Управление финансовым состоянием банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Банковская система страны является одной из основных составляющих экономического организма, формирует огромные денежные капиталы, обслуживает производственные и инвестиционные потребности предприятий, а также населения. От ее качественного состояния и дальнейшего развития во многом зависит развитие общества в целом. В настоящее время банковская система РФ еще не в полной мере реализует свои стимулирующие возможности. Она пока не обладает достаточным ресурсным потенциалом, подвержена высоким рискам, не имеет необходимого запаса прочности, испытывает затруднения в увеличении своей капитальной базы.

Содержание

Введение
Глава 1 .Теоретические основы управления финансами коммерческого банка
1.1 Экономическая сущность и понятие финансов коммерческого банка
1.2 Концепция управления пассивами в разрезе входящих финансовых потоков
1.3 Теоретические основы управления активами с точки зрения исходящих финансовых потоков
Глава 2.Цели, задачи и методы управления финансами АКБ «Собинбанк»
2.1 Экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Минимизация рисков как итоговая цель функционирования системы управления финансами
2.3 Методы обеспечения необходимого уровня ликвидности при достижении максимальной прибыльности 34
Глава 3. Моделирование системы оперативного управления финансами АКБ «Собин Банк»
3.1 Процесс формирования эффективного оборота финансов
3.2 Анализ ключевых факторов практической реализации модели системы оперативного управления финансами
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление фин сост банка.docx

— 103.51 Кб (Скачать)

Таким образом, применяемые в настоящее время  ЦБ РФ методики оценки финансового  состояния не позволяют, во-первых, достоверно отразить реальную картину; во-вторых, выявить глубинные негативные тенденции, а значит и своевременно принять меры к их устранению.

Наряду  с ЦБ РФ оценку финансовой устойчивости банков в России проводят также независимые  рейтинговые агентства. Такая практика оправдана и существует во всем мире.

В отличие  от оценок ЦБ РФ рейтинги данных агентств публикуются, что позволяет участникам финансового рынка ориентироваться  в реальной ситуации. Указанные рейтинги важны для покупателей коммерческих ценных бумаг, депозитных сертификатов, для кредиторов и вкладчиков, заключающих  кредитные, депозитные и другие соглашения, чтобы убедиться в ликвидности  и платежеспособности банков.

Специфика рейтингового процесса независимых рейтинговых  агентств в России состоит в том, что они располагают ограниченной информационной базой и потому их методики относятся к категории дистанционных. Даже банковской отчетностью они не могут воспользоваться в полной мере. Материалы инспекторских и аудиторских проверок для них вовсе недоступны.

Однако, следует признать, что рынок рейтинговых услуг, особенно в банковской сфере, уже существует; сформировалась сеть рейтинговых агентств, имеются потребители услуг этих агентств, постепенно повышается качество и расширяется ассортимент продуктов рейтинговых агентств. Наиболее значимыми из них являются: экспертная группа Издательского дома "Коммерсант", АЦФИ ("Аналитический Центр финансовой информации"), Информационный центр "Рейтинг", агентство" Standard & Poor's".

Данные методики, как правило, не содержат четко очерченных взаимосвязей между финансовой устойчивостью  и ликвидностью. Отчасти это происходит по той причине, что эти понятия  являются различными по своей природе  и сопоставить их достаточно сложно, и устойчивость и ликвидность  банка можно рассматривать пофакторно с учетом границы насыщения.

Ограничение ликвидности не наблюдается ни в  одной из рассмотренных методик, т.е. авторы трактуют ликвидность по принципу: чем выше, тем лучше (тем  выше рейтинг банка). Данный подход к анализу ликвидности является не вполне адекватным. Необходимо, как  минимум, расчитывать отношение высоколиквидных активов к совокупным активам банка, определяя максимальную границу, за пределами которой ликвидность активов становится избыточной.

Ограничение доходности наблюдается в методиках: Коммерсанта и Standard & Poor's. В основном, это происходит на основе ограничения рисков по вложениям банка в кредиты.

Единственная  из всех рассмотренных методик, которая  содержит некоторые основы анализа  соотношения инвестиций в ликвидные  и доходные активы — это методика Standard & Poor's, в которой, при анализе ликвидности, рассчитывается коэффициент отношения объема выданных ссуд к объему вложений в депозиты и ценные бумаги. В то же время интерпретация значения этого коэффициента зависит от экспертного мнения аналитиков агентства. По нашему мнению, следует определить предел или предпочтительный диапазон значений, который будет показывать, насколько оптимально банк распределяет средства между такими разными по своей сути статьями, как доходные активы и ликвидные активы.

По результатам  анализа, проведенного в работы, были выделены две основные тенденции  развитая отечественного финансового  рынка, характерные как для пассивных так и для активных операций коммерческих банков. Особенности депозитной политики отечественных коммерческих банков проявились в устойчивой тенденции преимущественного привлечения средств клиентов и конверсия их в кредитные и инвестиционные ресурсы. В условиях диверсификации активных операций коммерческих банков, четко определились предпочтения потребительского кредитования, кредитов и инвестиций предприятиям финансового и реального сектора национальной экономики. Данные базовые тенденции подкрепляются осознанной востребованностью применения современных банковских технологий, в том числе в сфере комплексного управления активами и пассивами. Наиболее приемлемым механизмом, позволяющим достаточно точно и качественно интегрировать активные и пассивные операции банка в единую систему, с точки зрения автора, является экономико-математическое моделирование.

 

Глава 3. Моделирование системы  оперативного управления финансами  АКБ «Собин Банк»

3.1 Процесс формирования  эффективного оборота финансов

 

Постановка  финансового управления в банке  заключается в разработке системы  управленческих отчетов и процедур принятия решений на их основе. Модель финансового управления является расширением  методики "Оперативного бюджета  банка" и охватывает следующие  вопросы:

  • сегментирование бизнеса;
  • финансовое планирование и бюджетирование по Центрам финансовой ответственности (ЦФО);
  • трансфертное управление ресурсами;
  • учет затрат по методу ABC (Activity Based Costing);
  • ведение управленческого учета;
  • получение финансовой отчетности (МСФО);
  • получение управленческой отчетности для высшего руководства банка;
  • расчет коэффициентов и показателей.

Сегментирование бизнеса

В основе финансового  управления сегментами лежит идея разделения банковского бизнеса на независимые  бизнес-направления с одной стороны, и выделения из организационной структуры доходоприносящих и затратных центров (Центров прибыли и Центров затрат), с другой стороны. Сегментация проводится в соответствии с МСФО 14 "Финансовая информация по сегментам", в котором бизнес может быть представлен в виде сегментов, выделенных по производственному и/или географическому принципу. Сегментирование позволяет выявить основные источники доходов и затрат, установить персональную ответственность сотрудников банка за финансовые показатели и результаты.

При сегментировании  бизнеса по производственному признаку в Головном банке выделяются специальные  подразделения или ответственные  исполнители, которые отвечают за развитие бизнес-направлений. В их задачи входят: анализ рынка, разработка продуктовой линейки, вывод продуктов на рынок, передача информации о новых продуктах в Центры прибыли, разработка технологий продажи и учета, доведение технологий до сотрудников банка, контроль качества предоставления продуктов подразделениями банка. Данные подразделения составляют годовые бизнес-планы и бюджеты своих бизнес-направлений.

Выделение Центров  прибыли и затрат отражает выделение  сегментов по географическому признаку. Так, филиалы могут быть представлены отдельными Центрами прибыли. Финансовое управление Центрами прибыли заключается  в планировании и анализе финансовых показателей и результатов деятельности Центров прибыли в разрезе  бизнес-направлений или еще детальнее, в разрезе продаж банковских продуктов.

Таким образом, с точки зрения концепции финансового  управления, Центры прибыли являются точками продаж банковских продуктов  бизнес-направлений.

Финансовое планирование и бюджетирование по ЦФО

Данная часть  модели финансового управления в  последнее время широко обсуждалась  в кругах банковских менеджеров и  аналитиков. В настоящий момент бюджетирование как инструмент финансового управления применяется в подавляющем большинстве банков.

Бюджетирование в банке заключается в планировании, учете, контроле исполнения и анализе отклонений бюджетов активов и пассивов (БАП) и Финансового плана (ФП). В рамках ФП планируются:

  • бюджет операционных доходов и расходов;
  • смета накладных расходов;
  • смета капитальных вложений.

Бюджеты планируются  на год с разбивкой по кварталам. Минимальный период бюджетирования - месяц. Первичные бюджеты ведутся в валютах номинала сделок с приведением к сводной валюте бюджета. Бюджеты ведутся по банку в целом, а также в разрезе сегментов: ЦФО и бизнес-направлений.

 

Различают три  варианта ведения бюджетов по сегментам:

Вариант 1 "ЦФО однозначно входят в  бизнес-направление"

В этом случае по ЦФО ведутся БАП  и ФП. Бюджеты бизнес-направлений - есть сумма бюджетов ЦФО, входящих в бизнес-направления. Сумма по бюджетам бизнес-направлений равна сумме бюджетов по ЦФО и равна консолидированному брутто-бюджету банка.

Вариант 2 "Бюджеты ЦФО и бизнес-направлений ведутся раздельно и связаны через аллокации"

По ЦФО ведутся только накладные  расходы и капитальные вложения. По бизнес-направлениям ведутся БАП и ФП в части операционных доходов и расходов. Накладные расходы и капитальные вложения аллокируются на бизнес-направления через матрицы участия ЦФО в работе бизнес-направлений.

Вариант 3 "Бюджеты ЦФО ведутся  в разрезе бизнес-направлений"

Также как и в первом варианте по ЦФО ведутся БАП и ФП. Но только статьи бюджетов ЦФО сразу ведутся  в разрезе нескольких бизнес-направлений. Это касается статей БАП и операционных доходов и расходов. Накладные расходы ведутся просто по ЦФО, а на бизнес-направления аллокируются.


 

Чтобы банк смог составлять бюджеты по ЦФО, необходимо:

  • распределить активы и обязательства между всеми ЦФО;
  • распределить процентные доходы и расходы между ЦФО;
  • распределить комиссионные доходы и расходы между ЦФО;
  • распределить прямые и косвенные затраты по ЦФО;
  • распределить основные средства по ЦФО.

Планирование  бюджетов ведется последовательно. Сначала планируются средние значения по статьям БАП. Для каждой статьи БАП на каждый месяц планируется стоимость ресурсов. Далее по каждой статье среднее значение БАП умножают на стоимость данного ресурса и вычисляют операционные доходы и расходы по статьям ФП.

Прямые накладные  расходы и капитальные вложения планируются сметообразующими подразделениями (их еще называют обеспечивающими) в бюджетах подразделений-пользователей. Планирование осуществляется на основе заявок подразделений-пользователей.

А потом аллокируются (переносятся) на подразделения и бизнес-направления по экономически обоснованным алгоритмам распределения.

Плановые  аллокации выполняются в 2 этапа: сначала плановые общебанковские расходы переносятся на ЦФО, а потом - плановые расходы ЦФО с учетом общебанковских расходов переносятся на бизнес-направления.

Контроль  за целевым характером расходов осуществляется путем визирования заявок ЦФО сметообразующими подразделениями, бюджетными службами и бухгалтерией.

Для расчета  фактического БАП и ФП разрабатывается  система управленческого учета, которая трансформирует остатки  и обороты по лицевым счетам Главной  книги бухгалтерского учета в  фактические значения бюджетных  статей.

Для получения  окончательных план-факт отчетов  и контроля финансовых результатов  по ЦФО в управленческом учете  ежемесячно производятся следующие  корректировки:

  • перераспределение операционных доходов и расходов между ЦФО;
  • отнесение прямых накладных расходов на ЦФО;
  • расчет косвенных расходов ЦФО путем аллокаций общебанковских расходов и расходов общебанковских подразделений;

Далее выпускаются  бюджетные план-факт отчеты по ЦФО  и банку в целом:

  • по БАП - ежедневно и ежемесячно;
  • по ФП в части операционных доходов и расходов - ежедневно;
  • по ФП в части накладных расходов и капитальных вложений - ежемесячно.

Анализ отклонений в БАП заключается в определении  статей, у которых плановые значения меньше фактических в "X" раз. Анализ отклонений ФП заключается в определении  статей, у которых фактические  доходы меньше плановых доходов и  фактические расходы больше плановых расходов в "X" раз. Для выявления  причин отклонений проводится анализ долей нижестоящих статей или  ЦФО.

Трансфертное управление ресурсами

Для получения  корректных финансовых результатов  ЦФО и бизнес-направлений от операций внешнего привлечения-размещения ресурсов применяется механизм трансфертных сделок. Если ЦФО привлекает ресурсы на внешнем рынке, то оно должно получить доход, разместив эти ресурсы на внутреннем рынке. Если ЦФО размещает ресурсы на внешнем рынке, то оно должно купить их на внутреннем рынке.

Купля-продажа  всех ресурсов происходит централизованно  через специальный ЦФО Cash Management (или "Ресурс-менеджмент") путем заключения трансфертных сделок. Внутреннее управление ресурсами банка и заключение трансфертных сделок возлагается на Казначейство. В учете внутренняя купля-продажа ресурсов может отражаться на двух видах регистров управленческого учета: в Портфелях ресурсов и в Журнале трансфертных сделок.

Портфели ресурсов

В банке формируется  система портфелей, группирующих ресурсы  по валютам и срочности. Каждый ресурс (статья БАП) однозначно входит в тот  или иной портфель. Для каждого  портфеля ежемесячно устанавливаются (рассчитываются) плановые и фактические  трансфертные ставки. По ресурсам, входящим в портфель, ежемесячно рассчитываются плановые и фактические трансфертные доходы и расходы именно по этим ставкам.

Информация о работе Управление финансовым состоянием банка