поскольку высокий  объем реализации ведет к увеличению прибыли, а следовательно, и к росту рыночной стоимости предприятия. Объем реализации, в свою очередь, зависит от многих факторов, часть которых находится под контролем предприятия: цена товара, его качество, реклама и кредитная политика.

     Продавая  товары, предприятие может потребовать оплату или до, или в день поставки, или же предоставить кредит своим клиентам и позволить оплатить позднее. Например, если предприятие производит продукцию по специальному заказу покупателя или несет существенные затраты по доставке товаров, в этом случае разумно потребовать предоплату до поставки. Если товар изготавливается предприятием на заказ и является дорогим, уникальным, то целесообразно предусмотреть поэтапную оплату по мере выполнения работы. Если предприятие поставляет продукцию широкому кругу непостоянных покупателей, то, возможно, имеет смысл требовать оплату в момент поставки. Однако, в целом, реализация товаров, работ, услуг с отсрочкой платежа — это повсеместно распространенная практика.

     Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

     По  характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

     Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и маркетинговой политики организации, заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

     Все фирмы стараются производить  продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.

     Проблема  ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности становится ключевой почти в каждой организации. В ней, в свою очередь, выделяют несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из способов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.

     На  уровень дебиторской задолженности  влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам следует отнести профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, влияющую на реализацию.

     Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают  сильное влияние на финансовое состояние  организации.

     Для улучшения финансового положения организации необходимо:

     1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

     2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

     3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

     Одной из задач финансового менеджера  по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями. 

     1.2 Показатели эффективности управления дебиторской задолженностью  

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, планирование и контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в  динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

     Обобщающим  показателем возврата задолженности  в финансовом анализе является оборачиваемость. Показатель ликвидности характеризует скорость, с которой она будет превращена в денежные средства (наличность). Таким образом, показателем качества и ликвидности дебиторской задолженности является её оборачиваемость.

     Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как  отношение объема дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к средней дебиторской задолженности по формуле: 

     К о.д. = ДР/ ДЗ,  где 

     К о.д. – коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности; 

     ДР  – доход от реализации продукции (работ, услуг); 

     ДЗ  – средняя дебиторская задолженность. 

       Этот коэффициент показывает, сколько  раз задолженность образуется  и поступает предприятию за  исследуемый период.

     Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОД), может  быть рассчитана и в днях. Этот показатель отражает среднее число дней, необходимое для её возврата. Рассчитывается как отношение количества дней в периоде и коэффициента оборачиваемости: 

     ОД= П / К о.д.,  где 

     П – длительность периода; 

     Рост  коэффициента оборачиваемости дебиторской  задолженности показывает относительное уменьшение коммерческого кредитования и наоборот. Желательна максимизация этого показателя. Повышение показателя свидетельствует об улучшении управления дебиторской задолженностью.

     Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности  является первоочередной задачей предприятий в современных условиях и достигается различными путями.

     На  стадии создания производственных запасов таковыми могут быть:

     Внедрение экономически обоснованных норм запаса;

     Приближение поставщиков сырья, комплектующих  изделий услуг и др. к потребителям;

     Широкое использование прямых длительных связей;

     Расширение  складских систем материально-технического обеспечения, а также оптовой  торговли материалами и оборудованием;

     Комплексная механизация и автоматизация  погрузочно-разгрузочных работ на складах. 

     На  стадии незавершенного производства; 

     Ускорение научно-технического прогресса (внедрение  прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов и т.п.)

     Развитие  стандартизации, унификации, оптимизации;

     Совершенствование форм организации промышленного  производства, применение более дешевых  конструктивных материалов;

    Совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;

     Увеличение  удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.

     На  стадии обращения; 

     Приближение потребителей продукции к ее изготовителям;

     Совершенствование системы расчетов;

     Увеличение  объемов реализованной продукции  вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов;

     Тщательная  и своевременная подборка отгружаемой  продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом  соответствии с заключенными договорами. 

     Дебиторская задолженность - элемент оборотных  средств, ее уменьшение снижает коэффициент  покрытия. Поэтому необходимо решать не только задачу снижения дебиторской  задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения  между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

     Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании. 
 
 
 
 

     1.3 Управление дебиторской  задолженностью  

     Управление  дебиторской задолженностью — отдельная  функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает:

     -  прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия;

     – определение политики предоставления кредита и инкассации для различных  групп покупателей и видов продукции. Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше –получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.

     – анализ и ранжирование покупателей  в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя;

     – контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности. Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

     – определение приемов ускорения  востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

     – задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

     – прогноз поступлений денежных средств  от дебиторов на основе коэффициентов  инкассации.

     Получение платежей от дебиторов является одним  из основных источников поступления  средств на предприятие.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на предприятии