Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день Российская Федерация является страной с рыночной экономикой, что обуславливает наличие здоровой конкурентной среды.

Содержание

Введение
3
Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью
5

1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
5

1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности
8

2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов»
16

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
16

2.2 Анализ дебиторской задолженности и оценка эффективности ее использования на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
19

3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
25

Выводы и предложения
28

Список использованных источников
30

Приложения
31

Работа содержит 1 файл

фин менеджмент Мехоношина.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

3

  1. Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью

5

1.1  Понятие и виды дебиторской задолженности

5

1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности

8

2. Анализ системы управления  дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов»

16

2.1 Краткая характеристика  предприятия ООО «Гостиничный  комплекс Глазов»

16

  1. 2.2 Анализ дебиторской задолженности и оценка эффективности ее использования на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»

19

3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»

25

Выводы и предложения

28

Список использованных источников

30

Приложения

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день Российская Федерация является страной с рыночной экономикой, что обуславливает наличие здоровой конкурентной среды. Следовательно, перед коммерческими организациями стоит вопрос о необходимости объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров.

Дебиторская задолженность  является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. В  современных экономических условиях большинство хозяйствующих субъектов  испытывает дефицит инвестиционно-финансовых ресурсов, поэтому актуальными являются вопросы, связанные с формированием, оптимальным размещением и эффективным их использованием. И одно из ведущих мест в указанной группе ресурсов отводится дебиторской задолженности. В этом связи рассмотрение проблем организации управления дебиторской задолженности, несомненно, носит актуальный, своевременный характер.

Актуальность рассмотрения данного вопроса так же усиливает то обстоятельство, что высокая доля дебиторской задолженности в структуре активов предприятия может стать причиной финансовых трудностей и, как следствие, причиной неисполнения обязательств - возникновения кредиторской задолженности, неполучения планируемого инвестиционного дохода, несоблюдения положений действующего законодательства в части обеспечения финансовой устойчивости и пр.

Таким образом, целью  данной работы является проведение анализа  управления дебиторской задолженности  предприятия ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» и разработка рекомендаций по решению проблем управления дебиторской  задолженностью на данном предприятии.

В ходе написания работы были поставлены и решены следующие  задачи:

- изучено понятие, виды и методы управления дебиторской задолженностью;

- проведено исследование динамики, состава и структуры дебиторской задолженности;

- прослежено движение дебиторской задолженности и оценено ее качество;

- исследовано влияние  дебиторской задолженности на  основные характеристики финансового  состояния организации;

- проанализировано финансовое  состояние предприятия и выявлены  существующие проблемы;

Объектом исследования является ООО «Гостиничный комплекс «Глазов».

Период исследования 2008-2009 гг.

В ходе написания работы были использованы следующие методы исследования: монографический, расчетно-конструкторский, экономико-статистический, а также горизонтальный и вертикальный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность  управления дебиторской задолженностью

 

1.2 Понятие и виды  дебиторской задолженности

 

Под дебиторской задолженностью понимается задолженность предприятию  различных юридических и физических лиц, возникшая в ходе хозяйственной деятельности.

Дебиторская задолженность  является одной из разновидностей активов  организации, которая может быть реализована, передана, обменена на имущество, продукцию, результат выполнения работ  или оказания услуг.

Практически любая компания заинтересована в продаже товаров с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают ее соглашаться на отсрочку платежа, предоставляемую покупателям, в результате чего появляется дебиторская задолженность. Другой причиной образования дебиторской задолженности становятся авансовые платежи (так называемая предоплата) самой компании, которые необходимы для выполнения условий договоров с поставщиками и подрядчиками, налоговые авансовые платежи и т. п.

В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков её погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях её развития.

Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия, является состояние его оборотных средств и одного из элементов – дебиторской задолженности.

Оборотные средства (оборотный  капитал) - это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.

Дебиторская задолженность  относится ко второй группе оборотных средств «Фонды обращения».

Обязанность осуществлять контроль за полнотой и своевременностью расчетов, состоянием дебиторской задолженности  лежит в первую очередь на самом  предприятии. Для этих целей в  структуре управленческого персонала  предусматривается специальное подразделение финансовой службы.

Существующая нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой  платежа (получение предоплаты как формы платежа на региональных рынках используется в ограниченных размерах).

Имеющаяся низкая платежеспособность предприятий вызывает рост достаточных  объемов дебиторской задолженности  на балансах производителей[3].

Целью управления дебиторской  задолженностью является оптимизация ее размера и структуры, а также стимулирование объема продаж за счет использования эффективной кредитной политики.

Для достижения этих целей  используют:

  • управление структурой задолженности;
  • контроль над платежной дисциплиной покупателей;
  • разработку эффективной кредитной политики.

На размер дебиторской  задолженности влияют такие факторы, как объем продаж организации, ее рыночная позиция, интенсивность конкуренции на рынке, а также политика взыскания и кредитовании клиентов.

Для оптимизации структуры дебиторской задолженности используется  классификация по следующим критериям.

1.  По экономическому содержанию: задолженность покупателей и заказчиков; авансы выданные; прочая. Управление этой структурой заключается в том, чтобы минимизировать удельный вес выданных авансов и прочей дебиторской задолженности.

2.  По срокам погашения: краткосрочная — со сроком погашения до 3 месяцев, и долгосрочная — со сроком погашения свыше трех месяцев. Цель управления структурой по срокам возникновения заключается в том, чтобы уменьшить удельный вес задолженности с большим сроком, вероятность погашения которой с увеличением срока уменьшается.

3.  По своевременности возврата: нормальная и просроченная. Цель управления — уменьшение доли просроченной задолженности

4.  По возможности взыскания: надежная, сомнительная (не погашенная в срок и не обеспеченная), а также безнадежная (с истекшим сроком исковой давности; по которой есть решение государственного органа о невозможности взыскания; задолженность ликвидированных организаций). Цель управления — минимизация сомнительной и безнадежной задолженности.

5.  По группам дебиторов: группа А — 80% суммарной дебиторской задолженности; группа В — 15%; группа С — 5% в суммарной дебиторской задолженности. Такая классификация проводится в целях выявления задолженности, которая подлежит постоянному контролю (группа А), и задолженности, контролировать которую можно с меньшей периодичностью.

6.  По номенклатуре реализуемой продукции: цель — выявление видов продукции, на которую приходится основная сумма дебиторской задолженности [4].

Также дебиторскую задолженность  можно классифицировать в зависимости от степени ликвидности:

  • текущая, это дебиторская задолженность, не оплаченная по договору за последний период платежа до наступления следующего за ним периода платежа;
  • реструктуризированная, это дебиторская задолженность, по которой подписаны и действуют договоры (соглашения) о реструктуризации (в том числе утвержденные судом мировые соглашения), описывающие порядок, форму и сроки погашения задолженности;
  • исковая, это дебиторская задолженность, взыскиваемая в ходе исполнительного производства, а также находящаяся в процессе судебного рассмотрения или в работе юридических служб (с момента подачи претензии о нарушении срока платежа);
  • мораторная - это дебиторская задолженность потребителей, в отношении которых введена процедура банкротства;
  • «мертвая» - это дебиторская задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию в порядке, определенным налоговым законодательством и положениями бухгалтерского учета [2].

 

1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности

 

Главными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

  • содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита и тем самым росту прибыли;
  • повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежей;
  • определение степени риска неплатежеспособности покупателей;
  • расчет прогнозного размера резерва по сомнительным долгам;
  • предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности [1].

Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния  дебиторов; при непогашении долга  или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.

Российские специалисты  выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:

  • планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;
  • управление кредитными лимитами покупателей;
  • контроль дебиторской задолженности;
  • мотивация сотрудников [10].

По мнению Колпаковой Г.М. процесс управления дебиторской задолженностью может быть представлен в виде алгоритма и включает следующие этапы:

I этап — финансовый анализ деятельности организации-поставщика;

II этап — выработка кредитной политики организации;

III этап — принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности;

IV этап — изменение кредитной политики организации;

V этап — контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его отправкой покупателю; составление картотеки дебиторов;

VI этап — контроль за финансовым состоянием дебиторов;

VII этап — при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;

VIII этап — обращение в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности;

IX этап — возбуждение дела о банкротстве;

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью